Китайские бренды могут занять треть российского авторынка
Больше половины проданных в январе новых машин в двух крупнейших городах России - в Москве и Санкт-Петербурге - принадлежали брендам из КНР. Показатели по всей стране, конечно, ниже, но автоконцерны из Поднебесной продолжают свою экспансию, и, как прогнозируют эксперты, в этом году каждый третий проданный у нас новый автомобиль будет китайским.
В Москве доля новых автомобилей из КНР в январе достигла 59,6 процента, в Санкт-Петербурге - 60,7, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". Год назад доля "китайцев" на столичных авторынках составляла соответственно 8,6 и 10,1 процента.
В российских регионах и в целом по стране лидерами продаж всегда были отечественные марки. Но даже они две недели в январе уступали китайским брендам, хотя затем вернули свои позиции. А среди иномарок машины из КНР - однозначные лидеры.
"Сейчас китайские автомобили замещают большую часть иномарок, которые ушли с российского рынка, - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы аналитического агентства "Автостат" Азат Тимерханов. - Конечно, есть еще параллельный импорт, но он пока не в состоянии компенсировать выпавшие объемы. К тому же предлагаемые у нас китайские автомобили - это кроссоверы и внедорожники, а это крупнейший сегмент российского рынка, на который приходится больше половины всех продаж".
Сегодня в стране сложно купить популярные раньше кроссоверы корейских, европейских, японских брендов, отмечает эксперт. Поэтому альтернативой становятся автомобили из КНР, которые по уровню оснащения, дизайна, техническим характеристикам уже вплотную подобрались к "коллегам" из других стран.
"На китайские автомобили переходят, потому что, во-первых, предлагаются интересные модели с хорошим качеством, - пояснил "РГ" автоэксперт Игорь Моржаретто. - Во-вторых, они есть в наличии, в-третьих, есть гарантия у китайских компаний - минимум три года, а есть и пять, и семь лет. Это значит, что они уверены в своем качестве. И последний важный момент - у китайских компаний, которые давно работают на нашем рынке, уже есть сервисные сети. Если говорить о большой тройке - Chery, Haval, Geely - там ни с запчастями, ни с сервисом проблем нет".
Конечно, спектр автомобилей, которые китайские автопроизводители поставляют в Россию, пока маловат, отмечает эксперт. Ведь они предлагают в основном кроссоверы стоимостью от двух миллионов рублей. Но приходят и новые проекты. Например, компания "Автотор" начала производить седан китайской марки Kaiyi, который точно будет стоить меньше двух миллионов.
Автоконцерны из КНР лидируют и по числу открываемых автосалонов. За 2022 год в России появились 487 новых шоу-румов разных марок из Поднебесной, а общее их число впервые перевалило за тысячу (1041), подсчитали эксперты "Открытие Авто". Это почти треть всех работающих в России салонов.
Активнее других выступали бренды, входящие в группу Chery, в частности, марка Omoda, которая открыла 108 салонов. На 60 шоу-румов увеличила свою сеть другая марка той же группы - Exeed. У самой Chery по итогам прошлого года плюс 43 автосалона и в общей сложности 183 шоу-рума. Марка Geely в 2022 году увеличила сеть шоу-румов на 51, доведя общий размер сети до 142 точек.
Далеко не всегда это означает появление новых автосалонов, скорее происходила смена вывески: вместо брендов из Европы и Японии - автомобили из КНР, отмечает Азат Тимерханов. "Когда европейские автопроизводители объявили о своем уходе, хозяева автосалонов были вынуждены переориентироваться на друге бренды, а самая реальная альтернатива - это китайские марки, - отметил эксперт. - Примеров, когда автосалоны европейских, японских брендов перешли на автомобили из КНР уже довольно много. Автопроизводители Китая ведь продолжают поставки, а бизнесу надо как-то выживать".
В 2022 году в условиях глобального дефицита автомобилей бренды из КНР смогли нарастить свою долю на российском рынке новых авто с 7 до 18 процентов, сообщили в "Открытие Авто". Причем эта доля выросла в основном за счет падения продаж производителей из других стран. Все вместе взятые китайские бренды продали в 2022 году 123,5 тысячи машин, примерно столько же, сколько в 2021-м.
Эксперты отмечают, что в прошлом году автоконцерны из КНР делали ставку не на количество, а на прибыль, поддерживая высокий уровень цен. Но в этом году они планируют увеличить свои продажи. Группа Chery совместно с Exeed и Omoda рассчитывает реализовать в России до 200 тысяч автомобилей. Удвоить результат прошедшего года хотели бы в Geely. Будет наращивать обороты и Haval. В "Открытие Авто" прогнозируют, что при удачном стечении обстоятельств общие продажи китайских марок в России могут в этом году приблизиться к 300 тысячам машин. В результате доля брендов из Поднебесной на российском рынке может удвоиться и составить 35-37 процентов.
"Доля китайских брендов на рынке новых автомобилей в этом году вырастет минимум до 30 процентов, - считает Игорь Моржаретто. - А может увеличиться и больше, дотянуть до 40 процентов".