Лучшее за год-2022: выбор редакции
Теперь, когда позади все праздники, включая старый новый год, пришло время заключительного дайджеста: лучших материалов 2022 года по версии редакции «Мотора». По традиции мы отобрали двадцать штук, не раздумывая, не сомневаясь и не относясь к выбору слишком серьёзно. Посмотрели на то, что получилось, и поняли: темы для новых статей у нас будут всегда. Что бы ни происходило с рынком и какой оттенок серого он ни приобрел, автомобили — это не только то, на чем мы ездим, но и часть нашей культуры. Не потому ли вы здесь?
Все итоги года уже подведены. Остался десерт. И это не хит-парад: материалы в подборке расставлены случайно и хаотически, поэтому не имеет никакого значения, в каком порядке их читать. Итак, приступим!
Ходячий замок: вездеход-авианосец из СССР
Строить вездеходы в СССР умели всегда. Но этот проект и более ранний, и куда более масштабный, чем всё, о чем мы рассказывали ранее. Это не просто вездеход, а практически Титаник на гусеницах, с самолетами и каютами на борту родом из 30-х годов прошлого века. В то время, когда на месте взорванного Храма Христа Спасителя собирались построить 500-метровое здание Дворца Советов, родился и другой амбициозный проект: на просторы Арктики мог выехать настоящий «ходячий замок» из СССР. Илья Фролов рассказывает, как и для чего в Союзе задумали построить самый большой в мире вездеход.
Забытый советский гигант с двумя V8
«Радиоактивный» КрАЗ из Чернобыля
Живые и мертвые: ралли, в котором до финиша не добрался никто
Бандама — это не повязка на голову, а крупная река на Западном побережье Африки, а точнее в государстве Кот д'Ивуар. Здесь на протяжении полувека проводится ралли «Бандама» — одно из самых живописных и трудных на планете. Настолько трудных, что однажды некому было откупоривать победное шампанское… Михаил Медведев рассказывает захватывающую историю гонки, в которой до финиша не добрался никто.
И сразу бонус — не менее интересный рассказ об эпическом марафоне Лондон – Сидней.
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Большой материал Михаила Медведева, из которого мы узнаём, что хэтчбек — это тоже седан, и другие удивительные вещи. Классификация кузовов — самый несистематизированный раздел автомобильной энциклопедии. Обо всем другом — от единиц измерения мощности до стандартов экологичности — удалось договориться. По кузовам мир всё еще не может прийти к общему знаменателю. Мы объясним, почему всё так сложно и даже поможем разобраться.
«Глиняная модель» — это ошибка перевода
В русскоязычных источниках часто встречается словосочетание «глиняная модель». Разумеется, автомобильная индустрия не использует глину, которая подходит скорее для художественного творчества. Макетирование требует довольно высокой точности, которая глине недоступна. Так из чего сделаны эти модели? Андрей Моторов, дизайнер автомобилей по образованию, объясняет.
Как запускали самый первый Infiniti
По меркам автомобильной истории Infiniti — всё еще молодая марка. Компания основана в 1989 году — она младше компакт-диска. Впрочем, мы уже успели забыть, что бренд премиальных внедорожников и кроссоверов начинался с весьма интересных седанов. Первая же модель Infiniti, представительский Q45, с треском провалился на рынке. И вовсе не потому, что был плох — он был потрясающим! Возможно, слишком крутым для своего времени.
Удивительные Audi из восьмидесятых, о которых вы не слышали
Основать новый автомобильный бренд стоит миллиарды долларов, так что многие предприниматели издавна ограничивались созданием тюнинговых ателье, что тоже позволяло дать волю фантазии и поместить на капот свою эмблему. Герой этого повествования Вальтер Тресер пошел дальше: дорабатывая автомобили Audi, он создал внедорожники, лимузины, родстеры со складной жесткой крышей и даже заряженные универсалы раньше, чем это сделала сама автомобильная индустрия. В итоге получились одни из самых передовых, эпатажных и порой самых некрасивых Audi в истории.
Улучшить что угодно: путь англичанина, способного перекроить Bentley и Ferrari
Самые безумные концепт-кары: выбор «Мотора»
Космические странники: оцените невероятные концепт-кары 60-70-х годов
Иж-2125 «Комби» — один из самых недооцененных автомобилей СССР
Вот вам коварный вопрос, который мог бы встретиться в одном из наших квизов. Правда ли что ВАЗ-2108 — первый советский автомобиль с передним приводом и первый же хэтчбек страны? Если на оба вопроса вы ответили «да», то оба раза ошиблись. Формально пионером советского переднего привода считается ЛуАЗ-969, а лавры первого хэтчбека принадлежат Иж-2125 «Комби». Михаил Медведев взялся объяснить, почему самый удобный советский автомобиль 1970-х так и не стал народным.
Автомобили из России: лучшее за год
К столетию СССР: лучшие советские автомобили
Не осилили: крутые внедорожники, которые не смогли покорить Россию
Три грустные истории самых некрасивых автомобилей
Понятие красоты, конечно, относительное и субъективное. Однако рейтинги самых некрасивых автомобилей были, есть и будут — и некоторые модели там встречаются чаще других… А некоторые — буквально всегда. Мы разобрали несколько десятков самых популярных «хит-парадов» и можем констатировать, что эти три автомобиля считаются некрасивыми чаще, чем другие. Как сложилась их судьба?
Поразительно некрасивые суперкары
Ошибка выжившего: неудавшиеся творения известных автомобильных гуру
Читатели «Мотора» выбрали самый страшный суперкар
Не нравятся «двухэтажные» фары? Мы убрали лишнее!
Вы этого не просили, но мы всё равно сделали! Специально для «Мотора» дизайнер Никита Чуйко создал изображения автомобилей с модной нынче «двухэтажной» оптикой... но без двухэтажной оптики! Все ваши претензии к Hyundai Creta или обласканному диванными критиками Jeep Cherokee мы учли и просто убрали лишнее. И теперь вынуждены признаться: нам не хотелось бы задать новый тренд в дизайне. Кстати, если вам нравится разглядывать удивительные картинки на грани (или за гранью!) возможного, добро пожаловать в нашу рубрику «Фотошоп».
Трехдверные кроссоверы, которых никогда не было (а зря!)
Обычные кроссоверы в экстремальном тюнинге
Грязи не боятся: суперкары для бездорожья
Maybach: хроника грандиозного провала
26 июня 2000 года океанский лайнер Queen Elizabeth II отправился в рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Среди пассажиров на борту был и заключенный в огромный стеклянный куб автомобиль. Величественный Maybach 62 плыл на собственный день рождения — мировую премьеру в отеле «Риджент» на Уолл стрит. По сюжету всё это напоминало историю «Титаника». И драма, конечно же, была разыграна — пусть и без кораблекрушений и человеческих жертв. Рассказываем историю первого возрождения Maybach, которое в Штутгарте не забудут никогда.
К слову о грандиозных провалах. В минувшем году мы завели рубрику «Могли, но не сумели», в которой рассказываем о ярких, выдающихся, харизматичных и запоминающихся... автомобилях-неудачниках. Все они провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех, хотя им прочили светлое будущее. Порой именно так складывается судьба новаторских, экспериментальных и смелых идей. И в рубрике «Могли, но не сумели» мы отдаем им дань уважения.
Чего вы точно не знаете про мультфильм «Тачки»?
Из всех мультфильмов в истории «Тачки», конечно же, самый петролхэдский. И по задумке, и по исполнению. Автомобили, разговаривающие друг с другом на экране, в анимации вещь вполне обычная. Феномен же популярности «Тачек» среди аудитории от трех до 99 лет в том, что за каждым героем франшизы стоит история. Порой даже клубок историй и загадок, распутывать которые можно с необычайным интересом. Михаил Медведев именно этим и занялся — и даже нашел в мультфильмах русский след. И не один (довольно очевидный), а целых три!
Угнанный Ferrari, который нашли и разбили агенты ФБР
Автомобили угоняют, увы, чаще, чем потом возвращают владельцам. Эта история могла бы стать счастливым примером. Всё началось с кражи раритетного суперкара, который потом случайно нашли агенты ФБР и… случайно сами же и уничтожили. Особую пикантность происшествию придает тот факт, что угнали машину прямо во время ознакомительной поездки у дилера. В общем, речь пойдет, возможно, о самой удивительной судьбе Ferrari F50, которая сейчас оценивается в миллионы долларов.
Тысяча километров по России на 54-летнем Москвиче
Проехать на гоночном Москвиче-408, подготовленном для Исторического ралли Монте-Карло, от Москвы до Тольятти? Конечно да! Какие тут могут быть подводные камни... Ну вообще-то довольно крупные! Автомобиль 1968 года без кондиционера, усилителя руля и заднего сиденья строили отнюдь не для дальних вояжей. Тем не менее мы поступили так же, как и с любым другим заманчивым предложением: тщательно его обдумали… Уже после того как сказали «да». И ни разу не пожалели.
Редкие фотографии из архива Ford: как рождался Mustang четвертого поколения
Почему Ford Mustang едва не лишился собственного «я», а также причём тут Дженнер, Рэмбо и Шварценеггер. Запутанная и простая история о том, почему Mustang четвёртого поколения получился таким, каким получился (и почему несбывшиеся планы — это иногда очень хорошо). Василий Костин собрал малоизвестные фотографии из архивов, чтобы проследить, по какому пути могло пойти развитие «пони-кара» Ford Mustang — и честно признаемся: мы очень рады, что этого не произошло! Ведь «Мустанг» тридцать лет назад мог стать заурядным переднеприводником.
Китайские копии знаменитых внедорожников
На фоне неопределенного будущего российского авторынка богатый своим разнообразием китайский автопром выглядит решением проблем. Ещё бы: в Китае производят не только самобытные машины, но и вполне похожие копии культовых немецких, японских, британских и американских внедорожников, при этом стоят они намного дешевле оригиналов. Илья Фролов отыскал недорогие клоны G-Класса, Ленд-Крузера и даже Хаммера из Поднебесной.
Автомобили королевы Елизаветы II
Казалось, Елизавета II будет вечной: её правление прошло через столько исторических эпох, что это просто в голове не умещается. Послевоенное восстановление, хиппующие шестидесятые, кровавый конфликт в Ирландии, забастовочные семидесятые, сложные восьмидесятые, скандалы в королевской семье... Эти 70 лет королева Елизавета прожила с огромным достоинством. Разумеется, роль живого воплощения Великобритании подразумевает множество официальных визитов — и Василий Костин отыскал множество фотографий церемониальных автомобилей. Но не только: ведь королева и сама была не прочь сесть за руль — например, когда бывала в своём шотландском поместье или выезжала с семьёй на традиционные скачки в Большом Виндзорском парке... Мы собрали здесь если не всё, то очень многое.
Автомобили, которые переросли сами себя
На примере 10 популярных моделей мы проследили, как автомобили из одного размерного класса перерастают модели более высокого класса. Polo становится крупнее раннего Golf, Civic перерастает давние поколения Accord… При этом размерный класс эти модели не меняют: координатная сетка растет вместе с объектами на ней. От поколения к поколению увеличиваются все модели — во всех классах и на любом рынке. И если на коротком временном промежутке это не слишком заметно, то рост за десятилетия выглядит удивительно. Это мы и решили отразить наглядно.
Супергрузовики, опередившие свое время
Экологичная силовая установка, салон в стиле кабины космического корабля, запоминающаяся внешность… Это не описание спорткара, а портрет экспериментальных тягачей и самосвалов, которые заслуживают ничуть не меньшего внимания, чем эстетские легковушки от всемирно известных кузовных ателье. В нашем обзоре вы познакомитесь с самыми впечатляющими концептами грузовиков и почти серийными образцами. Здесь подобралась взрывающая мозг техника — советская «Перестройка», Scania без кабины, беспилотный электромобиль по имени Vera и многое другое.
Чем мир обязан Берте Бенц, жене изобретателя автомобиля?
Первое автомобильное путешествие в истории — заслуга одной отважной женщины. На фото ниже, разумеется, не фотография из оригинальной поездки, а современная реконструкция событий 1888 года. Кто эти джентльмены, и почему они катят «Моторваген» Карла Бенца за колеса? И куда собралась фрау на самом первом (согласно патенту) автомобиле в истории? Михаил Медведев рассказывает о значимом для всего автомобильного мира эпизоде.
Клетка для чайки: правда и вымысел о гоночной легенде Mercedes-Benz
Видео: мы поездили на Мерседесе как у царя Николая II
«Cто сороковой»: история легендарного S-Класса
Свет в конце тоннеля: автомобили-герои кризисов
Автомобильная история насчитывает более 130 лет. В масштабе хронологии человечества это лишь песчинка. Но за эти годы мир потрясли десятки, если не сотни катастроф. Топливные кризисы, революции, расцвет и упадок бизнес-империй… Поводов для переживаний хватало всегда. И сегодня мы поговорим о тех автомобилях, без которых привычный нам мир оказался бы совсем иным. И нет, далеко не все их них «народные» малолитражки. От «Жука» до Bentley Continental GT: Борис Закиров собрал машины, которые спасали марки, страны и автомобильную индустрию.
Конечно, нам хотелось бы сделать этот список больше. Ведь в ушедшем году мы рассказывали о внедоржниках, которые пытались покорить Россию и не сумели, об удивительных в своей безумности минивэнах, о незаслуженно забытых горячих хэтчбеках, о том, как владение одним Bugatti может разорить даже миллионера, о забытых американских масл-карах... А ещё искали лучший способ перевозки велосипедов в пикапе и рассуждали о том, так ли хороши и безопасны электросамокаты. О чем мы будем писать в этом году, пока не известно даже нам сами. Но точно знаем — будет интересно. Спасибо, что остаётесь с нами! /m
10 самых популярных материалов «Мотора» в 2022 году
Лучшие материалы года на «Моторе»: выбор редакции
Автомобили из России: лучшее за год