Они вам не «бумеры»: лучшие BMW для избранных

## Alpina 3,0 CSL В 1971 году BMW взбудоражила петролхедов омологационным 3,0 CSL (E9) для кузовного первенства ETCC (European Touring Car Championship). Мир знает его как один из своих самых харизматичных и красивых автомобилей немецкой марки. Но все ли помнят, какую роль в его создании сыграла «Альпина»? Купе представляет собой 3,0 CS на стероидах. Оно мощнее (180) и на 215 кг легче. В общем, отличный рекламный стенд для тюнеров! Вторую и легендарную третью версию 3,0 CSL, которая получила прозвище «Бэтмобиль» разработали при участии переметнувшегося в стан BMW экс-автоспортивного директора Ford Йохена Неерпаша. Но вернемся к ателье. Как напоминает alpina-archive.com, оно построило собственный комплексно улучшенный вариант.
Они вам не «бумеры»: лучшие BMW для избранных
© Motor.ru
Рядная «шестерка» усовершенствована коваными поршнями под более высокую степень сжатия, системой питания с тремя карбюраторами Weber 45 DCOE, другим распредвалом, клапанами с увеличенными тарелками. Иначе говоря, в двигатель запихнули больше топливно-воздушной смеси. Отсюда мощь и прыть — 250 л.с., 100 км/ч за 6,7 секунды и максимальные 243 км/ч. Достаточно чтобы кормить пылью вдвое более дорогие Aston Martin DBS V8 и Ferrari 365 GT.
Управляемость еще интереснее и надежнее благодаря спортивными пружинами и амортизаторами Bilstein, а также вентилируемыми тормозными дисками по кругу (передние увеличенного диаметра).
## Alpina B7 Turbo Конец семидесятых… До появления BMW M5, Mercedes-Benz 500 E и Opel Lotus Omega еще далеко, но парням на маслкарах и европейских суперкупе все равно неуютно. На светофорах их поджидала неприметная с виду, но от души упакованная «пятерка» E12. Первоначально Alpina назвала этого оборотня 530 Turbo и затем, очевидно, в целях конспирации переименовала в B7 Turbo. В те времена альпиновские маркировки еще не соответствовали заводским сериям.
Выпускной тракт трехлитрового шестицилиндрового рядника заткнули турбокомпрессором KKK с регулировкой давления от 0,55 до 0,85 бар. И это в эпоху, когда новая технология только набирала обороты! При пиковом наддуве получается недурно даже по нынешним меркам — 300 л.с. и 462 Нм. Стандартная КП такую силищу не сдюживала, пришлось инсталлировать более прочную пятиступенчаиую «механику» Getrag от BMW 745i E23. На тестах журнала Auto Motor und Sport зафиксирован разгон 100 км/ч за 6,1 секунды (на 0,4 секунды быстрее официального заявленного времени) и максимальные 250 км/ч.
Подвеска ужесточена спортивными пружинами и регулируемыми стабилизаторами поперечной устойчивости. Тормозная система более мощная. Здорово, что тюнеры не изуродовали внешность и занимались ей по остаточному принципу. Это вам не откровение наподобие Koenig и Mansory! Экстерьер довольствуется фирменным пинстрайпингом, небольшими спойлерами и разноширокими 16-дюймовыми колесами (205/55 спереди 225/50 сзади). С декабря 1978 по февраль 1982 года выпущено 149 экземпляров.
B7 S Turbo — плод эволюции «B-седьмой». Под капотом 3,5-литровый двигатель и турбонагнетатель KKK с давлением до 0,9 бар. Боезапасу (330 л.с. и 500 Нм) могла позавидовать не только самая первая M5 (E28), но и легендарная дорестайлинговая «эмка» поколения E34. На замерах Auto Motor und Sport слипер разогнался до сотни за 5,8 секунды, на 0,1 секунды быстрее официальных данных. Регулируемые пружины сзади позволяют варьировать высоту дорожного просвета.
Вынуждены сильно расстроить влюбившихся в B7 S Turbo читателей. Это настоящий единорог или, если хотите, автомобиль-призрак. С ноября 1981 по мая 1982 года построено всего шестьдесят штук.
## Alpina B10 BiTurbo Ночной кошмар суперкаров во плоти. Маскируется под «пятерку» E34, отличаясь от нее драматически. На проект потрачено два года и 3,2 миллиона долларов. Стоимость зарядили соответствующую — 146 800 дойчмарок, примерно вдвое дороже BMW M5. Как ни странно, астрономия цен не отпугнула почитателей. Более того, B10 BiTurbo на тот момент рождения стал самым продаваемым творением «Альпины»! Американское издание Road & Track признавалось ему в любви и назвало «лучшей четырехдверной машиной в мире».
Бешеная «десятка» базируется на BMW 535i с рядным шестицилиндровым M30B35 объемом 3,5 литра. Блок нафарширован новыми поршнями, более прочными шатунами, кастомным распредвалом и клапанами. Впуск и выпуск доработаны. Два турбокомпрессора Garrett T25 с электронноуправляемыми вейстгейтами и интеркулером при максимальном давлении (0,4–0,8 бара) повышают отдачу до 360 л.с., на 20 л.с. больше, чем у M5 с 3,8-литровым двигателем. Усиленная пятиступенчатая коробка передач Getrag, пуленепробиваемые элементы трансмиссии и самоблокирующийся дифференциал — не блажь, а необходимость. Обещаны 5,6 секунды до 100 км/ч и предел возможностей где-то за гранью 290 км/ч.
Банальному свопу Alpina предпочла серьезный инжиниринг. Вместо того, чтобы остановиться на 4,0-литровом V8 (M60B40) она заварила кашу с новым блоком на его основе. Никасиловое покрытие на стенках цилиндров мешало расточить котлы до желаемых 4,6 литров, поэтому у BMW заказали отливку с необходимыми параметрами. Поскольку «восьмерка» утоплена в моторный отсек глубоко и низко, заодно пришлось переделать поддон. Единственный в своем роде агрегат развивает 333 л.с. и 470 Нм. Динамика — от 5,6 до 5,8 секунд в зависимости от типа кузова, максимальная скорость самых шустрых переваливает за 280 км/ч.
Распознать B8 4.6 можно по аккуратному обвесу, знаменитым многоспицевым колесам с шинами 235/40 спереди и 265/35 сзади. Хотя, вероятность встречи с монстром минимальная. С января 1995 по ноябрь 1998 год из цехов «Альпины» вышел 221 спорткар. Самые редкие с кузовом кабриолет, таких изготовили всего 23.
## Alpina B12 6.0 Вершиной линейки седьмой серии (E38) была модификация 750i с 5,4-литровым V8 мощностью 326 л.с. Легендарная, но противоречивая. В среде адептов культа по сей день ходят споры, что лучше – флагман или субъективно более дерзкий и динамичный 740i. Сравнение с Mercedes-Benz S600 W140 ставило «семьсот пятидесятую» в не самое выгодное положение: штутгартский титан с шестилитровым V12 (394 л.с.) явно выигрывал как минимум в имиджевом плане. К счастью, Alpina и здесь подсуетилась…
Обладатель многообещающей маркировки B12 6,0 преподнес сюрприз. Здоровенный и тяжелый, он оказался одним из самых быстрых творений «Альпины»! Рабочий объем, как следует из названия, увеличен до шести литров, установлены поршни Mahle, новые распредвалы и спортивный выпуск. Потенциал — 430 л.с., 600 Нм (500 Нм при 1700 об/мин), 5,9 секунды до сотни и максимальные 291 км/ч. Очень серьезная заявка на победу для полноразмерной люксовой баржи конца девяностых годов!
Внешние различия с донорской моделью по доброй традиции минимальные. Передний спойлер, две пары выхлопных двустволок и 20-дюймовые колесные диски с шинами 245/40 спереди и 275/35 сзади. Дополнительные «шевроны» не требуются. Кому надо, тот узнает B12 6.0 и восхищенно улыбнется ей вслед. С июля 1999 по июль 2001 года Alpina доработала 94 «семерки». Предшествующая 387-сильная B12 5,7 разошлась в трехзначных количествах.
## Alpina B5/B5 S Эпохальная BMW M5 (E60/E61) с высокооборотным V10 спровоцировала новый виток гонки вооружений и, очевидно, вдохновила Alpina на создание экстремальной вариации, «самой быстрой серийной четырехдверки в мире». Своих регалий B5 (в девичестве — 550i) определенно достойна. Ей достаточно 4,7 секунды для рывка до 100 км/ч. Максималка в 314 км/ч позволяла на автобанах прессовать суперкупе. Универсал медленнее на неуловимые 0,1 секунды и 14 км/ч. Но занимательно другое — какими средствами достигались головокружительные режимы.
«Восьмерку» объемом 4,5 литра постоянно стимулирует и держит в тонусе механический нагнетатель. Наддув данного типа использован тюнерами впервые и очень эффективно: под правой ногой водителя 500 л.с. и 700 Нм против стоковых атмосферных 333 л.с. В марте 2007 года вышел обновленный B5 на платформе модернизированной BMW 5 Series. У него более быстрая шестиступенчатая автоматическая коробка передач и разработанные совместно с Sachs адаптивные амортизаторы. Диски диаметром 19 дюймов на седане сменили 20-дюймовые. Размерность покрышек — 245/35 на передней оси и 285/30 на задней.
Уже к сентябрю 2007-го подготовили усовершенствованный B5 S с измененным софтом двигателя и коробки передач. Дури больше (530 л.с. и 725 Нм), характер веселее: ускорение за 4,6–4,7 секунды, максимальная скорость 313–317 км/ч. Производство B5/B5 S продлилось с февраля 2005 по май 2010 года. На всех желающих супер-«пятерок» явно не хватит, поскольку изначально их было менее тысячи экземпляров, а сколько выжило никто не знает. Завидуем немногочисленным владельцам белой завистью!
## Alpina B5 Нынешняя BMW M5 всем хороша. Она комфортабельная, а ее темперамент проходит по категории «а это вообще законно?». Если его недостаточно, то поможет всемогущий чип. Единственный досадный недостаток — отсутствие в гамме универсала — легко и непринужденно исправляет Alpina. Разумеется, она не переделывает «эмку»-седан в грузопассажирский вариант, а доводит полноприводный M550i Touring xDrive до нужной кондиции.
Мотор V8 объемом 4,4 литра с двумя двухпоточными турбокомпрессорами форсирован до 621 л.с. и 800 Нм, которые размазаны ровной полкой с 2000 до 5000 об/мин. Время разгона сократилось до 3,6 секунды, максимальная скорость — 322 км/ч. Очная ставка с 625-сильной M5 Competition грозит ее пилоту разочарованием. Заводская «эмка» чуть резвее, но даже с опциональным M Driver's Package упирается в 305 км/ч.
Раньше на «сарае» B5 предлагали подруливающую заднюю ось. После рестайлинга она исчезла из списка оборудования. Зато в нем числятся электронноуправляемые амортизаторы Bilstein, задняя пневмоподвеска, активные стабилизаторы поперечной устойчивости и задний «самоблок».
## Alpina XB7 BMW пока не сподобилась на свирепый кроссовер X7 M. Максимум, что вы найдете в баварском меню — это M60i xDrive. Впрочем, не проблема: исполняющий обязанности топ-версии имеется в палитре «Альпины». Наддувный V8 объемом 4,4 литра взбодрили с 530 л.с. до 621 л.с. Эластичность отменная: 800 Нм доступны в диапазоне 1800 Нм при 5400 об/мин.
Космические перегрузки и «низкие» три секунды до 100 км/ч — не про XB7. Заказчику придется смириться с 4,2 секундами, что лучше показателя штатного X7 всего на полсекунды. Такой вот своеобразный паркетник. Некоторые энтузиасты марки искренне недоумевают, зачем Alpina вообще взялась за его апгрейд.

Иногда тюнинг — это больно и бессмысленно, дисгармонично и уродливо. Можете смеяться над старым занудой, но я искренне не понимаю, для чего нужны обвесы с никому не известными аэродинамическими свойствами, пагубная для здоровья мотора прошивка ЭБУ и прочие сомнительные решения. Слово tuning переводится с английского как «настройка». Улучши, но не навреди. Примером тюнинга в лучшем смысле этого понятия является продукция Alpina, одного из ведущих специалистов по апгрейдам BMW со статусом автопроизводителя.