Volvo может продать свой бизнес в России. Как пишут «Ведомости», шведский концерн рассматривает различные варианты оптимизации бизнеса.
В активы Volvo входят заводы сварки и окраски кабин, завод по сборке грузовиков в Калуге на 15 тысяч единиц техники в год, а также четыре сервисных центра в разных городах. Компания остановила производство грузовиков в России еще в конце февраля.
По словам представителя концерна, Volvo не может вести операционную деятельность в стране, поэтому рассматривает в том числе продажу части бизнеса, но никаких решений еще не принято. Другой источник газеты — один из топ-менеджеров концерна в СНГ — сказал, что Volvo Group обсуждает продажу всего своего российского бизнеса.
На обслуживании уже проданных грузовиков это вряд ли скажется, считает руководитель проекта «АвтоАвто.ру» Константин Абдуллаев:
— Параллельный импорт, серый импорт запчастей автомобилей будет продолжаться. Есть еще условно китайские запчасти, которые подходят, которые на порядки дешевле, и, учитывая, что в среднетоннажном сегменте автомобилей Volvo было всегда очень много, можно сказать, что доля грузовых автомобилей Volvo на дорогах достигала 25-30% как минимум. Доля выкупаться будет, я думаю, это десятки миллиардов, это как минимум до сотен — нет, потому что не было таких серьезных вложений, но десятки миллиардов рублей.
— Заводы Volvo, которые останутся, — можно ли их использовать для производства или сборки другой техники или все это узкоспециализированная история, связанная с конкретной маркой?
— Базовая платформа позволяет собирать условный Citroеn, но на него будут клеиться разные бренды. Но суть — колеса, двигатели, кабина и иже с ними — будет оставаться одним и тем же. Перенастроить сложно: можно, но это очень дорого и непросто.
— То есть проще выкинуть и переоборудовать, чем перенастроить?
— Нет, проще сложить в угол. Мы бывали в свое время на различных автомобильных заводах, и на заводе Audi прессы и оборудование для сборки автомобилей, которые собирали в 50-х годах, лежат в уголке, собранные, то есть это не выкидывается никогда, это безумно дорого.
Грузовики Volvo на третьем месте по популярности после КамАЗа и ГАЗа по данным «Автостат инфо». Настолько ли они популярны у логистических компаний? Представитель транспортно-логистической компании «Траско» Артем Барановский говорит, что в парке компании не более 15% грузовиков Volvo:
— У нас в настоящий момент около 400 автопоездов, на Volvo приходится 59 единиц. Касательно других транспортных компаний сказать не можем, каждый игрок на логистическом рынке подбирает автомобиль исходя из своих экономических и практических соображений. Основная часть парка у нас представлена автомобилями другой марки — Scania. Сравнивая эти две марки, можем сказать, что оба скандинавских производителя похожи в части качества изготовления, своей ремонтопригодности и функциональности, то есть они на одинаково хорошем уровне. Безусловно, уход Volvo с рынка несколько усложнит работу с данными грузовиками, но возможности по сервисному обслуживанию все равно остаются, и мы не планируем отказываться от этих автомобилей. Хотя, конечно, стоимость проведения ТО грузовой техники ощутимо выросла, в среднем это где-то 25-30%, и в основном за счет увеличения цен на запчасти. Изменились условия по признанию поломки гарантийной, то есть больше отказов со стороны дилерских центров, поэтому мы сейчас выполняем сервисное обслуживание не только у дилеров.
— В случае если уйдет Volvo, эти автомобили придется заменить. Какие из оставшихся марок сейчас подходят для ваших целей: китайские автомобили, российские автомобили?
— По-прежнему есть предложения от европейских производителей, но, к сожалению, они уже по достаточно высоким ценам. Если исходить из того, что у нас парк все-таки состоит из автомобилей иностранного производства, то говорить о практических свойствах и, допустим, опыте эксплуатации нашей отечественной техники мы на данный момент не можем, поэтому, возможно, будем еще присматриваться к технике из Китая.
В апреле Volvo оценила свои убытки из-за ухода с российского рынка в 420 млн рублей. По данным газеты «Коммерсантъ», с июля штат компании в России сократился с 1300 человек до 900.