Что мешает развитию рынка газомоторного топлива в СЗФО
В России можно каждый год вводить по 100 новых автомобильных газовых заправок, сообщили производители этого топлива. Сегодня на всю страну приходится около 900 таких станций, в том числе более 700 метановых. Недавно еще три заправки для машин на газе открыли в Петербурге и Ленобласти, после чего на Северо-Западе стало уже 55 подобных объектов. Но развитие рынка газомоторного топлива (ГМТ) тормозит целый ряд проблем, в том числе низкий спрос, нехватка инфраструктуры и ее нерентабельность, отмечают эксперты. В прошлом году наблюдался даже обратный процесс - закрытие некоторых газозаправок.
В СЗФО эта инфраструктура активно развивается только в Северной столице. Петербург находится на третьем месте в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГМТ (лидером стал Татарстан). Остальная территория федерального округа сильно отстает в этом отношении.
Продвигать использование газа на всех видах транспорта начали в 2012 году. В регионах даже ввели стимулирующие меры поддержки. Например, в Петербурге владельцы газомоторных автомобилей не платят транспортный налог, а жители Ленобласти могут получить субсидию на переоборудование своей машины.
Главные доводы в пользу газомоторного топлива - экологичность и экономичность. Оно в 1,8-2 раза дешевле дизеля и дает практически чистый выхлоп, а также показывает хорошую выносливость двигателя за счет того, что в нем не образуется смол и кокса, поясняет аналитик группы компаний SRG Александр Багрецов.
- Но наряду с плюсами у такого транспорта есть и недостатки: дорогостоящее обслуживание, меньший запас хода на одной заправке, необходимость обучать водителей и ремонтников, неразвитая сеть заправочных станций и СТО, а также завышенная цена заводских автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО). Кроме того, у нас сильно отстает технологический уровень изготовления компонентов ГБО. Так и не освоен широкий выпуск баллонов четвертого типа, не выпускаются современные газовые редукторы, форсунки, контроллеры, - перечисляет эксперт.
Локомотивом перехода на газомоторы стал общественный транспорт. Так, из четырех тысяч петербургских автобусов три тысячи работает на голубом топливе.
- Все больше регионов РФ при реализации программ по модернизации подвижного состава автобусов выбирают такую технику, - сообщил "РГ" глава холдинга "Волгабас групп" Алексей Бакулин. - К плюсам газомоторного транспорта можно отнести и его более низкую стоимость по сравнению, например, с электрическим. Но важно увеличивать темпы развития инфраструктуры для ее эксплуатации и обслуживания.
Однако уже построенные газовые станции загружены лишь на треть. Проблема в том, что владельцы частного автотранспорта не спешат менять привычные бензин и дизель на газ.
- Их останавливает целый ряд факторов, - отмечает председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов. - Во-первых, установка газового оборудования на автомобиль сопровождается бюрократическими препонами. Для этого надо приехать в ГИБДД и получить подтверждение, что вашу машину можно переоборудовать. Затем нужно найти компанию, которая это сделает, и снова вернуться в инспекцию для проверки. Также необходимо внести новое оборудование в документы на автомобиль, поскольку вы изменили его конструкцию. Все это требует времени и денег.
Затраты на переоборудование коммерческого транспорта окупятся примерно за год. А для владельца обычного автомобиля даже самый бюджетный вариант, по оценкам ВОА, оправдает себя только через три-пять лет.
- При этом газовых заправок у нас гораздо меньше, чем бензиновых. А должно быть, как в тех странах, где на каждой АЗС стоит газовая колонка. Но у нас пока получается замкнутый круг: инфраструктуры не хватает, поскольку спрос невысок, а водители не хотят переоборудовать автомобили, в том числе из-за недостатка заправок, - резюмирует Валерий Солдунов.
Эта проблема актуальна и для Калининградской области, которая занимает 49-е место в рейтинге регионов по развитию газомоторного топлива.
- Если говорить о цене, то заправляться газом дешевле. Например, литр 95-го бензина у нас в регионе продается в среднем за 54 рубля, а газ обойдется примерно в 30 рублей за кубометр, - подчеркивает калининградец Артем Савельев. - Но даже стоимость не делает этот вид топлива более популярным. Признаюсь, мне бы не хотелось возить газовый баллон у себя в багажнике или под капотом из соображений безопасности. К тому же не каждый мастер в Калининграде возьмется за ремонт машины на газе.
Газовых заправок гораздо меньше, чем бензиновых, — спрос невысок, а водители не хотят переоборудовать автомобили, в том числе из-за недостатка заправок
Однако бытующее мнение о том, что это топливо вредно для двигателя, - не более чем миф, утверждают специалисты. Есть мнение, что в 1990-е годы его сочинили недобросовестные водители служебного транспорта в знак протеста против газификации автопарка: ведь бензин они могли сливать, а газ - нет.
- При правильно установленном газовом оборудовании двигатель изнашивается меньше, а масло надо менять в два раза реже, поскольку газ полностью сгорает и нет продуктов переработки. Но надо ежегодно проходить техобслуживание, - напомнили в обществе автомобилистов.
Если же думать не только о комфорте владельцев транспорта, то экологический эффект от его перехода на газ перевешивает все минусы. Это особенно актуально для мегаполисов, где качество воздуха оставляет желать лучшего, и в основном именно из-за автомобилей.
Утверждается, что в Петербурге благодаря переводу автобусов на газ в 2022 году объем вредных выбросов сократился на 15,6 тысячи тонн. А значит, надо проводить просветительскую работу и стимулировать спрос, чтобы газовые заправки не оставались полупустыми.
Кстати
В РФ разработана программа для стимулирования производства автомобилей на метане. При покупке такой машины в заводском исполнении на большинстве станций будет предоставляться скидка на каждую ее заправку - до 30 процентов. Кроме того, с 2023 года увеличились федеральные субсидии на переоборудование машин.
Цифра
8000 автомобилей на газовом топливе выпущено в России в 2022 году, еще 20 тысяч было переоборудовано.