Войти в почту

Как изменится ваш быт, если вы пересядете на электромобиль?

Давайте на минуту оставим вопрос, считать ли электромобили добром или злом. Вместо этого разберемся, как изменится ежедневный быт человека, который поменяет бензобак на батарею. Правда, что с зарядкой всё сложно? Сколько километров удлинителей покупать? Есть ли реальная экономия? К чему вообще готовиться?

Как изменится ваш быт, если вы пересядете на электромобиль?
© Motor.ru

При подготовке этого материала на наши вопросы об «электричках» отвечали специалисты компании PUNKT E — ведущего частного оператора электрозарядных станций в России. В качестве референсных автомобилей мы взяли российского новичка Evolute i-Pro и уже вполне прижившуюся в России Tesla Model 3.

Электрический Evolute i-Pro оснащается 150-сильным мотором и батареей на 53 кВт·ч

Каким окажется наше автомобильное завтра? По ряду объективных причин делать такие прогнозы трудно. Но пока всё идет к тому, что машины с электромоторами со временем станут активнее теснить собратьев с традиционными ДВС. Варианты появляются во всех ценовых сегментах.

В России уже начались продажи электромобилей Evolute i-Pro, характеристики и цена которых выглядят по меньшей мере интересными. Мотор отечественного седана с китайскими корнями развивает 150 л.с, а аккумулятор емкостью 53 кВт·ч обеспечивает запас хода на одной зарядке в 420 км. С учетом 35-процентной скидки по программе господдержки покупка этого автомобиля обойдется примерно в 2 миллиона рублей.

Tesla Model 3. На вторичном рынке распространены начальные версии — с батареей на 54 кВт·ч и одним электромотором мощностью 287 л.с.

Альтернативно можно взглянуть на один из мировых бестселлеров — Tesla Model 3. Да, за новый полноприводный седан фабрики Илона Маска у нас просят не менее 5,5 млн. А на вторичном рынке несложно найти базовые версии «трешек» с приводом на заднюю ось, батареей на 54 кВт·ч, электродвигателем мощностью 287 л.с. и 381-километровым запасом хода. Трехлетние экземпляры в идеальном, как заявляют владельцы, состоянии стоят от 3 до 3,5 млн рублей.

Но купить электромобиль — лишь полдела. А как и где его заряжать? Получится ли путешествовать? Долговечна ли аккумуляторная батарея? Да и вообще, поможет ли электрокар сэкономить? Давайте разбираться!

Можно ли заряжать в электрокар от обычной розетки в собственном электрифицированном гараже?

В принципе, с помощью штатного зарядного устройства восполнить запас энергии электрокара можно и от домашней розетки. В сети с напряжением 220 В при токе в 10–12 Ампер за один час батарея получит максимум 2,3–2,5 кВт. Если поделить емкость аккумулятора Evolute i-Pro в 53 кВт·ч на рассчитанную выше электрическую мощность, получится 21,2. Примерно столько часов и уйдет на полную зарядку. Емкость батареи Tesla Model 3 на 1 кВт·ч больше, следовательно, время её зарядки от 0 до 100% будет ещё на 20–30 минут больше.

Но это в теории. На практике же никто аккумулятор в ноль не разряжает. Если человек на том же Evolute проезжает 100 км в день, то потратит, по заявленным производителем характеристикам, всего 12,6 кВт·ч энергии. Чтобы их восполнить, понадобится около пяти часов. Более мощная Tesla Model 3 «сжигает» на сотню километров 16 кВт·ч, поэтому на их возмещение потребуется на полтора часа больше времени.

Под капотом Evolute i-Pro

Получается не так уж и долго — вернулся вечером с работы, подключил электромобиль к розетке, утром отсоединил и поехал. Проблема в том, что бытовая сеть не рассчитана на столь продолжительные нагрузки. Обычная проводка и розетки будут неминуемо греться. Чем дольше по проводнику протекает ток, тем больше тепла выделяется — этому нас ещё в школе учили. Специалисты PUNKT E приводят такую аналогию: представьте, что электрочайник будет работать не пару минут, пока закипает вода, а несколько часов подряд. В общем, чтобы не спалить дом, под розетку для зарядки электромобиля необходима как минимум отдельная электрическая линия.

Как увеличить скорость зарядки?

В этом случае не обойтись без домашней зарядной станции. Оптимальный вариант — настенные устройства. В PUNKT E такие зарядные станции вместе установкой и гарантией стоят от 100 тысяч рублей. С их помощью можно «заправить» пустую батарею Evolute за 8 часов, а на зарядку аккумулятора Tesla понадобится не больше пяти. При этом энергию на 100 км пробега Evolute получит менее чем за 2 часа, а Tesla за полтора.

Зарядная станция постоянного тока мощностью до 150 кВт с двумя коннекторами (европейским CCS 2 и японским CHAdeMO) позволяет подключить два автомобиля одновременно. В зависимости от емкости тяговой батареи, зарядка от 20 до 80% занимает в среднем 30–40 минут.

Разница во времени обусловлена тем, что бортовой преобразователь напряжения в Evolute принимает до 7 кВт энергии, Tesla Model 3 в европейской версии — 11 кВт. А чем мощнее бортовой преобразователь, тем больший пробег восполнится за одно и то же время. С поправкой на расход энергии, конечно!

Во сколько в итоге мне обойдется зарядка электромобиля дома?

Тут всё индивидуально. Тарифы отличаются в зависимости от региона, потребителей и времени суток. К примеру, в Подмосковье для домов с электроплитами действуют расценки в 5,05 рубля за 1 кВт·ч. Если плита газовая, киловатт-час обойдется в 6,73 рубля.

Несложно подсчитать, что владелец Evolute i-Pro за 100 км пробега заплатит от 64 до 85 рублей, а хозяин Tesla Model 3 потратит от 81 до 108 рублей. Для сравнения — чтобы проехать такое же расстояние на бензиновом автомобиле с расходом 8 литров на 100 км при цене топлива 52 рубля за литр, придется заплатить 416 рублей.

Никаких проблем с эксплуатацией «электрички» в Москве нет. Даже наоборот. Во-первых, пробеги по городу сравнительно небольшие, и батареи хватает всегда. Во-вторых, у электромобилей есть свои парковки, которые нельзя занимать машинам с ДВС. И сегодня большинство из них, как правило, пустует. В третьих, эти места (равно как и все городские парковки) для владельцев электромобилей бесплатны. А это неплохая экономия — и зарядка на них также бесплатна. Поэтому формула «приехать в офис, поставить Теслу на зарядку и уехать вечером домой с полной батареей» вполне себе работает. Хотите попробовать? Возьмите Model 3 на несколько дней у нас в [autobnb.ru](https://autobnb.ru/). икита Ситников Автомобильный журналист, блогер, основатель сервиса аренды интересных автомобилей autobnb.ru Владелец Tesla Model 3

Сложно ли установить зарядку, например, в подземном паркинге или «народном гараже», и какие здесь могут быть подводные камни?

При установке личной зарядной станции на подземной парковке в жилом доме есть три принципиальные сложности, отмечает технический директор PUNKT E Дмитрий Головин. Во-первых, необходимо соблюсти требования МЧС: станции можно ставить не ниже минус первого этажа подземного паркинга. Во-вторых, парковки исторически проектировались без учета установки зарядных станций в будущем.

Поэтому не на всех паркингах есть доступная и удобная точка для подключения, где управляющая компания готова выделить свободную мощность. Увы, бывают случаи, когда УК категорически против и не разрешает сторонним специалистам проводить работы. Если технических и регуляторных проблем нет, остается решить третью задачу — организовать общее собрание жильцов и согласовать с ними выделение мощности под зарядную станцию.

«Быстрые» станции постоянного тока на подземных паркингах можно установить не ниже минус первого этажа — по требованиям МЧС

После получения согласия останется разработать проект подключения, провести монтаж кабельной линии, установить и настроить станцию. Все работы «под ключ» укладываются в бюджет 100 тысяч рублей. Это минимум. Установка розетки обойдется вдвое дешевле, но и скорость зарядки будет в 3–4 раза медленней.

А если нет возможности установить личную зарядную станцию?

Выход один — пользоваться общественными. Те из них, которые заряжают автомобили переменным током, называют медленными, а устройства постоянного тока относятся к быстрым. Теперь поясним на наших примерах, в чем практическая разница.

Преобразователи переменного тока в Evolute и Tesla Model 3 способны дать тяговой батарее не больше 7 и 11 кВт соответственно. Это значит, что для зарядки любого из упомянутых электромобилей на 100 км пробега медленной станции понадобится от полутора до двух часов. Оптимальный вариант — совместить заправку, допустим, с шопингом или отдыхом: сегодня, например, станции зарядки сети PUNKT E можно найти в крупных торговых центрах и на парковках отелей.

С помощью быстрой зарядки постоянного тока (60 кВт и выше) реально получить те же 100 километров пробега за 15–20 минут. Пока пьешь кофе, машина зарядилась. Но есть нюанс: скорость стоит денег. Стоимость зарядки на медленной станции в среднем обходится в 9 рублей за кВт•ч, на быстрой станции, в зависимости от локации, цена за кВт•ч составляет от 14 до 18 рублей. Но даже этот тариф заметно дешевле, чем бензин. Возвращаясь к нашему сравнению с бензиновым автомобилем (416 руб за 100 км пробега), стоимость зарядки батареи для поездки длительностью 100 км на медленной станции будет стоить 114 руб для Evolute и 144 руб для Tesla, а на быстрой — 227 и 228 руб по максимальному тарифу соответственно.

Какие типы зарядных разъемов существуют и чем они отличаются?

На данный момент в зарядных станциях используются семь типов портов. Говорить о каждом можно долго, но вряд ли обоснованно в рамках ознакомительной статьи, поэтому остановимся лишь на разъемах для Evolute i-Pro и Tesla Model 3.

Зарядный разъем Evolute i-Pro

Отечественный седан оборудован портом CCS2. Заявленное производителем время зарядки от 30 до 80% — 36 минут на станции постоянного тока (расчетная средняя мощность 45 кВт). При зарядке переменным током, аккумулятор «возьмет» максимум 7кВт.

С Tesla Model 3 все немножечко сложнее. На нашем рынке представлены как американская, так и европейская версии, отличающиеся среди прочего и разъемами для зарядки.

Tesla Model 3: европейский зарядный разъем

Что имеем у «американки»? Собственный порт Tesla (есть возможность заряжать по CHAdeMO через переходник) и разъем CCS Combo Type 1 мощностью 100 кВт, совместимый с американским Type 1 j1772. На практике в российских условиях американская Tesla Model 3 может заряжаться только через переходники на CHAdeMO с потолком мощности 50 кВт постоянного тока и на Type 1 при 7 кВт переменного. Кроме того, переходники часто не обеспечивают корректный обмен данными между станцией и блоком зарядки машины, что приводит к обрыву зарядных сессий или даже невозможности запуска станции.

Европейская Tesla Model 3 в свою очередь оборудована европейским штекером CCS Combo 2, что позволяет получать до 90 кВт от быстрой зарядки и до 11 кВт от медленной — без переходников, максимально стабильно и надежно.

В общем, европейские Tesla Model 3 в России можно заряжать оперативнее, но и стоят они на 15–20% дороже.

Как найти зарядную станцию рядом с домом или работой?

Первым делом рекомендуется скачать на мобильный телефон приложение-агрегатор зарядных станций, например, 2Chargers. Программа покажет все локации, причем не только в России, но и за границей. Здесь же можно узнать статус ЭЗС — работают они в платном или бесплатном режиме, а также типы зарядных портов. Увы, в агрегаторе отмечено много старых неработающих станций, кроме того, через него невозможно запустить зарядку.

Мобильное приложение показывает расположений и типы зарядных станций

Поэтому оптимальный вариант — сразу пользоваться приложениями крупных операторов. Например, через приложение PUNKT E клиенты могут найти удобную по расположению и мощности станцию сети, которая точно работает, а также управлять зарядной сессией.

Нужен ли мне дополнительный кабель или станции априори ими оснащены?

Все новые электромобили при продаже оснащены набором необходимых зарядных кабелей с соответствующими зарядными портами. Если у Evolute i-Pro порт ССS2, то и у провода будут такие же разъемы. Аналогичная ситуация и с Tesla Model 3. Переходники, как мы уже говорили, лучше не использовать.

Evolute i-Pro

Подавляющее большинство станций, в том числе сети PUNKT E, снабжены встроенными зарядными кабелями.

Как поступать, если на месте, выделенном для заправки электрокара, просто припаркован какой-то автомобиль?

Жаловаться. На это вы имеете полное право. Если занято место на парковке торгового центра, то обращаемся в администрацию. Возможно, сотрудники как-то поспособствуют освобождению территории.

Если речь идет об улично-дорожной сети, например, Москвы, то здесь уже стали использовать знаки, запрещающие остановку машин с ДВС на местах для зарядки электромобиля. Нарушителям грозит штраф и даже эвакуация транспортного средства.

Одна зарядка может зарядить только один автомобиль?

Большинство современных станций способно заряжать несколько автомобилей одновременно. При этом необходимо учитывать номинальную мощность ЭЗС. Если 60 кВт это — максимум, то при одновременном использовании двух портов постоянного тока каждая машина получит не больше 30 кВт.

Когда станция выдает постоянный и переменный ток, действуют чуть более сложные законы распределения мощности, но основной принцип не меняется — чем больше потребителей, тем меньше энергии достанется каждому.

Сложно ли путешествовать на электромобиле по России?

В этом плане у покупателей электрокаров пока гораздо меньше возможностей, чем у владельцев машин с ДВС. Да, на большинстве федеральных трасс и в областных центрах уже есть быстрые зарядки. И все же площадь и плотность покрытия сетей ЭЗС пока несопоставимо меньше, чем у традиционных топливных заправок. Поэтому каждый дальний маршрут на электромобиле необходимо планировать заранее с помощью уже упомянутых приложений. Впрочем, ситуация обещает измениться в ближайший год. К примеру, одна только сеть PUNKT E к тому моменту будет охватывать крупные регионы и обеспечит уверенное покрытие в европейской части РФ, а также ключевых городах Сибири, говорит управляющий директор PUNKT E Константин Алябьев.

Сколько сейчас общественных зарядных станций в России и насколько больше их станет в обозримой перспективе?

Если верить статистике, к концу 2021 года на территории России функционировало 545 «зарядок». Динамика развития впечатляет — по данным Минэнерго, на июль 2022-го количество ЭЗС превысило 1600 единиц. Если смотреть дальше, скажем, на целевые показатели правительства для 2025 и 2030 годов, то в них указаны 7140 и 14 288 ЭЗС соответственно. Разумеется, это ориентиры. Насколько близки к ним окажутся реальные результаты — большой вопрос. При этом планы могут сдвинуться и в сторону увеличения.

Ожидается, что для развития зарядной инфраструктуры положительный эффект окажет программа субсидирования установки ультрабыстрых станций мощностью от 150 кВт. В рамках стартовавшей этим летом инициативы правительство стремится увеличить количество быстрых ЭЗС в 6 раз.

Пока общественные электрические зарядки не на каждом шагу, какой темп езды на электрокаре можно считать оптимальным?

В отличие от машин с ДВС, электрокар очень экономичен в городе. Во время остановок расход энергии электромобиля близок к нулевому, а при частных торможениях с невысоких скоростей запускается процесс рекуперации, благодаря чему удается частично подзаряжать тяговый аккумулятор.

Однако на трассе в движении идет постоянный расход заряда. И чем быстрее едешь, тем потребление энергии на преодоление сопротивления воздуха больше. При увеличении темпа с 80 км/ч до 150 км/ч расход энергии возрастает примерно на 80%. Вывод напрашивается сам собой — чем меньше скорость, тем больше пробег.

Какой уровень заряда рекомендуется поддерживать в тяговой батарее для продления срока ее службы?

Средний гарантийный срок службы аккумуляторов современных электромобилей составляет восемь лет. За это время батарея теряет до 15% своей номинальной емкости, что считается нормой. Процесс зарядки электромобилей контролирует специальный блок Battery System Management, позволяющий одинаково безболезненно заряжать батареи как на медленных, так и на быстрых станциях.

Тем не менее, для поддержания здоровья батареи весьма желательно поддерживать уровень ее заряда в пределах от 20 до 80% от максимального. В этом диапазоне обеспечивается максимально щадящий износ батареи и наиболее высокая скорость заряда.

Значит ли это, что никогда не следует заряжать батарею до 100%?

В этом плане запретов нет — батарею можно заряжать и «под пробку», например, перед дальней поездкой. Однако при движении по трассе, когда на маршруте в радиусе доступного пробега есть следующая ЭЗС, тратить время на полную зарядку нецелесообразно. Так как на восполнение энергии с 80 до 100% понадобится больше времени, чем на цикл с 20 до 80%.

Безопасно ли для электрокара оставлять его на зарядке на всю ночь на общественной ЭЗС?

С технической стороны не существует никаких рисков. Как только батарея зарядится, станция автоматически прекратит подачу энергии. Однако нет никакой гарантии, что владелец другого электрокара, требующего срочной подпитки, видя, что кто-то фактически приватизировал ЭЗС, не напишет ему на капоте вдохновляющее послание.

Так что пользоваться общественной станцией стоит в меру своих потребностей.

Насколько быстро батарея разряжается зимой?

По общим наблюдениям, понижение температуры от нуля на каждый градус снижает эффективную емкость батареи примерно на 1–1,3%. Помимо этого, до 1,5–2 кВт может забрать отопитель салона. В общем, при -10℃ возможный пробег может сократиться на 15%.

То есть вместо номинальных 420 км на Evolute и 381 км на Tesla Model 3 мы сможем проехать порядка 360 и 323 км соответственною. Кроме того, часть энергии батареи расходуется на поддержание ее оптимальной рабочей температуры. Поэтому в зимний период «заправлять» электрокар рекомендуется ежедневно.

Если я электрокаром не пользуюсь некоторое время, садится ли аккумулятор, как в случае со смартфоном?

Да, и у батарей электромобиля есть эффект саморазряда. Как быстро аккумулятор теряет емкость, зависит от его состояния и температуры окружающей среды. Наиболее «комфортно» он себя чувствует при 20℃. Если на улице жарко, блок управления климатическим контуром батареи будет ее охлаждать, если холодно — подогревать. На все это тратится энергия, которую лучше бы восполнять.

Дорого ли обслуживать электромобиль?

Для большинства электрокаров установлены интервалы технического обслуживания 1 год или 15 тысяч километров — что наступит раньше. При этом каждое первое ТО включает лишь инспекционные проверки механических узлов и электрических компонентов.

Раз в 30 тысяч производители рекомендуют менять тормозную жидкость и салонный фильтр. Стоимость работ зависит от конкретного сервисного центра, но объективно должна быть ниже расценок на обслуживание машин с ДВС. Ведь не надо тратиться на замену моторного масла и фильтра, а тормозные колодки электромобиля изнашиваются медленнее.

Есть ли еще бонусы владения электрокаром, помимо заправок и обслуживания?

Есть, но не везде. Транспортный налог на электромобили не платят жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Волгоградской областей, Дагестана, Башкортостана, Забайкалья, Сахалина, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Крым, а также ряда других регионов. В Курской и Тюменской областях налог не распространяется на электромобили мощностью соответственно до 200 и 150 л. с. Кроме того московские владельцы электромобилей могут бесплатно парковать машину на всей улично-дорожной сети города. Главное, чтобы транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД именно как «электромобиль». На гибриды такой бонус не распространяется. /m

Автомобили на выставке гаджетов: премьеры CES 2023

В стиле техно: сложный квиз про автомобильные технологии будущего

Tesla готовит новую платформу, которая удешевит электрокары вдвое