Войти в почту

"Сделано в Ленинграде в период блокады". Как завод "Электросила" помогал фронту

Указ об основании у Московской заставы электротехнического завода "Сименс-Гальске" император Николай II подписал 3 (16) апреля 1898 года. Предприятие быстро развивалось и вскоре стало основным поставщиком электрических машин и трансформаторов для военной промышленности. В советские годы на предприятии сформировалась научно-исследовательская база, были открыты техникум и школа фабрично-заводского ученичества, которая со временем превратилась в ремесленное училище. К началу 1940-х "Электросила" стала настоящим флагманом отечественного электромашиностроения.

"Сделано в Ленинграде в период блокады". Как завод "Электросила" помогал фронту
© ТАСС

Война застала электросиловцев, как и всех советских людей, врасплох. 22 июня 1941 года выпало на воскресенье, но для завода это был обычный рабочий день.

"В те годы крупные промышленные предприятия придерживались так называемого скользящего графика, поэтому электросиловцы о начале войны узнали, находясь на своих рабочих местах", — рассказывает заведующая музеем истории завода "Электросила" Татьяна Денисенко.

В первые дни войны более тысячи человек зачислили в Ленинградскую армию народного ополчения, около 2 тыс. мобилизовали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Постепенно на заводе были вынуждены сократить и объем производства: работать в полную мощность было уже невозможно. В итоге на предприятии осталось около тысячи человек — в основном женщины, пенсионеры, дети и подростки.

Работа по 11−14 часов в сутки, комендантский час, строительство укрытий и оборонительных укреплений, охрана оборудования, бомбежки и артобстрелы — все это стало частью повседневной жизни электросиловцев.

7 ноября 1943 года завод подвергся особенно яростному обстрелу. За четыре часа по нему было выпущено 211 снарядов калибром свыше 8 дюймов и 28 шрапнелей. Всего за время блокады на территории завода разорвалось 500 фугасных и более 1 тыс. осколочных и шрапнельных снарядов.

Из воспоминаний старшего инженера "Электросилы" Антонины Елисеевой: "Несмотря на юный возраст, работать приходилось целыми днями — по 12, а то и по 14 часов. Конечно, многие не выдерживали такой колоссальной нагрузки, некоторые падали замертво прямо на своих рабочих местах. При этом надо отдать должное администрации завода, которая делала все, чтобы поддержать, спасти людей. В здании бывшего детского сада организовали столовую, где нас кормили завтраками и обедами. Конечно, это была баланда (похлебка, приготовленная из всего съедобного, что было под рукой — прим. ТАСС), но она очень многих спасала от страшной голодной смерти".

Тысяча рабочих и часть оборудования

К Ленинграду стремительно приближались нацисты, и власти города развернули масштабную эвакуацию производственных мощностей. Частично это коснулось и "Электросилы". Завод находился на юге города и с точки зрения военных действий занимал крайне невыгодное положение. В конце концов он очутился практически на передовой — в 5 км от фронта. Производство пришлось передислоцировать на север города, на территорию завода "Светлана". Часть производственных ресурсов направили в Новосибирск, Томск, Свердловск (ныне Екатеринбург) и поселок Баранчинский.

Полностью вывезти из Ленинграда все производство было технически невозможно. На "Электросиле" осталась часть оборудования. В условиях блокады было важно использовать все возможности для выполнения военных государственных заказов.

К 1941 году в активе предприятия уже было оборудование, изготовленное для Волховской, Рионской, Земо-Авчальской и Днепропетровской ГЭС, более четырех сотен турбогенераторов, асинхронные и синхронные двигатели, системы приводов прокатных станов для черной металлургии.

До октября 1941 года на заводе изготавливали узлы крупных танков, бронеплатформ, пушек, мин и минометов. С ноября 1941-го электросиловцы сосредоточились на ремонте машин постоянного тока для кораблей Балтийского флота, за военный период таких агрегатов набралось более 500.

Завод стал единственным предприятием в стране, которое смогло в годы войны возобновить производство быстродействующих автоматов управления. Эти изделия с надписью: "Сделано в Ленинграде в период блокады" воздушным путем доставлялись на Большую землю, что вызывало особую гордость у электросиловцев.

"Быстродействующие выключатели стали выпускать с 1942 года, они были предназначены для защиты ртутных выпрямителей, электрических машин, фидеров — главных кабелей, подающих электроэнергию. Сборка была ручная, в холодных цехах. Потребность в подобных выключателях была очень большая, заказы росли", — отмечает Денисенко.

За время Великой Отечественной войны на заводе выпустили 10 458 электрических машин.

Волховская ГЭС снова в строю

Особое значение в прорыве энергетической блокады Ленинграда занимает восстановление Волховской ГЭС, которая обеспечивала энергией город. Ведь в 1920-е годы именно на "Электросиле" создавались гидрогенераторы для этой станции. Из блокированного города на станцию отправились конструкторы, монтажники, наладчики-испытатели — всего 19 человек. Благодаря им город снова стал получать электрический ток и ожил.

"В 1942 году было срочно освоено производство электромашин и быстродействующих автоматов для ленинградских водопроводных, электростанций и прочих важнейших объектов инфраструктуры. Всю войну на "Электросиле" выпускали карманные электродинамические фонарики. Этот маленький прибор, который не требовал ни батареек, ни электрической сети, ленинградцы нежно называли "жучок" за его жужжание при нажатии на клавишу", — говорит Денисенко.

Руководить предприятием в условиях войны, голода, холода, краха бытовых и коммунальных систем было непростой задачей, с которой пришлось справляться Григорию Яковлевичу Мухину. В 1941-м он отметил свой полувековой юбилей, а начал работать еще до революции на заводах Беккера, где монтировал электрическое оборудование.

На "Электросилу" Мухин пришел в 1924 году обмотчиком, к 1935-му был уже первым замдиректора, а в начале Великой Отечественной принял директорский пост. Под его руководством работники завода принимали участие в восстановлении Волховской ГЭС, изготавливали генератор для Рыбинской ГЭС, снабжали двигателями ленинградские трамваи и выпускали гибридные динамо-машины с керосиновыми двигателями.

Оборона завода

Огромную роль в жизни завода играл штаб местной противовоздушной обороны, который возглавлял Михаил Николаевич Боярский. В штаб входили противопожарная, дегазационная, минометная, медицинская и стрелковая бригады, а также вышковые наблюдатели.

"В сентябре город начал подвергаться массированным обстрелам. И наш взвод вместе с другими отрядами противовоздушной обороны стал гасить попавшие на территорию завода зажигательные бомбы, спасать раненых, тушить зарождающиеся пожары. Мы всегда были там, где взрывались снаряды, падали бомбы, то есть в самых опасных местах. И после отбоя недосчитывались своих подруг (взводы МПВО состояли преимущественно из женщин)", — вспоминает на страницах заводской газеты 1967 года инженер штаба гражданской обороны Балакирева.

Бойцы МПВО вели так называемый Журнал поденных записей дежурного, где каждый день делался краткий отчет. Например, под датой 28 июня 1941 года в журнале есть запись: "В районе Пушкина 70 самолетов противника", а 13 сентября 1943 года сообщается, что "в районе Кузнецовской улицы разорвался один артснаряд".

"Бойцы МПВО не только выполняли задачи обеспечения безопасности завода, они заготавливали дрова и торф, заботились о сохранности заводского огорода, несли массу хозяйственно-бытовых нагрузок и постоянно рисковали жизнью", — говорит Денисенко.

Во время прорыва блокады завод подвергся обстрелу, жертвами которого стали многие рабочие, в том числе на глазах своего сына погиб Алексей Петрович Петров — высококлассный токарь, воспитавший не одно поколение специалистов "Электросилы". Подростки во время войны трудились на заводе рядом со взрослыми, и Витя Петров получил первые уроки профессионального мастерства от своего отца. В конце 1943 года юноша на страницах заводской многотиражки рассказал, что стал токарем четвертого разряда, уже обучил двух учениц, а норму выполняет на 115−120%. Витю Петрова наградили медалью "За оборону Ленинграда".

Ольга Берггольц

С 1931 года на заводе работала Ольга Берггольц — голос блокадного Ленинграда. Она редактировала молодежную страничку заводской газеты и читала лекции по истории. Коллеги, по словам Татьяны Денисенко, отзывались о ней как об умнице, красавице и очень эрудированном человеке. Позже Ольга Берггольц написала книгу о блокаде, в которую включила и воспоминания о мужественных работниках завода.

"Среди многих электросиловцев я должна, например, написать о дяде Леше — Алексее Семеновиче Федине, моем крестном отце по партии… Я видела его последний раз на заводе в феврале 1942 года, в один из самых страшных месяцев блокады. Его замечательные запорожские усы обвисли, лицо стало прозрачно-одутловатым, с нехорошими зеленоватыми тенями у глаз и на висках. Но он бродил по полумертвому заводу, охраняя его, — он был на казарменном, в команде МПВО.

— Дядя Леша, — сказала я ему, — тебе бы ведь в стационар надо…

— Нет, — ответил он, тяжко отдуваясь и со свистом дыша.

— Лучше, Ольга, умереть стоя, чем жить лежа. Я так полагаю. И он умер стоя — на дежурстве в команде противовоздушной обороны, на защите родного завода", — писала она в книге "Дневные звезды".

После войны

После войны предприятие быстро восстановило темп производства во многом благодаря труду и самоотверженности своих работников. Для многих завод стал частью жизни. Например, ведущий конструктор Виталий Плотников не расстается с "Электросилой" уже больше полувека и сейчас, в свои 85, в качестве волонтера работает со спортивной командой завода.

"После прорыва блокады ленинградцам стало немного легче жить. Меня, пятилетнего, бабушка стала отпускать поиграть во дворе. Во время такой прогулки я чудом избежал смерти: прозвучал сигнал "воздушная тревога", и снаряд влетел в козырек над парадной. Я как раз бежал домой. Меня завалило обломками здания. Когда меня оттуда извлекли, не сразу поняли, что я на 50% лишился слуха. Эта травма со мной осталась на всю жизнь, но не помешала мне ни в учебе, ни в спорте, ни в работе — я уже 60 лет с "Электросилой", — вспоминает он.

После того как блокадное кольцо было прорвано, именно на "Электросиле" прошла научно-практическая конференция, которая собрала 125 делегатов. Присутствовали и промышленники, и ученые, а также представители НИИ и конструкторских бюро, вузов и заводов. Делегатам предстояло решить, как поднимать страну из руин и как дальше будет развиваться энергетический сектор СССР.

В этом году "Электросила" отмечает 125-летний юбилей. Предприятие входит в состав энергомашиностроительного холдинга "Силовые машины" и является крупнейшим в России производителем турбо- и гидрогенераторов, тяговых двигателей и крупных электрических машин переменного и постоянного тока, автоматизированных систем контроля и управления генераторами.

Майя Бондарь