Войти в почту

Автомобили, которые переросли сами себя

Помните такие автомобили как Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane? Моделей бизнес-класса у европейских производителей масс-маркета не осталось, но не спешите говорить, что эти марки измельчали. Ford Mondeo, Opel Insignia и Renault Talisman уже переросли эти машины. Именно так: модели класса теперь D крупнее своих старших братьев сегмента Е, которые не получили продолжения. От поколения к поколению растут все модели — во всех классах и на любом рынке.

Автомобили, которые переросли сами себя
© VW Golf 1-го и 7-го поколений© Volkswagen

Европейская размерная классификация автомобилей — конструкция очень шаткая, хотя мы упорно продолжаем за неё держаться. При смене поколений автомобили растут постоянно, а значит мы не можем определять условный хэтчбек класса В через его длину или величину колесной базы. Скорее классификация похожа на прецедентное право: этот хэтчбек относится к классу В, потому что он одного размера с современными ему конкурентами из класса В. Почему так? Потому что соизмерять новую модель с машинами 20- или 30-летней давности уже невозможно. Координатная сетка сама растет вместе с объектами на ней.

Opel Corsa первого (1982 год) и шестого поколения (2019 год) относятся к одному классу, но существуют в разном времени

Отметим, что производители не стремятся вписываться в эту квадратно-гнездовую структуру, и тем самым ещё сильнее размывают рамки. Например, какой смысл выпускать канонический седан класса D, если с точки зрения конкуренции намного выгоднее ввести в линейку новый тип кузова (какой-нибудь фастбек) или поиграть с размерами. Разумеется, в сторону увеличения.

Мы не хотим вас запутать. Скорее наоборот — хотим показать, что разложить всё раз и навсегда по одним и тем же полкам не получится. И даже в самых понятных и устойчивых классах машины со временем перерастают модели классом выше из прошлых лет. Но в новый класс они от этого не переходят — они передвигают рамки следом за собой. И мы подобрали десять примеров, на которых это видно особенно наглядно.

Volkswagen Polo, класс B

Обладатели больших машин смотрят на владельцев субкомпактов с жалостью и сочувствием: «Мучаются, бедные, в своих самобеглых коробчонках». Те в свою очередь недоумевают, зачем горожанину в здравом уме занимать на дороге более десяти квадратных метров и тратить на налоги, обслуживание и топливо годовой бюджет Найроби. Ведь и в маленьком автомобиле нынче есть всё, что душе угодно. В том числе внутренний простор. Скептически настроенным стоит обратить внимание на современный Volkswagen Polo на модульной платформе MQB.

Volkswagen Polo (шестое поколение, 2017 год) Длина/ширина/высота: 4053 мм/1751 мм/1446 мм
Polo предпоследнего пятого и первого поколения
Volkswagen Golf (1974–2009 г.в.) Длина/ширина/высота: 3705–3815 мм/1610–1630 мм/1395 мм
Golf, кстати, тоже рос как на дрожжах. Оцените разницу!

По длине (в нашем обзоре это будет главный оценочный критерий) он невелик, но умудряется превосходить самый первый Golf почти на 24 сантиметра! Что касается технологий, то между Фольксвагенами даже не пропасть и не Марианская впадина, а световые годы. Матричные фары, цифровая панель приборов с возможностью отображения разных режимов, центральная подушка безопасности (при столкновении она «разделяет» передних пассажиров), адаптивный круиз-контроль, мультимедиасистема с экраном диагональю до 9,2 дюйма — таков нынче Polo.

Audi A3 Sedan, класс С

История гольф-класса (размерный класс C) — это сага об акселератах. И на предисловие в ней претендует ингольштадтская «трешка». За четверть века она вымахала — дай бог каждому! Это особенно заметно, если припарковать последнюю A3 с кузовом седан рядышком с Audi A4 (B5), родоначальником семейства из середины девяностых.

Audi A3 Sedan (четвертое поколение, 2020 год) Длина/ширина/высота: 4495 мм/1816 мм/1425 мм

Четырехдверка вплотную подступила к рубежам класса D тридцатилетней давности. A4 пока еще обгоняет стандартный A3 на 25 мм, но оцените разницу в ширине в пользу молодой гвардии: +83 мм! На правах лирического отступления отметим великолепную проработку кузова — коэффициент аэродинамического сопротивления Cd 0,25.

Toyota C-HR

Так называемые субкомпактные кроссоверы отнюдь не тщедушные. Вот, например, Toyota C-HR на шасси TNGA-C с задней многорычажной подвеской. Помнится, она удивила дерзким купеобразным дизайном с раздутыми колесными арками, фарами на половину передней части кузова, салоном с минимумом кнопок и просторным салоном. На втором ряду человеку среднего роста вполне удобно. Разве что дверной проем низковат и стойки очень уж громоздкие.

Toyota C-HR
Toyota C-HR

Теперь добавим в наше уравнение первую и очень симпатичную Toyota RAV4 с постоянным полным приводом. Удивительно, но даже в пятидверном варианте она уступает C-HR целых 20 сантиметров.

Toyota RAV4

Были времена, когда владельцев ранних Lexus RX полушутливо называли олигархами. Сейчас чтобы приобрести немолодой кроссовер необязательно быть миллионером. И вот что занимательно: последний RAV4 не просто вплотную приблизился к «эр-иксу», а умудрился его хоть немного, но перешагнуть.

Lexus RX (1997–2003 г.в.) Длина/ширина/высота: 4580 мм/1815 мм/1670 мм

Lexus короче на 20 мм, а его зализанный кузов уже нарочито граненого и «плечистого» RAV4 на 40 мм, хотя со стороны кажется, что разрыв больше. В свою очередь первую и современную Toyota RAV4 разделяют колоссальные 44 сантиметра.

Mercedes-Benz GLC

Не знаю, как вам, а мне в новом GLC больше всего нравится пропорции и этакий эффект растянутости. Сразу видно, что это не переднеприводник, а автомобиль с классической компоновкой. Притом отнюдь не маленький. Представленная минувшим летом новая модель переросла основных соперников. А если поставить ее возле старого Mercedes-Benz ML, можно сильно удивиться и призадуматься.

Mercedes-Benz GLC (второе поколение, 2022 год) Длина/ширина/высота: 4716 мм/1890 мм/1640 мм
Mercedes-Benz GLC
Mercedes-Benz GLC
Mercedes-Benz ML (1997–2004 г.в.) Длина/ширина/высота: 4587–4638 мм/1834–1839 мм/1775–1821 мм

Новый кроссовер опережает ветерана и героя фильма «Парк юрского периода: Затерянный мир» почти на 8 сантиметров. А своему наследнику, современному GLE первый ML уступает в длину уже все 34 сантиметра.

BMW 3 Series, класс D

«Трешка» E21 семидесятых годов с дизайном Поля Брака — почти «итальянка». Изящная, хищная, грациозная и визуально легкая. Ее надутый и напыщенный праправнук G20/G21 сохраняет родственные связи на уровне эмблемы. Теперь 3 Series, заставившая вздрогнуть поклонников предыдущей F30, — это бросающий вызов традициям индивидуалист с нехарактерными для BMW задними фонарями, надломленным изгибом Хофмайстера и 14,9-дюймовым дисплеем мультимедиа над торпедо.

BMW 3 Series (седьмое поколение, 2018 год) Длина/ширина/высота: 4713 мм/1827 мм/1444 мм
Современная «трешка» и E30 второго поколения
E21 и 3 Series прошлого поколения (F30)
Вся честная компания 3 Series, за исключением G20
BMW 5 Series (E12, 1972–1981 г.в.) Длина/ширина/высота: 4620 мм/1690 мм/1425 мм
BMW 5 Series (E28, 1981–1988 г.в.) Длина/ширина/высота: 4620 мм/1700 мм/1415 мм

G20 — очень показательный образчик взросления и демонстрация абсолютного превосходства над первооткрывателем более статусной линейки. Он и BMW 5 Series E12 (вышла из-под карандаша Поля Брака и Марчелло Гандини из Bertone, а деформируемые зоны впервые просчитывались на компьютере) — это пятьдесят лет и чуть менее ста миллиметров. Столько же разделяют G20 и следующую «пятерку» E28, которая почти не отличается по габаритам от предшественника.

BMW X3

Культовый X5 (E53) — тот самый, который не нужен Вовке-брату — начинает теряться и меркнуть, стоит подкатить последнему «икс-третьему». Харизмы у него по-прежнему достаточно, лишь бы задние колеса не стояли домиком (владельцы меня поймут), но при сравнении габаритов доминирует новая школа.

BMW X3 (третье поколение, 2017 год) Длина/ширина/высота: 4708 мм/1891 мм/1676 мм
X3 трех поколений. В центре современный кроссовер
BMW X5 (1999–2006 г.в.) Длина/ширина/высота: 4666 мм/1872 мм/1707–1760 мм

Кроссовер X3 с индексом G01 по высоте не перерос героя вчерашних дней и из-за своей приземистости кажется еще крупнее, хотя в действительности «привозит» ему 42 мм длины.

Audi A6, класс Е

Помните большой седан Audi V8 из конца восьмидесятых — начала девяностых? То был предшественник A8 с внешностью перекормленной 200 C3 и богатым оснащением: V-образными алюминиевыми «восьмерками» объемом 3,6 и 4,2 литра (250 л.с. и 280 л.с.), постоянным полным приводом, отделкой салона кожей и деревом, электроприводами и обогревом сидений, климат-контролем, круиз-контролем и очень необычными тормозными механизмами, известными в среде владельцев и поклонников как НЛО (UFO Brakes).

Audi A6 (пятое поколение 2018 год) Длина/ширина/высота: 4939 мм/1886 мм/1457 мм
Длиннобазная A6 продается в Китае: 5050 мм от бампера до бампера!
Audi V8 (1988–1993 г.в.) Длина/ширина/высота: 4861 мм/1814 мм/1420 мм
Длина V8 с увеличенной колесной базой — 5190 мм

На момент появления он впечатлял размерами, но сейчас уступает «а-шестой» 78 мм. При этом Audi A6L для Китая с увеличенным расстоянием между осями пока так и не дотянулась до длиннобазной V8.

Peugeot 308, класс C

Новейший космический корабль для колонизаторов Марса (в миру — Peugeot 308) заставляет снять шляпу даже тех, кто не способен адекватно воспринимать словосочетание «французский автомобиль». Экстерьер и салон — космос! Хэтчбек выглядит здоровячком-крепышом, а универсал и вовсе огромен.

Peugeot 308 SW (третье поколение, 2021 год) Длина/ширина/высота: 4636 мм/1852 мм/1442 мм
Peugeot 405 Break (1987–1997 г.в.) Длина/ширина/высота: 4398 мм/1714 мм/1445 мм

Грузопассажирский «четыреста пятый» с гурманскими ездовыми свойствами далеко позади, в бесконечных 24 сантиметрах, даром что относится к более крупному классу D. А как насчет вместительности багажников? Здесь нас поджидает другой сюрприз. Объем у Peugeot 308 SW с двухуровневым полом — 608–1634 литра. У гибрида этот показатель хуже из-за тяговой аккумуляторной батареей под днищем. К сожалению, интернет-ресурсы не имеют единого мнения насчет 405 Break, но некоторые из них утверждают, что объем варьируется от 425 литров в пятиместной конфигурации до 1640 литров со сложенным диваном. То есть, предельные возможности у машин практически равны.

Honda Civic

На десерт — один из самых впечатляющих примеров. Произошедшие за полвека трансформации с «Сивиком» заставляют вспомнить метаморфозы человеческого тела после регулярных тренировок. Причем тут у нас не рядовой любитель штанги, протеина, креатина и куриных грудок, а соревновательный атлет с фармподдержкой! Он начинал будучи крохой длиной 3405–3754 мм, а сейчас вне зависимости от типа кузова (седан и лифтбек) может свысока смотреть на Accord первого поколения!

Первый и современный Civic. Комментарии излишни
Honda Civic (одиннадцатое поколение, 2021 год) Длина/ширина/высота (седан): 4656 мм/1801 мм/1415 мм
Honda Accord (1976–1981 г.в.) Длина/ширина/высота (седан): 4450 мм/1620 мм/1360 мм
Длина хэтчбека 4135 мм

«Аккорд» семидесятых годов в свою очередь был где-то рядом с Lada Vesta по габаритам. Его и современный Civic разделяют более двухсот миллиметров. Впрочем, и Accord за последние тридцать лет вырос на пару размеров и... как вы уже догадались, обогнал старый Legend /m.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

«Глиняная модель» — это ошибка перевода

Горячие хэтчбеки: начало