Хот-хэтчи — яркая и демократичная плеяда недорогих и быстрых машин с собственной субкультурой и своим чартом времен на Нюрбургринге. Они способны массово обращать обычных водителей в автомобильных фанатов, не разрушая остальные стороны их жизни. Сегодня мы вернемся в 1970-е, время беби-бума «заряженных» хэтчбеков. В этом обзоре карманные ракеты со всех частей света, скромные и вызывающе яркие, с малолитражными моторами, двигателями V6 и даже большим V8.
Быстрые хэтчбеки со спортивным уклоном стали называть «горячими» почти 40 лет назад. Термин «hot hatch» впервые оформился и закрепился в Великобритании в 1984-м. Однако на рынок подобные автомобили вышли гораздо раньше — началось всё в 1960-х c юрких классических Mini и грозных заднемоторных Абартов. Настоящий же взрыв рождаемости хот-хэтчей пришёлся на семидесятые. Об этом прекрасном времени мы и поговорим.
AMC Gremlin
В апреле 1970 года дебютировал, возможно, самый странный в нашем списке автомобиль — чудаковатый AMC Gremlin с непривычной для компактных хэтчей рядной «шестёркой» на 3,3 литра (130 л.с., 247 Нм). В последующие годы для четырёхметровой модели предложили и более мощные версии.
Особняком стоял AMC Gremlin с пятилитровым V8. Он развивал от 122 до 152 сил (298–322 ньютон-метра) и разгонял Гремлина до 175 км/ч. Сотню заднеприводный хэтч с ручной коробкой передач разменивал быстрее девяти секунд. И всё же на звание полноценного хот-хэтча AMC тянул с натяжкой, хотя был динамичен даже в начальных модификациях, выглядел нетривиально и не был лишён стиля внутри.
Как отмечали журналисты и эксперты тех лет, уж слишком незамысловато были настроены рулевое управление, подвеска с листовыми рессорами сзади и тормоза. Вот и горячая топ-версия была прохладно встречена рынком: с 1972-го по 1976 год реализовали чуть больше 40 тысяч машин с V8. Всего же до 1978 года клиенты купили 671 475 Гремлинов, включая машины с 82-сильной двухлитровой «четвёркой» Volkswagen EA831.
Autobianchi A112 Abarth
Autobianchi A112 Abarth 1971 года создавался по другим лекалам, нежели Gremlin. Итальянский хот-хэтч укладывался в 3,3 метра (на полметра короче сегодняшнего трехдверного MINI!), весил на полтонны меньше Гремлина, а дизайн Данте Джакозы отличался проработанными деталями. Литыми колёсами Campagnola, чёрным поясом по периметру, необычным оформлением решётки радиатора. «Карманный Ferrari» также получил более собранную подвеску, увеличенные тормоза, руль Momo, иную приборную панель и спортивные кресла. Коробка передач — четырёх- или пятиступенчатая «механика».
Всё по-фэншую было и под капотом. Инженеры фиатовского спортивного отделения дополнили базовый мотор двухкамерным карбюратором и улучшенной системой выпуска, а рабочий объём увеличили с 903 до 982 см³. Мощность подскочила с 38 до 58 л.с., тяга — с 67 до 75 Нм. Достаточно, чтобы выехать из первой сотни за 13,5 секунды и развить 150 км/ч.
В 1975 году двигатель расточили до 1049 «кубиков», отдача поднялась до 70 сил и 87 ньютон-метров, а максимальная скорость — до 160 км/ч. Такие машины успешно противостояли более мощным оппонентам в различных гоночных соревнованиях. Например, раллисты Джанфранко Кунико и Мишель Чинотто немало времени провели за рулём именно Autobianchi A112 Abarth. До 1985 года в итальянском Дезио сделали почти 141 тысячу экземпляров.
Simca 1100 Ti
Эстафету приняла Simca 1100 Ti образца 1973-го. Кургузую француженку нередко называют «первым хот-хэтчем» в истории. И на то были основания: попирая маленькими колёсами грешную землю, переднеприводная Simca ускорялась до сотни за 12,8 секунды и выдавала 169 км/ч максимальной скорости. Для начала семидесятых это быстро!
Версии Ti отрядили четырёхступенчатую ручную коробку передач и форсированную «четвёрку» 1.3, с которой сняли 82 силы и 104 Нм. Всё это приходилось на 1025 кг снаряженной массы. В списке оснащения также были усиленное сцепление, менее податливые амортизаторы и увеличенные в диаметре тормозные диски.
Ну а внешность французы пытались исправить как могли. Установили матовую чёрную решётку радиатора, шесть фар, словно под ночные допы ралли Монте-Карло, спойлеры спереди и сзади и легкосплавные диски. Спортивный трёхспицевый руль, оригинальные приборы и кресла с большей боковой поддержкой также были частью исполнения Ti. Simca продавалась как трёх- или пятидверный хэтчбек, но только в цвете Sumatra Red и исключительно в леворульном исполнении.
Alfa Romeo Alfasud Ti
После Симки вышедшая в том же 1973 году Alfa Romeo Alfasud Ti — услада для глаз. Поджарая, с уверенным взглядом четырёх фар, чувственными линиями передних крыльев и пластиковым хвостиком крышки багажника, она вышла из-под руки легендарного Джорджетто Джуджаро.
Радовала Альфа и на ходу: когда-то в актив ей записывали отзывчивость рулевого управления и устойчивость на дороге. Представляем, какую работу проделали инженеры, особенно с задним жёстким мостом, дополненным механизмом Уатта и тягой Панара. Автомобильные энтузиасты сыпали комплименты в адрес крутильного мотора и отменной пятиступенчатой «механики», но динамики всё же не хватало.
Оппозитник 1.2 с двойным карбюратором Weber не баловал отдачей (68 л.с., 90 ньютон-метров) и разгонял хэтчбек до 100 км/ч за 13,7 секунды. Alfa не дотягивала до той же Симки и максимальной скоростью — 155 км/ч. И только спустя несколько лет после старта продаж Alfasud Ti получила Boxer 1.3, с которого сначала сняли 71, а потом и 79 сил (103 и 111 Нм соответственно). Более мощный агрегат 1.5 и вовсе появился только после 80-го года. А до этого рубежа в Помильяно-д’Арко итальянцы собрали 103 795 экземпляров.
Honda Civic 1200 RS
Япония включилась в гонку с октября 1974-го. Тогда дебютировал хот-хэтч Honda Civic 1200 RS. Двигатель на 76 л.с. и 101 Нм — доработанный восьмиклапанник с двумя карбюраторами Keihin, оригинальными поршнями, впускным трактом и выпускной системой.
Civic массой 705 кг мог утюжить прямую со скоростью 160 км/ч, а спурт до сотни, по разным оценкам, занимал не больше 12 с. На фоне этого расшифровка аббревиатуры RS как «road sailing» (или «дорожное плавание») выглядит некорректной. Эффект усиливается, когда узнаёшь об остальных доработках. Версия 1200 RS получила более плотную спортивную подвеску с перенастроенными амортизаторами и пружинами.
За год в Японии собрали 20 тысяч машин, а в 1975-м на рынок вышел преемник — Civic 1500 RSL с полуторалитровой «четвёркой». Она была слабее (75 сил), но тяговитее (109 ньютон-метров) и чище. А главной фишкой мотора стала технология форкамерно-факельного зажигания CVCC. Производство «эр-эсок» свернули в 1979 году.
Renault 5 Alpine
Для одного из главных производителей хот-хэтчей всё началось в мае 1976-го, когда покупателям предложили модель Renault 5 Alpine (она же 5 Gordini). Кузов домиком, расставленные по его углам легкосплавные колёса, оригинальное оформление передней части и боковин заметно отличало трёхдверку от базовой «пятёрки».
Но милый образ не должен вводить в заблуждение — подвеску настроили на избыточную поворачиваемость, и нужно было быть крепким мастером, чтобы мчать на Альпине по-настоящему быстро. Таким, как Жан Раньотти, который в 1978 году занял второе место в ралли Монте-Карло за рулём Renault 5 Alpine.
Переднеприводная машина была зажигательной не только в поворотах. Разгон до 97 км/ч занимал менее 10 секунд, а потолок скорости достигал 177 км/ч. А как иначе, когда атмосферная «четвёрка» 1.4 с полусферическими камерами сгорания развивала взрослые 93 силы и 114 ньютон-метров. В пару к мотору французы подобрали пятиступенчатую «механику», а более плотную подвеску дополнили задним стабилизатором поперечной устойчивости. Передний же пруток сделали толще. В таком виде хот-хэтч продержался на конвейере до 1981 года.
Peugeot 104 ZS
Обаятельный Peugeot 104 ZS, вышедший летом 1976 года, был одним из самых компактных хот-хэтчей той эпохи. Длина не превышала 3,3 м, снаряженная масса без водителя — 780 кг. На своих узеньких колёсах «сто четвёртый» ещё больше выглядел игрушкой, но ехал по-взрослому сбалансировано — живо, интересно и комфортно.
Подвеска у версии ZS была независимая со стабилизаторами поперечной устойчивости как спереди, так и сзади. Тормозные диски диаметром 241 мм на передней оси и в меру острое реечное рулевое управление (3,4 оборота руля между крайними точками) входили в начальное оснащение.
Подкапотное пространство французы заполнили четырёхцилиндровым мотором объёмом 1,1 л. Двухкамерный карбюратор Solex, раскрутка до 7000 об/мин — и 66 л.с. при 84 Нм. Такой заряд уже не казался сакральным, но всё же позволял хэтчу разгоняться до 155 км/ч. Время разгона с нуля до сотни составляло 12,5 с. Спустя три года петролхэдам предложили ещё более быстрый ZS с двигателем 1.4 (72 силы, 103 Нм) и лимитированную модификацию ZS2. Тираж был ограничен 1000 экземплярами, а атмосферную «четвёрку» форсировали до 93 сил и 125 ньютон-метров. Такие Peugeot могли выстрелить до сотни за 10,5 секунды и развить максимальные 173 км/ч.
Volkswagen Golf GTI
Golf GTI вышел на рынок позже многих оспортивленных хэтчбеков, но его дебют — событие знаковое. Не было ещё в Европе столь мощного и быстрого хот-хэтча, предназначенного для дорог общего пользования. Осенью 1976 года покупателям предложили автомобиль со 110-сильным мотором 1.6 (140 Нм) и четырёхступенчатой «механикой».
Максимальная скорость достигала 182 км/ч, а первой сотни хэтч массой 810 кг достигал за 9,2 секунды. Догони, если сможешь! И всё это в красивой обёртке от Джуджаро с аккуратными дополнениями — спойлерами, расширителями арок, чёрной окантовкой стёкол и культовой красной линией на решётке радиатора.
Серьёзнее прочих инженеры Фольксвагена подошли к подгонке ходовой части под способности двигателя. Подвеску немцы занизили на 15 мм, установили усиленные стабилизаторы и менее податливые амортизаторы и пружины. Передние тормоза были дисковые вентилируемые, а вместо стальных колёс можно было заказать литые. Удивительно, но фольксвагеновцы к перспективам хот-хэтча отнеслись осторожно, выставив планку по выпуску 5000 экземпляров с тремя и пятью дверями. Рынок же наконец-то созрел до такого автомобиля и до 1983 года поглотил аж 462 тысячи машин.
Alfa Romeo Alfasud Sprint
Вторая Alfa Romeo в списке. Прекрасно! То же семейство Alfasud, дизайн того же Джорджетто Джуджаро и тот же Помильяно-д’Арко в качестве места прописки. Но хэтчбек с приставкой Sprint воспринимается совершенно иначе. На вид это почти спорткар с его точёной фигурой и заваленным задним стеклом, хотя габариты больше.
Осенью 1976 года Sprint был доступен только с оппозитником 1.3 (76 л.с., 103 Нм), вместо которого через два года появились два новых «Боксера» — 1.4 (79–86 сил, 111–119 Нм) и 1.5 (85–95 сил, 121–130 ньютон-метров). Тяга шла на передние колёса через пятиступенчатую «механику». У самых медленных Спринтов ускорение до 100 км/ч занимало 12,5 секунды, а у топ-версии Veloce 1.5 1979 года — 10,5. Максимальная скорость в зависимости от мотора варьировалась от 165 до 176 км/ч.
Заметно показатели улучшились под занавес 1980-х, когда Sprint разжился агрегатом 1.7, с которого мотористы сняли 105–118 сил. Такая оппозитная «четвёрка» могла разогнать версию Sprint 1.7 Quadrifoglio Verde до 196 км/ч, а ускорение до сотни занимало примерно 9,5 с. Хэтч Alfa Romeo Alfasud Sprint (c 1983-го — просто Sprint) держался на конвейере заметно дольше Гольфа GTI, но по продажам сильно уступил — 116 552 штуки.
Innocenti De Tomaso Mini
Почивший в бозе производитель Innocenti запомнился в Старом Свете своими скутерами и сотрудничеством с компанией British Leyland, в рамках которого итальянцы по лицензии собирали английские автомобили. Плодом такого сотрудничества стал и хот-хэтч Innocenti De Tomaso Mini, вышедший на рынок в 1977 году (это случилось уже после покупки Innocenti фирмой аргентинца Алехандро де Томазо).
Под оригинальным кузовом работы Bertone скрывалась начинка от классического Mini, хотя при схожих колёсной базе и высоте Innocenti был длиннее и шире. От базовых Innocenti Mini 90/120 версия De Tomaso отличалась разительно. Хэтчбек словно ощетинился передним бампером с интегрированными противотуманками, ноздрёй на капоте, пластиковыми расширителями кузова и широченными молдингами на дверях. Колёса — редчайшие нынче Maifrini.
По части двигателя драмы было поменьше. «Четвёрка» 1.3 с 74 силами и 95 ньютон-метрами разгоняла переднеприводный хэтчбек до сотни за 11,2 секунды. Максимальная скорость превышала 160 км/ч. С незначительными обновлениями De Tomaso Mini выпускался на заводе в Милане до 1982 года.
Fiat 127 Sport
Пятый представитель Италии в нашем хит-параде — Fiat 127 Sport. Если обычный «сто двадцать седьмой», за дизайн которого отвечал Пио Манцу, внешне был скромен, то версия Sport приковывала взгляды. Итальянцы сделали решётку радиатора крупноячеистой, заменили хромированный декор кузова на чёрную отделку, под передним бампером нарастили сплиттер.
В заводской спорт-пакет также вошли компактное овальное зеркало заднего вида, оригинальные 13-дюймовые колёса и собственная палитра цветов для кузова. Sport окрашивали в чёрный цвет с оранжевыми полосами, серебристый или оранжевый с чёрными линиями в обоих случаях. Салон облагородили спортивный трёхспицевый руль, сиденья с выраженной боковой поддержкой, тканевой обивкой и контрастным кантом и приборная панель с иным оформлением.
За силовой агрегат отвечали специалисты отделения Abarth. Стандартный мотор 1.1 дополнили двухкамерным карбюратором Weber, установили новую головку блока под более крупные клапаны и улучшенную выпускную систему. Отдача двигателя — 70 л.с. и 83 ньютон-метра, время ускорения до сотни — чуть более 13 секунд, максимальная скорость — 160 км/ч. Более мощный и тяговитый агрегат 1.5 Fiat 127 Sport обрёл только в 1981-м, а спустя ещё два года компакт сняли с производства.
Vauxhall Chevette HS 2300
Своему появлению редчайший хот-хэтч Vauxhall Chevette HS обязан бывшему директору южноафриканского представительства General Motors Бобу Прайсу. Американец возглавил проблемный Vauxhall в 1974-м, выправил дела британской «дочки» концерна GM и задумал навести шума в мировом чемпионате по ралли.
Гоночный автомобиль строили на базе заднеприводного хэтчбека Chevette, но для омологации надо было сделать не менее 400 машин для свободной продажи. Так и появился Chevette HS с боевым стеклопластиковым оперением, оригинальными литыми колёсами и задней подвеской типа Де Дион с тягой Панара от купе Opel Kadett GT/E.
Под капот британцы упаковали собственную рядную «четвёрку» 2.3, но с новой 16-клапанной головкой и двумя карбюраторами Stromberg. Мощность агрегата — 137 л.с., крутящий момент — 182 Нм. Пятиступенчатая «механика» Getrag со сближенным рядом позволяла ускоряться до 97 км/ч за 8,5 с, а максимальная скорость составляла 185 км/ч. Выпуск хэтча продолжался до 1979 года, а через год Vauxhall вывел на рынок ещё более редкий Chevette HSR с более агрессивной внешностью, дисковыми тормозами на обеих осях и усиленной задней подвеской с большим количеством точек креплений. Тираж хот-хэтча, по слухам, не превысил 30 машин.
Chrysler Sunbeam / Talbot Sunbeam Lotus
Европейское отделение Крайслера всего за 19 месяцев разработало и подготовило к продаже трёхдверку Chrysler Sunbeam, а чтобы поддержать её имидж спустя полтора года (в конце 1978-го) покупателям предложили спортивное исполнение Ti. В потоке заднеприводный хот-хэтч узнать было несложно благодаря широким чёрным наклейкам на боковинах, иным бамперам, спойлеру на задней двери и эксклюзивным литым колёсам.
Четырёхцилиндровый атмосферник 1.6 с парой карбюраторов Weber развивал 101 силу и 133 ньютон-метра. Утопив педаль газа в пол и ловко орудуя рычагом коробки передач, водитель мог разогнать Sunbeam до сотни примерно за 11 секунд и достичь максимальной скорости в 170 км/ч. При этом снаряженная масса лишь немного превышала 900 кг.
В начале 1979-го отделение Chrysler Europe было продано концерну PSA, что повлекло за собой переименование хот-хэтча — в Talbot. В том же году дебютировала ещё более быстрая трёхдверка Talbot Sunbeam, но с приставкой Lotus в названии вместо Ti. Как вы уже поняли, без спецов из Норфолка не обошлось: автомобилю отрядили лотусовский двигатель, чей рабочий объём подняли с 2 до 2,2 л. Через ручную пятиступку ZF на заднюю ось шли 152 силы и 203 Нм. Скоростные качества впечатляли — 7,5 с на размен первой сотни и итоговые 200 км/ч. Sunbeam Ti и Sunbeam Lotus сходили с конвейера до 1981 года, но тираж первого составил около 10 тысяч штук, а второго — 2308. /m
Хэтчбеки с мотором в неправильном месте: часть 1
Хэтчбеки с мотором в неправильном месте, часть 2
Горячие хэтчбеки, о которых незаслуженно забыли