К столетию СССР: лучшие советские автомобили
Сегодня, 30 декабря исполняется ровно 100 лет со дня основания Союза Советских Социалистических Республик. Относиться к СССР можно по-разному, но просто так взять и не вспомнить главные автомобильные достижения страны — решительно невозможно. Итак, раздаем премии в девяти главных номинациях. На старт, внимание…
Лучший легковой автомобиль — ГАЗ-21
Если бы не он: ВАЗ-2101
Оставить ненужные споры не получится. У каждого, пожалуй, найдется свой кандидат на роль лучшего советского автомобиля. В ком-то заговорит ностальгия, другие обратятся к логике и цифрам, третьим просто не нравится «Волга»... Стоп! Что значит не нравится?!
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731025/31e4364270f227d11978ee9a241ae82612dcfc68.jpg)
Это, наверное, и есть самый главный талант машины Юрия Гагарина, Юрия Деточкина и Юрия Никулина (три Юры сразу, можно загадывать желание!): у нее совсем нет хейтеров. Первая «Волга» не самая прогрессивная по конструкции, не самая большая по тиражу, не самая популярная за рубежом. Её сила в другом.
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731026/0ed8b771027b4160fedfc78af998c2824842d7d6.jpg)
Появившись в конце 1950-х, ГАЗ-21 стал для страны одним из символов оттепели. Надеждой на светлое будущее, в котором у советского человека, кроме естественной гордости за космические свершения и покорение арктического шельфа, будут еще и своя квартира, свои сбережения, свой автомобиль. И не абы какой, а большой и красивый как «Волга»!
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731027/50592329c426301e16c9c8cd59039c2ad63cab6d.jpg)
В том, что эти надежды не оправдались, ГАЗ-21 уже точно не виноват.
Лучший внедорожник — ВАЗ-2121 «Нива»
Если бы не он: УАЗ-469
Она вполне могла оказаться и победителем первой номинации. И точно выиграла бы приз зарубежных покупательских симпатий. Ни один другой автомобиль в истории СССР не уходил на экспорт такими тиражами, как «Нива»! Да, речь «всего» о полумиллионе машин за 40 лет. Нынешний RAV4 больше экспортируется за один год. Но для советской модели это огромное достижение.
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731028/a5d85fa83f0c205ad130f0c9f31ba14a04bd1c87.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731031/84ea897d1711ce287f77d55cd341809c74e59909.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731030/112211739685c85bbb3d01b004fa2cf43edb09c5.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731029/f543dda76b636192d0ed0b5c987b1856619740b4.jpg)
Заметим, достижение созданное собственными руками. Без заимствования, подглядывания и переосмысления. «Нива» своя, полностью отечественная разработка — от компоновки до дизайна. И что еще важнее — разработка, высоко оцененная мировой автомобильной элитой.
Какой могла стать Нива, она же Lada 4x4?
Неизвестные факты о рождении Нивы
Мы сейчас даже не про знаменитое письмо инженеров Suzuki Петру Прусову, обращавшихся к автору «Нивы» как к крестному отцу «Витары». Берите выше. В сегодняшнем всепоглощающем буме внедорожников и кроссоверов большая заслуга и машины с легко запоминающимися буквами индекса — 2121.
Лучший гоночный автомобиль — Lada VFTS
Если бы не он: Москвич-Г4
И снова сложный случай… Реальных полновесных и неоспоримых достижений в истории советского автоспорта не то чтобы мало — их практически нет. Успехи «Москвичей» в трансконтинентальных ралли на рубеже семидесятых? При всем уважении, это отнюдь не победы в общем зачете. Громкие триумфы КамАЗа в «Дакаре»? Они пришлись уже на эпоху после распада СССР…
Давайте просто отметим профессионализм команды прибалтийского гонщика и конструктора Стасиса Брундзы. В советское время эти парни построили в Вильнюсе по-настоящему крутой автомобиль группы B!
Lada VFTS была, пожалуй, самым совершенным ралли-каром СССР. Облегченный кузов, крутой боди-кит, 180 сил, кулачковая коробка и еще где-то с миллион улучшений по сравнению со стоковой «пятеркой», превратили заднеприводный ВАЗ-2105 VFTS в один из лучших раллийных автомобилей мира. Своего класса разумеется.
Это доказано не только победами в «Кубке дружбы» соцстран: Lada VFTS хорошо смотрелась и на этапах чемпионата мира, неизменно сражаясь за первое место в классе.
Лучший грузовик — КамАЗ-5320
Если бы не он: ЗИЛ-130
Пусть он не совсем КамАЗ — прототип первого грузового автомобиля Камского завода это всего лишь отданный «на аутсорс» ЗИЛ-170В — но его важность для СССР невозможно переоценить.
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731039/7a8c2ee5e22a715c347d8e3bf773f5d21e9554f3.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731037/2f64ba87e76cca56c10d49cf98fa0eb020ee7167.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731038/66a87eb66b2829e9418a549d82f7c0b5749d9267.jpg)
Когда стране страшно не хватало современных, выносливых и экономичных грузовиков, как в сказке появился он. Сначала в чистом поле вырос огромный завод, а затем заколосились рекордные тиражи грузовиков. Только представьте — всего через 12 лет после запуска главного конвейера КамАЗ отпраздновал выпуск миллионного грузовика. Размах!
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731040/51f6f9f252d30c1d7ad50049434d22f47e379938.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731041/4c5b5ece4f3f4366fb35fc8d5cb3bc1cdcf3a6bd.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731042/282ea299fdd7544d3c058431fe72e7de3a97ae92.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731043/136cad75f34d05c882240b104a512b14e090dc5c.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731044/52eed65ba324e334a5f0ccc437a4d59bddae4f3b.jpg)
Вообще кого-то удивляет, что черты оригинального 5320 вполне угадываются и в облике современных КамАЗов?
Лучший концепт — Москвич-408 Турист
Если бы не он: МАЗ-2000 «Перестройка»
Автомобильный дизайн, вопреки расхожему мнению, в Советском Союзе был. И хороший тоже. Классных концептов, придуманных и построенных в СССР, хватит даже не на книгу — на многотомный сборник. Как выбрать из них лучший?..
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731045/6c1f206d8eea514dd3cb141d0f9adb155cf2f2ac.jpg)
Москвич-408 Турист был бы в числе финалистов любого хит-парада. Даже базовый 408-й седан — один из самых сбалансированных и изящных автомобилей Европы первой половины шестидесятых. Не зря главный конструктор АЗЛК Александр Андронов считал дизайн семейства 408/412 эталонным.
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731046/485b0057b4adbbc0035046238d5d096ad162bd3d.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731047/233d429e62f1bfbcb2d69db0e9695c76070e2bb7.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731048/b6d34c2a7d59dd5027023b673328314a8c8b508b.jpg)
В виде спортивной двухдверки со съемным верхом и вовсе получилась песня. Сексапил на колесах, который если что и портит, то лишь неуместное слово «Турист» в названии. Гораздо лучше смотрелся бы вариант «Москвич-408 GT». Он того заслуживал на все сто.
Лучший автобус — ЛиАЗ-677
Если бы не он: ЗИЛ-118 «Юность»
Мы вновь приготовились отбивать атаку несогласных. Да, ЗИЛ-118 в свое время казался будущим автобусостроения. «Юность» опьяняла своей непринужденной привлекательностью, пачками забирая призы на международных выставках. Но что значили единицы выпущенных 118-х для огромной страны? Для большинства «Юность» на агрегатах правительственного лимузина казалась недостижимой, как иномарка — только с клеймом Сделано в СССР.
![ЗИЛ-118 «Юность»](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731052/7856c0cf71be3026611a82cc3850bd8b55e26601.jpg)
![ЗИЛ-118 «Юность»](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731049/b9185817954ef828a097820f85e92bcc028b608c.jpg)
![ЗИЛ-118 «Юность»](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731050/3b7fe30ae0449fdffdea874d2717d9acc4072d4e.jpg)
![ЗИЛ-118 «Юность»](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731051/d389f2d3a6c698229db6cb36f16cb1b4e8988c56.jpg)
На ЗИЛ-118 смотрели как на летающую тарелку. Смотрели из салона настоящего народного автобуса ЛиАЗ-677. Он был неидеален, как и жизнь в Советском Союзе, но подобно исчезнувшей стране умудрился оставить о себе лишь самые добрые воспоминания.
![ЛиАЗ-677](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731054/fa222ae4fd01382b15a61af5edb4089e68c34fc1.jpg)
![ЛиАЗ-677](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731053/7559c1522936eb79f1b4fbb4b77112f1ceb30270.jpg)
![ЛиАЗ-677](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731055/f09f4be2a97573ca6cd3476cf22de163696646e3.jpg)
![ЛиАЗ-677](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731056/9a8bf3206bbff440c408f70d1feb6e6946bd5a4e.jpg)
В «Луноходе» всегда находилось место для всех. Пусть даже и стоячее. В нем всегда было очень мягко и очень-очень тепло. И даже «звон бутылок» изношенных крестовин кардана казался не врожденной болячкой ЛиАЗа, а живинкой любимого автобуса.
Лучший дизайнер — Юрий Долматовский
Если бы не он: Владислав Пашко
За дизайнера говорят его работы — автомобили. Особенно те, что не остались яркой фантазией на бумаге, а воплотились в реале металла, стекла и пластика.
![НАМИ-013, 1953 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731058/36379421b5956857485e4b858276b613f84d8fae.jpg)
![НАМИ-013, 1953 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731057/526ac0b3688d90ed65c31eb8e25e42acfffd8a30.jpg)
![ИМЗ-НАМИ А50 «Белка», 1955 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731059/a986ef34ebce7bb114fa51df8a5acc9903d42087.jpg)
![ИМЗ-НАМИ А50 «Белка», 1955 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731060/bea8208fedec9bd06c57711a726eaef2229c735d.jpg)
У Юрия Ароновича Долматовского таких как минимум три. Все новаторские, намного опередившие время — НАМИ-013, «Белка», такси ВНИИТЭ-ПТ. Многие знания, как водится, ведут к многим печалям. Новаторское мышление и стиль Долматовского не оценили, серийных моделей на его счету нет. Зато есть нечто большее.
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731062/4f6b585f70aa97cf5fb3c90f249f8dc5d3ad27e7.jpg)
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731061/bfad76cd755253f46533afb91b1334e655b6e494.jpg)
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731063/7bc7acfceee8dacd3ac22b51aaad12405ce5f505.jpg)
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731066/8ab779117a6e08f9685bff8b7d8428a6aeefad66.jpg)
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731064/e2d85474044f83c9adc03f4e91cbc4f0653f0def.jpg)
![Такси ВНИИТЭ-ПТ, 1964 год](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731065/9c7d302f4ad742ca1ae362effbafdd3b19c20626.jpg)
Юрий Аронович был не просто дизайнером, он огромный фанат и прекрасный популяризатор автомобилей. Его книгами, его рисунками болели сотни тысяч советских мальчишек. Самые талантливые и целеустремленные из их числа со временем сами превратились в инженеров и дизайнеров. Другим, кому повезло меньше, стали журналистами и просто людьми, через всю жизнь пронесшими любовь к автомоблям.
Спасибо!
Лучший конструктор — Андрей Липгарт
Если бы не он: Петр Прусов
Первый советский автомобиль НАМИ-1, легендарные «Эмка» и «Победа», уникальный по конструкции ЗИМ, труженик ГАЗ-51 — перечислили только самые важные проекты в карьере Андрея Липгарта, а будто перелистнули половину истории автопрома СССР.
![ЗИМ](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731067/eeca17dfa03add4023596941f499cff01a8a7198.jpg)
![ГАЗ М1](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731068/afa3a95a68455f18b2f7844452a8dce7a750f30c.jpg)
![ГАЗ-20 «Победа»](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731069/66f71c805e83b756cc3fef8ab3a1a78ac5f50ad7.jpg)
Влюбленный в свое дело энтузиаст, он всю жизнь посвятил автомобилям, а взамен получал не только заслуженные почести и уважение. Липгарт на себе прочувствовал и жестокость системы. Повезло ещё: с должности главного конструктора ГАЗа его сняли в 1951-м, а не скажем десятью годами раньше. Тогда бы ссылкой в Миасс простым рабочим завода «Урал» эта история не закончилась…
Лучший бренд — «Лада»
Если бы не он: ГАЗ
Может быть что-то обидное в том факте, что самый важный автомобильный бренд СССР создавался с помощью итальянцев? Нисколько. Разве учиться может быть стыдно?
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731071/df91e0a5af8523a4c4cfa64b95ead590fa13056f.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731070/8eecbfdbef9169452366bf6ca71cc2f8660a36a5.jpg)
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731072/fbbcd86ba19eebc8ec23eed5cad96290ad08c7a2.jpg)
Автомобильная промышленность в стране, конечно, была и до ВАЗа. Но именно Волжский автозавод перевел отечественную автоиндустрию на рельсы рыночной экономики. Именно «Жигули» создали здоровую конкуренцию, без которой невозможен прогресс. Оглядываясь на ВАЗ, из вечной зоны комфорта вышел АЗЛК. Пусть ни к чему хорошему эта история и не привела.
![](https://motor.ru/imgs/2022/12/26/22/5731073/af2b9e98238ee800e732d6fc5bde332d0d0a18f5.jpg)
В общем-то неудивительно, что сегодня Lada остается единственным отечественный брендом легковых автомобилей, у которого есть хоть сколько-нибудь внятная стратегия развития и хоть какие-то перспективы. Звучит, может быть и не слишком оптимистично, но у других нет даже этого… /m
Японские подделки под Ниву и Буханку
«Радиоактивный» КрАЗ из Чернобыля