Войти в почту

«Жигули» Ванкеля. 40 лет назад ВАЗ показал машину с роторным мотором

В 1982 году на выставке Научно-Технического Творчества Молодежи производитель ВАЗ продемонстрировал первый отечественный мотор Ванкеля. Это была нестандартная конструкция, которая отличалась эффективной работой и должна была сделать настоящий переворот в автомобилестроении. Несмотря на то, что мотор пользовался успехом в разных сферах, в серийное производство его так и не запустили.

«Жигули» Ванкеля. 40 лет назад ВАЗ показал машину с роторным мотором
© Car.ru

Феликс Ванкель - инженер-самоучка из Германии, который сумел разработать принципиально новый двигатель внутреннего сгорания. В конструкции не предусматривались обычные поршни. На их место он поставил трехгранные роторы, которые дополнялись эксцентриковым механизмом. Это позволяло роторно-поршневому мотору развивать высокую мощность и крутящий момент. Сначала Феликс предлагал свою разработку в авиастроении, но эксперименты показали, что конструкция нуждается в доработке.

В дальнейшем компания Audi продемонстрировала свой Audi KKM и сделала Ванкеля всемирно известным. В 1970 годах на Волжском автозаводе тоже приступили к разработке аналогичного мотора. В 1976 году было сформировано конструкторское бюро СКБ РПД. В качестве основы для мотора решили использовать роторно-поршневой агрегат Mazda RX-2. Новый мотор получил индекс ВАЗ-311. В конструкции предусмотрели одну секцию Ванкеля на 70 л.с.

В 1978 году подготовили опытный образец. Двигатель был выпущен в количестве 50 штук и устанавливался в ВАЗ-2101. Это были экспериментальные машины, которые сразу отправились на дороги общего пользования. Испытания показывали, что уплотнители и подшипниковые узлы быстро выходят из строя. Так первый советский РПД был отправлен на доработку.

В 1980 годах инженеры продемонстрировали новое поколение мотора. Такая разработка оказалась более удачной - двигатели выдерживали несколько лет эксплуатации. В 1982 году на выставке показали ВАЗ-21018. Это был серийный транспорт, который должен был пойти в производство. Однако у мотора в конструкции были свои недостатки - большое потребление масла и отсутствие запчастей для ремонта. Направление РПД развивалось до 2004 года, пока не было закрыто бюро СКБ РПД.

Роторно-поршневые двигатели разрабатывались и в СССР. В 1982 году на выставке показали необычный автомобиль, который имел двигатель Ванкеля.