Evolute вместо Jaguar I-Pace: как санкции меняют рынок электрокаров России и Татарстана
С рынка уходят европейские и американские бренды, им на смену идут китайцы и россияне
За 3 года количество владельцев электромобилей в Татарстане, по подсчетам некоммерческой организации по развитию инфраструктуры электромобилей "Рестарт", выросло более чем в 10 раз, но купить электрокар в Казани — по-прежнему проблема. Официальные поставки известных американских и европейских брендов приостановлены из-за санкций. Как геополитика повлияла на рынок электромобилей, спасает ли ситуацию параллельный импорт и когда стартуют продажи российских электрокаров — в обзоре аналитической службы "Реального времени".
"Если на начало 2021 года по официальным данным ГИБДД по РТ в Татарстане было зарегистрировано всего 80 электромобилей, то на начало 2022 года — уже 304. Всего за год количество электромобилей выросло в четыре раза", — рассказал "Реальному времени" представитель "Рестарта" Рустем Галимзянов. Официальные данные за 2022 год пока не объявлены, но, по оценкам "Рестарта", в Татарстане уже более тысячи владельцев электрокаров. Подстегнула рынок федеральная программа развития зарядной инфраструктуры, по которой до конца этого года в республике будет установлено 95 новых зарядных станций.
Продажи электрокаров в России растут
В первом полугодии 2022 года российский рынок новых легковых автомобилей упал более чем на половину (-56%). Но в сегменте новых электромобилей, по данным агентства "Автостат", нарисовалась обратная картина. Так, за шесть месяцев россияне купили почти 1,3 тысячи электромобилей, что на 53% больше, чем за тот же период прошлого года.
"Если рассматривать итоги 9 месяцев 2022 года, то рынок электромобилей в России продолжает расти. За этот период объем покупок новых электрокаров вырос на 30% (к тому же периоду прошлого года), подержанных — на 4%, — рассказал руководитель пресс-службы агентства Азат Тимерханов. — Но несмотря на это он все равно остается на очень низком уровне — в обоих случаях на их долю приходится менее 0,5% (новые — 1,8 тысячи штук; подержанные — 6,7 тысячи штук) от всех купленных легковых машин".
Причина роста рынка электрокаров в том, что с 1 января 2022 года были отменены нулевые пошлины на ввоз электромобилей в РФ, поэтому импортеры заранее завезли большое их количество и в первые месяцы распродавали ввезенные запасы. Сейчас уже есть тренд на снижение, но выправить ситуацию может параллельный импорт, а также запуск производства российских электромобилей под брендом Evolute, которые попадают под условия госпрограммы — по ней можно сэкономить почти 1 млн рублей.
Топ регионов по продажам новых электрокаров в первом полугодии 2022 года
Аналитическое агентство "Автостат"
Самые популярные модели электрокаров и гибридов в России
Конкуренция на рынке будет усиливаться
Электромобили в Казани продают крупные автодилеры — "ТрансТехСервис" (ТТС) и "Кан Авто", а также компании Volvo Cars и Rucars, рассказали участники рынка.
"Электрокары примерно с 2018 года в ТТС продавал только один наш бренд — Jaguar. Модель Jaguar I-Pace всегда завозилась из Великобритании, — сообщили "Реальному времени" в пресс-службе ТТС. — Спрос был очень низкий. С начала года продано 2 авто". Санкции, отметили в пресс-службе, сказались на продажах всех авто, а электрокары в принципе не пользовались огромной популярностью. "Интерес вызывали всегда, но именно на покупку решался мало кто", — признались в ТТС.
"Кан Авто" начала заниматься продажей электрокаров в I квартале этого года в рамках подразделения "Кан Авто Эксперт Premium". "В планах трансформация линейки бренда "Кан Авто Эксперт под электрокары", — рассказал генеральный директор Mercedes-Benz "Кан Авто" Алексей Тарасов. Сегодня "Кан Авто" продает электрические кроссоверы Volkswagen ID4 и ID6, и разные модели Tesla, включая Model Y, Mercedes-Benz EQC, а также электрокары BMW. Стартовая цена выставленных на продажу электрокаров в "Кан Авто" — от 4 млн рублей. Количество проданных электромобилей Тарасов не раскрывает.
Татарстан, по его словам, сегодня является быстро развивающимся рынком с точки зрения спроса на электрокары. Это объясняется, во-первых, развитием зарядной инфраструктуры, во-вторых, популярностью загородного жилья. Для жителей Казани и пригорода риск столкнуться с тем, что электромобиль внезапно разрядится, минимален, считает Тарасов.
В условиях санкций в России сейчас поставки многих автомобилей приостановлены. Проблема решается при помощи параллельного импорта. "Чаще всего электрокары прибывают из Китая — страна является производителем электрокаров с большой долей рынка и к тому же находится в дружественных отношениях с РФ", — рассказал Алексей Тарасов.
Он считает, что конкуренция на рынке электрокаров есть, и она будет развиваться. "Будут выигрывать те игроки рынка, которые смогут предложить клиентам полный цикл обслуживания электромобилей, включая поставку запчастей, обновление программного обеспечения, различные варианты гарантийных обязательств, — перечислил Тарасов. — А также те, кто сможет привозить готовые автомобили "под ключ". Последнее особенно актуально с учетом участившихся случаев мошенничества и невыполнения обязательств по договорам поставки".
Новый салон по продаже электрокаров открыла также УК "Энергоразвитие", рассказал "Реальному времени" генеральный директор компании Раиль Газетдинов. В связи с уходом многих автопроизводителей с российского рынка появился большой спрос на электромобили, и вместе с тем много частных игроков, которые поставляют авто "под заказ" с предоплатой, что, к сожалению, порой заканчивается обманом клиентов.
Решение об открытии салона было принято с четким пониманием, что инфраструктура в Татарстане точно готова для комфортной интеграции электромобилей, говорит он. Число быстрых и медленных зарядных станций растет с каждым днем. Многие понимают, что электромобили — это не далекое завтра, а сегодня, которое уже наступило, считает Газетдинов.
В салоне "Энергоразвития" в основном представлены электромобили из Китая. Китайский рынок стремительно развивается, в частности автогигант BYD уже отказался от производства автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и полностью перешел на электро, приводит он пример. "Но мы не ограничиваем себя только азиатским рынком и налаживаем контакты по направлению Европы и Арабских Эмиратов", — сообщил собеседник.
"Получая первые звонки от потенциальных покупателей, понимаем, что география рынка куда более широка, чем один город или республика и берем амбициозный ориентир на всю Россию", — поделился он.
В Казани электромобили до недавнего времени продавала также компания Reсharge auto, но в этом году, как признался генеральный директор ООО "Лотос-Л" (компания Reсharge auto) Олег Половинихин, она "временно покинула рынок Татарстана".
"Наш центральный офис находится в Липецке, и там мы продолжаем работать и продавать электромобили с бесплатной доставкой до дома по европейской части России, — объяснил он. — Уход из Казани — временное стратегическое решение, в том числе связанное с оптимизацией затрат. Весь персонал из Казани переведен в Липецк, где повышает свою квалификацию". Половинихин полагает, что в Казани будет открываться много салонов, потому что "это актуально и интересно". "Мы не будем мешать друг другу, рынок огромный, и спрос на автомобили большой", — считает он.
Липецкий Evolute едет в Казань
Как стало известно "Реальному времени", в ближайшее время в Казани стартуют также и продажи российских электрокаров Evolute.
Напомним, серийное производство Evolute на липецком заводе "Моторинвест" стартовало в конце сентября. Первой моделью на конвейере предприятия стал седан i-Pro. До конца года завод планирует выпустить 2 тысячи электромобилей. В ближайшее время компанию седану составят кроссоверы i-Joy и минивэны i-Van.
"В скором времени мы объявим старт продаж электромобилей Evolute в Казани, — подтвердили "Реальному времени" в пресс-службе Evolute. — Наш официальный дилер в Казани — "Кан Авто". Скоро электромобили будут доступны для заказа". В "Кан Авто" эту новость "Реальному времени", впрочем, комментировать не стали.
Между тем, "Автостат" и "За рулем", опросив 1,2 тысячу человек, выяснили, что сегодня каждый пятый россиянин готов купить электромобиль. Из тех, кто хочет электрокар, 5,6% — выберут Tesla; 4,2% — рассмотрят другие варианты по параллельному импорту; 3,9% — выберут Evolute; 2,8% — подождут Каму, Москвич и e-Largus; 2,5% — поищут остатки у дилеров Audi, BMW, Jaguar и Porsche; 2,1% — выберут китайских официалов JAC, Skywell.