В России с 1 сентября отменяется часть обязательных пунктов проверки при техосмотре машин. Теперь капающее масло или тосол, а также коррозия шлангов тормозной системы больше не являются препятствием для получения диагностической карты. Не будут специалисты и замерять уровень шума выхлопной системы, проверять работу стеклоомывателей и штатной противоугонной системы. При этом по правилам дорожного движения (ПДД) водитель обязан следить за техническим состоянием автомобиля, а ездить без аптечки или огнетушителя все еще нельзя, за это предусмотрен штраф в 500 рублей.
С января этого года в России обязательный техосмотр был отменен для большинства автовладельцев. Сейчас его нужно проходить только коммерческому транспорту, а также всем авто при постановке на учет. Как отмечает президент союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев, отмена обязательного техосмотра уже привела к негативным последствиям, а дальнейшие смягчения могут еще ухудшить ситуацию.
Сергей Зайцев президент союза «ТехЭксперт» «Что фактически происходит и что мы сейчас наблюдаем, вот пример. Мне только что звонили коллеги из Севастополя. Приезжает туда владелец, физическое лицо на автомобиле, зарегистрированном во Владимирской области, и не для чего-нибудь, а, как в народе говорят, «бомбить». Без шашечек, без всяких плафончиков, без всего, просто занимается извозом. И он считает, что ему ничего не надо проходить только потому, что он является владельцем (физическое лицо) и автомобиль принадлежит ему. То, что на дорогах поехали ведра с гайками, которые раньше стояли как постаменты перед рекламными щитами, — это, по-моему, уже видно невооруженным глазом. Если не брать официальную статистику, а реальные контакты, даже со структурами, которые занимаются дорожно-транспортными происшествиями, то все говорят: «Не прошло и полгода, как рост количества ДТП по причине технической неисправности очевидно растет». Хлам, который стоял раньше, без стеснения поехал по дорогам».
Кроме того, из-за невостребованности услуги в России сокращается количество пунктов технического осмотра, и в некоторых регионах для прохождения процедуры порой приходится ехать в другой город. Проблема заключается еще и в стоимости ТО, которая устанавливается региональными властями и не всегда выгодна бизнесу. К примеру, в Москве такая услуга стоит 720 рублей. В сентябре стоимость, скорее всего, вырастет, но всего до 913 рублей.
При этом, несмотря на активную борьбу с нарушителями, никуда не делась покупка «серых» диагностических карт, говорит председатель региональной Ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева.
Ольга Селезнева председатель региональной Ассоциации станций технического обслуживания «Само по себе событие, когда техосмотр стал необязательным, было шокирующим. Мы сегодня техническое состояние автомобиля не можем никак вообще проверить, пока ТС не попало в ДТП и не прошла какая-то определенная экспертиза. Я знаю огромное количество пунктов достойных, качественных, которые работали с 2012 года, они не прошли аккредитацию только по той простой причине, что в документах была допущена какая-то техническая ошибка: неправильно поставлена запятая либо какой-то документ не был подложен. А эти пункты действительно работали очень честно. Никогда в жизни через интернет не продавали диагностических карт. К сожалению, это происходит по всей России. Если вы сегодня посмотрите реестр технических операций, которые были, грубо говоря, два года назад до введения этой реформы, то эта база сократилась в разы. А те люди, которые как торговали через интернет, то они так и продолжают».
«Серые» диагностические карты чаще всего делаются при помощи фоторедакторов. То есть, судя по фотографиям, авто побывало на осмотре, но в реальности никто никуда не ездил. Такая услуга стоит дороже техосмотра — порядка 2000-3000 рублей, и пользуются ею чаще всего те, у кого неисправен автомобиль или внесены запрещенные изменения в конструкцию.
Тем, кто попался с поддельной техкартой, в ГИБДД могут не только аннулировать ее, но и снять автомобиль с регистрации, после чего придется проходить техосмотр и снова ставить машину на учет.