Войти в почту

Виски из Челябинска, абсент из Пензы, самбука из села Барятино уже стоят на полках магазинов

Производство в России виски, рома и джина выросло больше чем наполовину. Рост связан с уходом иностранных компаний, которые приостановили поставки, тем самым освободив рынок для локальных игроков, сообщает газета «Ведомости».

Виски из Челябинска, абсент из Пензы, самбука из села Барятино уже стоят на полках магазинов
© BFM.RU

За три квартала 2022 года в России, по данным Росалкогольрегулирования, разлили более 50 млн литров рома, виски, джина и кальвадоса. Это на 64% больше, чем год назад. То есть челябинский виски, пензенский абсент и самбука из села Барятино Калужской области — это то, что уже стоит на полках магазинов не только в регионе производства, но и далеко за его пределами.

Однако если ректификат для джина и дистилляты для бренди в России производятся в объемах, способных полностью удовлетворить потребительский спрос на эти напитки, то с сырьем для виски, рома и кальвадоса есть проблемы. По мировым стандартам, чтобы производить хороший виски, нужно три года выдержать зерновой дистиллят в дубовой бочке. Эксперты отмечают, что в России нет ни достаточного парка бочек, ни оборудования для производства зернового дистиллята. Ром изготавливается из переработанного сахарного тростника, который в России не растет в силу холодного климата. Вместе с тем, производство рома в РФ за девять месяцев этого года выросло в 5,5 раза по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года. Говорит директор Национального союза дистиллеров, эксперт по алкогольному рынку Эркин Тузмухамедов:

Эркин Тузмухамедов эксперт по алкогольному рынку, директор Национального союза дистиллеров«Мы привозим готовый ром и разливаем на месте. Это примерно то же самое, что в Калининград привезли BMW без колес, привинтили колеса и сказали, что эта машина сделана здесь. С ромом то же самое: привезли ром в цистерне при крепости в 60 градусов, тут разбавили, разлили в бутылку. Это местное производство? Это развес. Поэтому цифры о том, что выросло производство рома — ром не производится, его начали тут разливать. С виски такая же ситуация. Более 60% виски как разливалось в России из уже готового западного продукта, так и разливается. Виски завозят в цистерне, готовый, сделанный в Шотландии или в других странах, разбавляют тут водой и разливают в бутылку. Маркировка в данном случае ставится местная».

Такая же ситуация с кальвадосом. Для производства данного вида яблочного бренди требуется особый сорт и особые условия выращивания кисло-горьковатых плодов, которые в России не растут. Поэтому местный кальвадос, хотя и производится, но по вкусу не слишком напоминает оригинал. В значительной степени выходить из положения российским поставщикам помогают экспортеры крепкого алкоголя из Индии, Бразилии, КНР и других стран, отмечает генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка», кандидат экономических наук Максим Черниговский:

Максим Черниговский генеральный директор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка», кандидат экономических наук «В прошлом году отечественные производители выпустили виски и рома около 40 миллионов литров, в этом году, с учетом кальвадоса, объем производства вырос, по сравнению с прошлым годом, на 160%. По моим прогнозам, Россия произведет в 2022 году 90 миллионов литров отечественного виски, рома и кальвадоса. Если по каким-то причинам не будет удовлетворять продукция отечественных заводов, есть импортные аналоги. Много производителей, которые в свободном режиме поставляют любую алкогольную продукцию, как крепкую, так и не очень крепкую».

Россия, как отмечают эксперты, традиционно производит крепкие настойки, которые при желании, увеличив дозировку сахара, можно превратить в ликеры. В Калужской области в селе Барятино уже производится самбука. Судя по этикетке, ее состав не вполне такой, как у средиземноморского аналога. Но вкус, как отмечают пользователи в Сети, хотя и хуже, чем у итальянского производителя, но все же лучше, чем у белорусского. Что же касается цены, самбука из Барятино стоит примерно 300 рублей за бутылку.

В марте с российского рынка ушли крупнейшие зарубежные поставщики импортного алкоголя, в том числе компании, продающие напитки под брендами Johnnie Walker, Baileys, Captain Morgan, Chivas Regal, Ballantine’s, Jack Daniel’s, The Famous Grouse и многими другими.