Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Не всякому ввезенному автомобилю таможня даст добро

Россияне стали в пятнадцать раз чаще привозить автомобили из Казахстана, там представлены ушедшие с нашего рынка бренды, причем по привлекательной цене. Но опрошенные «Парламентской газетой» эксперты предупредили о высоких рисках таких покупок, а в (ФТС) рассказали, как обезопасить сделку.

Не всякому ввезенному автомобилю таможня даст добро
Фото: © Игорь Самохвалов/ПГ © Игорь Самохвалов/ПГ

Все равно дешевле

Видео дня

С января по август 2022 года россияне ввезли в страну из Казахстана 6,5 тысячи автомобилей, что в пятнадцать раз больше, чем за те же восемь месяцев прошлого года, говорится на сайте ФТС. На рынок соседней страны дилеры по-прежнему привозят авто ушедших из России западных брендов, и стоят они заметно дешевле, чем те, что еще не распродали у нас. Например, новый внедорожник в ближайшем к границе с Россией Костанае можно купить за 10,9 миллиона тенге, что меньше полутора миллионов рублей. В столичном автосалоне такая машина сейчас стоит не меньше 1,7 миллиона рублей в самой простой комплектации и по акции. Такая разница сделала казахстанский авторынок привлекательным: наши сограждане едут туда сами либо заказывают доставку машин автовозом — все равно получается дешевле.

Благодаря тому, что в России и Казахстане действует единое экономическое пространство, растаможка пригнанных авто в привычном понимании этого процесса не требуется. Но и ввозить в нашу страну выпущенные в оборот в Казахстане по пониженным или нулевым ставкам таможенных пошлин машины нельзя, предупредили в ФТС. В ведомстве посоветовали получить у продавца документы, подтверждающие, что автомобиль был ввезен и выпущен в оборот в Казахстане с полной уплатой ввозной пошлины, действующей для единого экономического пространства стран . Ведь внутри той или иной страны могут быть установлены собственные таможенные режимы, которые распространяются исключительно (и только) на территорию этой страны.

Приехать в Россию на автомобиле с заниженной стоимостью таможенной очистки можно и даже получится какое-то время его использовать, рассказал «Парламентской газете» автоюрист .

«Режим временного ввоза действует полгода, после чего машину нужно либо вернуть в страну, откуда она приехала, либо получить российский ПТС, что будет дорого стоить», — объяснил эксперт. Но даже эти расходы позволяют купить авто у соседей дешевле, чем стоят еще оставшиеся в российских салонах иномарки, добавил он.

Остерегайтесь подделок

Единое экономическое пространство в рамках ЕАЭС действует в России, Киргизии, Армении, Белоруссии и Казахстане. Из последних двух стран, как пишут на автомобильных форумах, выгоднее всего гнать машину. В Минске тот же рассматриваемый можно найти за 1,6 миллиона рублей.

Автомобили с заниженной стоимостью таможенной очистки продаются в Казахстане сплошь и рядом, там действует целая схема их реализации, рассказал «Парламентской газете» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) . Неправильно растаможенные автомобили в той стране, откуда они прибыли, «видит» российская ФТС, предупредил эксперт, поэтому их владельцы рано или поздно столкнутся с трудностями. При этом искать продавца и требовать с него необходимые документы, скорее всего, будет бесполезно.

Для ввоза в Россию оформленной на физлицо машины понадобится получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), однако, по словам вице-президента НАС, участились случаи подделки этого документа.

«В нем указывают более высокий экологический класс, чтобы не возникло проблем с ввозом, — отметил Шапарин. — Когда подлог вскроется, машину могут снять с регистрации в России. В связи с тем, что поддельных СБКТС все больше, чтобы избежать рисков, пока лучше не покупать автомобили за рубежом».

Как правильно

Страны ЕАЭС и некоторые другие государства бывшего СССР в последние месяцы увеличили экспорт товаров в Россию. Лидерами по поставкам являются Казахстан и Белоруссия, причем последняя обошла по этому показателю Германию, став вторым после Китая экспортером в нашу страну, передал РБК. В июне, по данным Белстата, белорусские поставки превысили два миллиарда долларов, что в полтора раза больше по сравнению с июнем 2021-го. В числе товаров различное оборудование, автомобили и другая техника.

Пригнать авто из-за границы и правильно зарегистрировать его в России в целом несложно, особенно если речь идет о странах ЕАЭС, отмечают эксперты. Купленную машину нужно сначала снять с учета в стране покупки и получить местные транзитные номера. Оформить СБКТС для въезда в Россию можно в расположенных у границы специальных пунктах, а заплатить утилизационный сбор и акциз за лошадиные силы — онлайн.

Для постановки на учет в нашей стране потребуется оформить ОСАГО, электронный паспорт транспортного средства, а также для новых автомобилей обязательным является наличие системы ЭРА-ГЛОНАСС. Правда, в этом году кабмин ввел мораторий на ее установку для физлиц до марта 2023 года. После получения всех необходимых документов можно записываться на регистрацию в .

В ФТС обратили внимание, что на продажу за границей могут быть выставлены автомобили, которые не были задекларированы и в отношении которых числится задолженность по уплате таможенных платежей, в том числе в странах ЕАЭС. Незадекларированные авто находятся под таможенным контролем и их запрещено передавать во владение, пользование, распоряжение любым лицам, отметили в ведомстве.

Пока перегонка машин выгодна российским покупателям, но дилеры уже обратили на это внимание, сказал Сергей Радько. Поэтому ситуация может измениться. «Либо вырастут цены, либо усложнятся правила, — предположил он. — Дилеры видят, что там, где раньше продавалось одно количество машин, теперь их продается в несколько раз больше, и здесь очевидно, что идет перепродажа в третью страну. Просто так это не оставят».