На российском нестабильном автомобильном рынке наметился интересный тренд, причем хороший. В октябре 2022 года, по данным агентства "Автостат", россияне приобрели 286 новых электромобилей — на 59% больше, чем год назад, и на 37% больше, чем в сентябре 2022-го. И хотя доля "электричек" на рынке новых легковых машин все еще очень мала, тем не менее за год она выросла более чем в четыре раза: с 0,15% (по данным на октябрь 2021 года) до 0,66% (в октябре 2022-го). При этом ежемесячно в сегменте электромобилей появляются новые модели.
Старт дан
Если еще несколько месяцев назад в России не было ни одного собственного производства электромобилей, то теперь таких уже два. В ноябре молодая компания "Моторинвест" объявила о старте продаж уже даже второй модели — кроссовера Evolute i-Joy (первая — Evolute i-Pro). Переднеприводной электромобиль получил 163-сильный мотор и батарею 53 кВт⋅ч; запас хода — до 410 км. Приобрести Evolute i-Joy можно в единственной комплектации за 3,4 млн рублей.
Электромобили Evolute собирают из китайских машинокомплектов в Липецкой области с конца сентября этого года. Выпущено (на середину ноября) более 500 электромобилей, а планы на декабрь — 900 штук. Всего до конца 2022 года планируется собрать не менее 2 тыс. электромобилей. Кроме того, в ближайшее время вслед за кроссовером i-Joy должен появиться минивэн i-Van, а за ним и купе-кроссовер i-Jet.
Тем временем на этой неделе было запущено производство на Московском автомобильном заводе "Москвич". Найти "восточного партнера", наладить логистические цепочки и запустить серийный выпуск авто (пока методом крупноузловой сборки) удалось в рекордные сроки — за полгода. Первой моделью, сошедшей с конвейера, стал городской кроссовер "Москвич 3", но уже до конца текущего года в столице обещают собрать не менее 200 электромобилей модели "Москвич 3Е". Фактически это будет копия электромобиля JAC iEVS4, у которого вместо традиционного мотора электрическая силовая установка мощностью 68 л.с. и запас хода — 410 км. Соответственно, на заводе все же пока лишь дособирают китайские машины, устанавливают силовой агрегат, подвеску, топливный бак, колеса и российские шильдики. Но планы очень смелые: выпуск электрических моделей будет нарастать с каждым годом, а с 2025 года на "Москвиче" начнется производство российского электромобиля собственной разработки — причем важнейшие узлы и компоненты (электродвигатель, батареи, редуктор и т.д.) будут также исключительно отечественного производства. Кроме того, в перспективных планах, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, создание российской унифицированной платформы автомобиля, на которой предстоит развивать модельный ряд отечественных электромобилей.
Новые проекты
Этой осенью калининградский завод "Автотор" начал работы по переналадке конвейера и подготовке к запуску производства автомобилей неких новых брендов — пока неизвестно, что это будут за модели и каких марок. В кулуарах мероприятий автомобильной сферы говорят о китайских потенциальных партнерах, таких как концерны BAIC и Chery. Возможно, по опыту других российских предприятий, в Калининграде начнут собирать азиатские модели, но под собственным брендом. В принципе, можно не гадать — старт выпуска нескольких моделей запланирован уже на первый квартал 2023 года.
Но самое интересное здесь в том, что в следующем году "Автотор" тоже планирует начать выпуск электромобилей и двигателей для них (впрочем, обещали сделать это давно). На новой производственной площадке завершается строительство восьми заводов по производству комплектующих для электромобилей. Инвестиции составят более 5,7 млрд рублей.
Нижегородская компания New Energy Motors начала прием заказов на новый WOLV FC25, который производится на шасси китайской компании Fengchuen. Этот электрогрузовик приводит в движение мотор мощностью 30 кВт, заявленный запас хода — 200 км, максимальная скорость ограничена 85 км/ч. Грузоподъемность составляет 800 кг. Время зарядки батареи объемом 30 кВт⋅ч занимает пять часов (от сети 220 В). Самая доступная модификация WOLV FC25 — бортовой грузовичок с тентом — обойдется в 2,7 млн рублей, самая дорогая — рефрижератор — почти в 3 млн.
На прошедшем на этой неделе в Сочи форуме "АтомЭкспо-2022" президент АО "ТВЭЛ" (Топливная компания Росатома) Наталья Никипелова рассказала практически о сенсации — Росатом планирует широкое участие в производстве ключевых компонентов электротранспорта, в первую очередь для легковых электромобилей, а также рассматривает возможности партнерства с ведущими игроками российского автопрома. Предприятия Росатома уже сейчас способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы. Так почему же этим не воспользоваться?
Порядка 40% стоимости электромобиля приходится именно на батарею. На предприятиях Росатома выпускаются литий-ионные тяговые батареи для электротранспорта, которыми оснащаются электробусы и троллейбусы с автономным ходом. К 2025 году в Калининградской области планируется запустить завод, производственной мощности которого будет достаточно для обеспечения такими батареями 50 тыс. электромобилей. На мероприятии даже было отмечено, что будущие мощности уже законтрактованы отечественными производителями электромобилей. Поэтому в перспективе планируется построить еще три новых "гигафабрики". Что в свою очередь должно привести к снижению цен на батареи.
Однако в компании ТВЭЛ предлагают и "вторую жизнь" для тяговых батарей: после восьми лет эксплуатации в электротранспорте они могут использоваться в стационарных системах накопления электроэнергии, в частности в сети зарядных станций. При этом можно пойти еще дальше: "атомщики" при участии ведущих российских автокомпаний собираются создать новую платформу для электромобиля, которая обеспечит легкую замену аккумулятора. В таком случае открываются перспективы для новых схем финансирования и владения автомобилем: например, появится возможность отдельно прибрести сам электромобиль, а батарею — взять в лизинг. Так стоимость "электрички" вплотную приблизится к цене обычной легковушки.
Между прочим, я думаю, что все же не просто так проект по созданию отечественного электромобиля "Кама" недавно был переименован в "Атом".
Завоз и ныне там
При этом уже сегодня на нашем рынке наблюдается весьма широкое разнообразие моделей и марок электромобилей — особенно с тех пор, как правительство разрешило параллельный импорт. Если в прошлом году весь этот сегмент состоял из 41 модели 24 различных марок, то теперь их стало практически вдвое больше — 82 модели 43 брендов.
И по этому направлению новости приходят практически ежедневно. Так, официальные дилеры китайского концерна FAW начали прием предзаказов на электрический минивэн Bestune NAT, который должен появиться в салонах в середине декабря. Модель предлагается в единственной комплектации по цене 2,5 млн рублей. У себя на родине, в Китае, FAW Bestune NAT очень востребован у корпоративных клиентов и в такси. Думаю, и у нас спрос будет. А еще этой осенью китайская марка Skywell объявила о начале продаж в России своих электромобилей; сейчас активно формируется дилерская сеть. Старт продаж намечен до конца этого года.
Вообще в последнее время в Китае появилось очень много марок, которые занимаются преимущественно "электричками": Skywell, Li One, Polestar, Zeekr, Hongqi, BYD, HiPhi, Voyah, и мы о них почти ничего (или вовсе ничего) пока не знаем. А у себя на родине они очень хорошо продаются — и собираются в ближайшее время "в гости к нам". Некоторые из них, возможно, и вовсе обретут "российскую прописку" вместе с русским именем.
Еще одна новость, но уже из области экзотики (это я про ведущие европейские концерны): некоторые дилеры начали принимать заказы на новые электрокроссоверы Volkswagen ID.6 X, которые будут поставлять к нам из того же Китая (по схеме параллельного импорта). Полноприводный кроссовер с двумя электродвигателями общей мощностью 305 л.с. способен разогнаться до 100 км/ч за 6,7 секунды; пробег на одном заряде батареи равен 580 км. Просят за эту новинку от 4,85 млн рублей.
Вообще, на сегодняшний день параллельный импорт — это фактически единственный способ поставок электромобилей-иномарок. Особенно из Европы. Например, согласно моим источникам, в узком кругу ценителей уже возник большой спрос на модель Mercedes-Benz EQE.
Зарядить всех
Специалисты аналитического агентства "Автостат" насчитали в России пока 4 367 зарядных станций для электрокаров. Больше всего зарядных станций переменного тока установлено в Московской области — 630 точек; в Москве насчитывается 360; в Краснодарском крае — 220; больше 100 — в Иркутской, Тюменской и Ленинградской областях. Мощных (и быстрых) зарядных станций постоянного тока в России значительно меньше: всего 688, при этом основная часть таких точек — в Москве (68), Красноярском крае (51) и Приморье (45). В сумме получается около 5 тыс., что совсем не много для нашей огромной страны. Тем не менее процесс развития сети приобретает, кажется, необратимый и быстрый характер. Согласно государственной программе развития инфраструктуры для электроавтомобилей, к 2030 году число "зарядок" должно достичь 100 тыс.
В прошлом месяце компания En+ Group Олега Дерипаски объявила о своей программе по расширению сети электрозаправок в Сибири и в подтверждение этого открыла три новые ЭЗС в Иркутской области, на популярном у туристов автомобильном маршруте к Байкалу и острову Ольхон. В самом областном центре и вокруг компания уже запустила девять таких зарядных. В рамках проекта Еn+ планируется открыть новые ЭЗС в Иркутской области и соседнем Красноярском крае, а также на всех крупнейших трассах РФ. Кстати, не случайно проект Олега Дерипаски успешно развивается именно в Иркутской области, поскольку регион входит в тройку лидеров по числу "электричек" в парке: на 1 июля 2022 года там стояло на учете 1,6 тыс. таких автомобилей. Впереди только Москва (2,8 тыс. шт.) и Приморский край (1,7 тыс. шт.). По прогнозам экспертов, в том числе и благодаря такой сильной инфраструктурной поддержке, в 2023 году число электрокаров в регионе может вырасти сразу в несколько раз.
Помимо этого, PUNKT Е — крупнейшая частная сеть зарядных станций для электромобилей в России — расширила географию присутствия и перешагнула порог в 100 станций. Юбилейная, сотая ЭЗС сети запущена опять же в Сибири — в Кемерове. За 11 месяцев этого года суммарное количество станций PUNKT Е выросло втрое, а география присутствия бренда распространяется теперь на 11 регионов РФ. Причем больше половины станций сети — быстрые, они позволяют за 20–30 минут восполнить запас энергии электромобиля и продолжить поездку. До конца года компания планирует увеличить свою сеть до 150 станций.
Кстати, в планах Росатома и создание собственной сети зарядных станций, причем "атомщики" хотят все — и производить их, и устанавливать, и обслуживать (вполне возможно, у них даже электроэнергия своя). Экспансию предполагается начать с Северо-Западного федерального округа.
Кто купит
Целевая аудитория, конечно, зависит от сегмента автомобилей. Недорогие подержанные электромобили из Японии в основном покупают жители Дальнего Востока и Приморья. Новые и более престижные (и недешевые) электромобили — жители крупных городов, где есть инфраструктура, и состоятельные владельцы загородных домов с возможностью тут же спокойно заряжать электромобиль.
Что же касается электромобилей, которые начали собирать в России, то первыми и основными покупателями, как многие и предсказывали, стали юридические лица. Очень интересуются такими машинами таксопарки и транспортные компании, прокатные конторы, а также предприятия, занятые энергетической инфраструктурой и экологией. Например, в Министерстве природных ресурсов и экологии России объявили, что с 2023 года планируют отказаться от использования в ведомственном автопарке автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и будут закупать для сотрудников центрального аппарата электромобили Evolute i-Pro, которые собирают в Липецкой области.
Интерес у частных покупателей к электромобилям тоже есть. Хотя пока чаще всего электромобиль рассматривают только как вторую машину в семье: словно для пробы — а вдруг понравится? А также с тем, чтобы на практике проверить, действительно ли эксплуатация окажется столь выгодной, как говорят.
Государство же в свою очередь предлагает субсидию размером 925 тыс. рублей при покупке "электричек", но только для автомобиля марки Evolute и только в кредит. На мой взгляд, если правительство хочет повысить интерес к электромобилям у граждан, лучше бы работала прямая скидка при покупке (так, как это делали во многих странах мира, включая Китай). Пока же на долю частников среди покупателей новых отечественных электромобилей приходится в лучшем случае четверть продаж. Основные регионы распространения — столицы, крупные мегаполисы Центральной России и черноморская курортная зона.
Рынок электромобилей будет расти, сомнений тут нет. Наиболее обеспеченные клиенты пока по-прежнему будут выбирать электрокары американских и европейских марок — Tesla, Porsche, Volkswagen; "практики" остановятся на новых российских машинах (этому поспособствует локальное производство марок Evolute и "Москвич") и китайских брендов. Будет расти на нашем рынке и доля электромобилей с пробегом. При этом уже сейчас появляются новые официальные дистрибьюторы и дилеры производителей электрокаров, что дает потенциальным покупателям уверенность в том, что их машину обслужат и обеспечат запчастями. Уже в следующем году "электрички" могут занять на рынке новых авто 1,5–2%. А это не так уж и мало, но, конечно, нужно больше. Словом, на электромобильном авторынке нас, похоже, ждут и дальше интересные новости.