Войти в почту

Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?

Российский автомобильный рынок стал одним из главных пострадавших от введенных в начале весны антироссийских санкций. Большинство местных заводов зарубежных производителей остановились, сложности испытали и дилеры, ранее поставлявшие автомобили из-за границы. Из-за разрыва привычных логистических цепочек и прямых запретов на ввоз дорогих машин им пришлось прибегать к серым схемам или вовсе постепенно отказываться от иномарок, полагаясь на накопленные запасы. Нишу западных моделей заняли китайские аналоги, но и они, и отечественная продукция ожидаемо подорожали. В сложившейся ситуации активизировались перекупы. В торговлю пошли даже автоблогеры, многие из которых теперь составляют полноценную конкуренцию профессиональным продавцам. За последние восемь месяцев российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости, и что будет с ним дальше, пока сказать не может никто. Новый поворот — в материале «Ленты.ру».

Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?
© Lenta.ru

Не обещали вернуться

26 октября Mercedes-Benz объявил об окончательном уходе из России. Легендарный немецкий производитель продал завод в подмосковном Солнечногорске и все имущество, включая право дистрибьюции, дилеру «Автодом». «Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании», — говорится в заявлении компании.

Сумма сделки не раскрывается, но общая стоимость активов, ставших ее предметом, в конце прошлого года оценивалась в два миллиарда евро. Покупатель обещает продолжить обслуживание всех уже проданных в стране автомобилей Mercedes. Ожидается, что в дальнейшем «Автодом», не имеющий производственного опыта, сможет привлекать сторонних партнеров для выпуска автомобилей на приобретенных мощностях.

Фото: Bilderbox / chromorange / Globallookpress.com

Это уже третий случай полного ухода иностранного автоконцерна из России в нынешнем году. Еще весной о подобном решении объявила французская Renault, вместе с госкорпорацией «Ростех» владевшая еще и АвтоВАЗом (ей принадлежали 68 процентов в совместном предприятии, выступавшем единственным акционером крупнейшего российского концерна). Столичный завод компании переименовали в «Москвич» и передали мэрии города. В середине октября деятельность в России свернул японский Nissan. Завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве достались государству в лице института НАМИ. В обоих случаях обслуживание ранее проданных машин взял на себя АвтоВАЗ.

В один день с Mercedes об уходе из России сообщил Ford. Компания продала 49-процентную долю в совместном предприятии «Соллерс Форд». Покупателем выступило российское юрлицо концерна, а стоимость сделки равнялась номинальной цене актива. Еще несколько зарубежных компаний пока не решились на полный разрыв деловых связей с Россией, но остановили местное производство и активно рассматривают сценарии сворачивания бизнеса. Среди них немецкий Volkswagen и шведская Volvo, владеющие заводами в Калуге, японская Toyota, которой принадлежат производственные мощности в Санкт-Петербурге. В марте в простой ушел завод «Соллерс» в Елабуге, где собирались Ford Transit, и владивостокский завод того же собственника с мощностями по производству Mazda.

В раздумьях

В мае стало известно о замораживании калининградского «Автотора», производившего легковые машины BMW, Kia, Hyundai и грузовые Ford Cargo. Также простаивают площадки в Нижнем Новгороде и Калужской области, собиравшие модели чешской Skoda. В качестве основной причины остановки выпуска автомобилей почти всегда назывались проблемы с поставками комплектующих и общая неопределенность в России.

Наконец, в октябре заговорили о скором прекращении продаж корейской Kia. Компании из этой страны долгое время считались одними из наиболее лояльных российскому рынку, причем не только в автомобильном сегменте, — на полноценное продолжение работы в стране до сих пор надеется Samsung. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вовсе утверждал, что Hyundai продолжает сборку, но концерн его слова опроверг.

Вдобавок ко всему поставки в Россию прекратили большинство марок, не имевших собственного локального производства. Машины немецких Audi, Opel и Porsche, японских Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus и Infiniti, итальянских Fiat, Ferrari и Lamborghini, британских Jaguar и Rolls-Royce, французских Citroen и Peugeot, а также Chevrolet и Cadillac, принадлежащие американскому General Motors, можно купить только из имеющихся у дилеров запасов, которые за прошедшие месяцы существенно истощились. Помимо стандартных сложностей, существенное влияние оказал запрет Евросоюза на поставки в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро. Нарушители рискуют попасть под вторичные санкции.

За чужой счет

Единственной страной, не только сохранившей полноценное присутствие на российском автомобильном рынке, но закрепившей его, стал Китай. Haval продолжает сборку на заводе в Тульской области, Chery, JAC, Geely исправно завозят свои модели в страну. Примечательно, что сборочное предприятие Haval в 2022-м работало стабильнее большинства российских брендов. АвтоВАЗ и ГАЗ в течение года уходили в простой. Кроме того, вместе с УАЗом они прибегали к выпуску упрощенных моделей.

Решение китайских брендов объясняется просто: их страна не вводила никаких ограничений в отношении России и сохранила с ней полноценное транспортное сообщение. В таких условиях своевременная доставка комплектующих или готовых автомобилей не вызывает сложностей. Машины из Китая завозит даже Haval, чей тульский завод в 2022-м не справляется с резко возросшим спросом.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Уже в самом начале года, до введения санкций, китайские марки добились более чем двукратного роста: в январе было продано почти 10 тысяч новых машин. В дальнейшем позиции лишь укреплялись. В августе рост составил 20 процентов в годовом выражении, в сентябре — 8 процентов. Одновременно выросла доля китайского автопрома в России — с 10 процентов в начале года до 27 осенью. При этом общие объемы продаж на отечественном рынке, напротив, снизились на 60 процентов. Лидирующие позиции среди представителей Китая занимают все те же Chery, Haval и Geely, а также Exeed: все они стабильно превышают отметку в тысячу новых машин, проданных за месяц.

27 % составляет доля китайского автопрома в России

Однако указанные результаты зафиксированы на официальном рынке, поставки на котором осуществляются исключительно через уполномоченных дилеров. Одновременно с ним в России активно развивается параллельный импорт. Так называется ввоз в страну товаров без разрешения правообладателя. После начала спецоперации на Украине он стал универсальным и зачастую единственным решением проблемы нехватки товаров из-за ухода западных компаний. Прежде он был вне закона, но в марте правительство специальным постановлением отменило запрет для некоторых категорий товаров. В перечень вошли и автомобили: ввозить их в Россию по серой схеме могут юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП). Раньше это могли делать только физические лица.

Им параллельно

Теперь продавать машины в России можно без предустановленной навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС и одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое невозможно получить без одобрения производителя. Взамен импортеру достаточно иметь заключение экспертной организации, функции которой возложены на НАМИ. По словам специалистов, на деле все несколько сложнее.

В инструкции от НАМИ говорится, что импортеры не освобождаются от предоставления «доказательственных материалов». Ими могут быть технические документы на ввозимый автомобиль, в которых содержатся данные, аналогичные указываемым в ОТТС. Получить такие бумаги зачастую можно только от производителя. В августе источники, близкие к Минпромторгу, рассказывали, что ведомство еще не выработало четкие правила параллельного импорта автомобилей.

Другие сложности связаны с отсутствием необходимого опыта у дилеров, привыкших использовать только легальные схемы, и проблемами при валютных переводах из России вследствие санкций. Участники рынка признают, что небольшие поставщики справляются с параллельным импортом лучше крупных игроков. Последние активно скупают уже ввезенные в Россию по параллельному импорту автомобили.

Новые возможности

В такой ситуации активизировались многочисленные автомобильные блогеры. К обзорам новых моделей они добавили бизнес по ввозу в Россию и перепродаже машин. Так, у блогера и автомобильной журналистки Елены Лисовской (канал «Лиса рулит») 1,6 миллиона подписчиков на YouTube. В отдельном Telegram-канале она вместе с помощниками размещает объявления о продаже машин, привезенных в страну в рамках параллельного импорта. Недавно Лисовская анонсировала новую опцию: возможность взять автокредит и оформить лизинг. Фактически она выступает посредником между покупателем и банком, а значит, приравнивает себя к полноценному автосалону.

«Мы привозим из США, Европы, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ОАЭ. Самое популярные направления — Эмираты, Казахстан и Европа», — рассказала Лисовская в разговоре с «Лентой.ру». По словам блогера, она сотрудничает как с крупными, так и с мелкими банками: «Мы помогаем оформить потребкредит — он выгоден в первую очередь тем, что машина не в залоге, покупатель может распоряжаться ею по собственному разумению».

Лисовская отмечает, что на первых порах сталкивалась со множеством сложностей, однако в итоге сумела решить большинство из них. «Малые игроки отвалились, остались только крупные — вроде нас. Плюс с окончанием лета элементарно таможня стала работать лучше, перевозчиков стало больше, так как отпуска закончились. Это тоже сыграло свою роль отчасти», — говорит блогер.

Параллельный импорт позволил избавиться от наценок производителей и снизить стоимость многих востребованных машин. Решающим фактором становится размер пошлины, которую оплачивает импортер. Специалисты приводят подсчеты, в соответствии с которыми Kia K5 в родной для него Южной Корее стоит 1,15 миллиона рублей. Пошлина обойдется физическому лицу в 650 тысяч рублей, в то время как в России цены на новый автомобиль этой марки начинаются от 2,7 миллиона. Еще один пример касается приобретения Mitsubishi Pajero Sport в Таиланде за 2,24 миллиона рублей с уплатой пошлины в размере миллиона. В России стандартная стоимость этой машины составляет 4,3 миллиона рублей.

Не было бы счастья

При таком подходе перекупщики имеют возможность зарабатывать и все равно предлагать иномарки дешевле официальной стоимости. Правда, пошлина для юрлиц, как правило, выше, а в расчетах не учитываются расходы на доставку машин. Но на практике покупатель, как правило, оказывается в плюсе. Профильное издание в августе рассказало о завозе в Россию новой модификации кроссовера Mitsubishi Outlander, не успевшего выйти на отечественный рынок «по-белому», по цене 2,5-3,9 миллиона рублей — в зависимости от комплектации. Участники рынка утверждают, что в официальных салонах за такую сумму можно приобрести лишь старую версию модели.

Дополнительная сложность при параллельном импорте связана с отсутствием гарантийного обслуживания и прямого доступа к запчастям. Некоторые блогеры, специализирующиеся на параллельном импорте, предлагают подписчикам автодетали, а также шины, закупаемые за рубежом. Срок ожидания обычно составляет несколько недель.

Фото: mitsubishicars.com

Российский авторынок сильно пострадал от санкций и других последствий спецоперации. Большинство зарубежных производителей полностью ушли из страны либо заморозили производство, на котором заняты десятки тысяч человек. В сложившихся условиях, затронувших и российские концерны, лидерами по продажам стали китайские бренды, резко нарастившие выручку. Неожиданную для себя нишу освоили автоблогеры, начавшие использовать аудиторию по-новому и зарабатывать на параллельном импорте иномарок. Крупные игроки пока только разбираются в новых реалиях, а конечные потребители приспосабливаются к жизни с ограниченным предложением, низкими ценами и дефицитными запчастями.