Очередной сомнительный челлендж в TikTok под названием Kia Boyz появился несколько лет назад. Пользователи соцсети упражнялись в угоне корейских иномарок Elantra, Sonata, Venue, Santa Fe и других. Подростки проникали внутрь припаркованного авто, снимали пластиковый кожух с рулевой колонки и присоединяли обычный USB-кабель для зарядки телефона. Подробно описывать весь процесс не будем, его смысл — завести двигатель без ключа и угнать машину. Затем участники челленджа как-нибудь замысловато разбивали автомобиль и выкладывали видео в TikTok. В одном только городе Милуоки в 2021 году угнали в общей сложности 7 тысяч автомобилей Kia и Hyundai.
Дыра в защите была только у машин с 2015 по 2019 годы выпуска — не было иммобилайзера. Корейцы из Hyundai наконец решили проблему. Владельцам авто надо будет подъехать в свой дилерский центр и обновить ПО. При закрытой машине будет блокироваться двигатель — всего-то. Функция, которая в российских автомобилях есть по умолчанию, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Компания допустила некоторую халатность. В рейтинге мировых автопроизводителей — а все производители ведут такие рейтинги, потому что по-разному обеспечивают противоугонную защиту автомобилей в разных странах — в Новой Зеландии угоняемость автомобилей ноль, там даже ключи никто из автомобиля не убирает. А вот Россия — это рисковая страна, поэтому все автопроизводители свои автомобили максимально защищают. Поэтому в России автомобилей без иммобилайзеров в принципе никогда не было, на рынке не продавались. Если только завозились по каким-то «серым» схемам. Кроме того, многие производители дополнительно вводят маркировку деталей и стекол, чтобы исключить их возможный оборот с угнанных автомобилей на вторичном рынке. Поэтому у нас такие случаи, как описаны в Америке, вряд ли были бы возможны. У нас автомобили слишком хорошо защищены».
Впрочем, у России своя специфика. Да, у нас не принято оставлять машины открытыми — внутрь так просто не залезть, приходится или вскрывать дверь, или бить стекло. Премиальные марки Land Cruiser и Lexus RX одно время угоняли с помощью кодграббера: считывали радиосигнал реального ключа и вскрывали машину сторонним устройством. Иногда случались казусы — снимали фары с Volkswagen и Porsche. Защелка поддевалась обычной спицей — через щель между фарой и крылом. Водителям приходилось прикручивать фары стальными тросами и клеить наклейки с сообщением: «Фары прикручены, не пытайтесь снять».
С введением санкций и уходом автопроизводителей угонов в России стало гораздо больше, указывает директор общественной организации «Угона.нет» Дмитрий Андреев:
Дмитрий Андреев директор общественной организации «Угона.нет» «Как раз с развитием систем комфорта и безопасности автомобили становятся легче угоняемыми ввиду того, что бесключевой доступ позволяет перехватить код. Электронные системы идентификации владельца на корейских автомобилях сейчас взламываются кодграббером «Тетрис», когда не требуется ни участия владельца, ни ключа. Достаточно с «Тетрисом» подойти к автомобилю, он адаптируется по VIN-номеру: открывает и заводит через кнопку start-stop, достаточно прислонить этот «Тетрис» к считывающей антенне. Поэтому их сейчас очень массово и угоняют. Рынок автоугонов в России процветает ввиду роста спроса на запчасти и автомобили. Это безусловный факт: рост на 40% за последние полгода».
В лидерах по угонам в России все те же корейцы. В прошлом году чаще всего угоняли марки Kia и Hyundai. Это Santa Fe, Creta, Tucson, Sonata, Solaris, Sorento, Sportage. Только у нас никогда не угоняли машины ради забавы: за счет распространенности «корейцев» и отсутствия маркировок на деталях машины выгодно отправлять на запчасти. Сейчас, когда поставки запчастей затруднены, это особенно актуально.