Войти в почту

Рынок автокредитования в Нижегородской области может восстановиться до конца 2023 года

Специалисты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали тенденции, складывающиеся на рынке автокредитования, который пережил сложный 2022 год. Мы поговорили о перспективах этого сектора финансовых услуг с руководителем центра развития автобизнеса в филиале Приволжский банк «Открытие» Антоном Облачковым.

Рынок автокредитования в Нижегородской области может восстановиться до конца 2023 года
© В городе N

Как сейчас выглядит авторынок в России?

Если сравнивать начало 2022 года и 4 квартал, то налицо кардинальное перераспределение долей участников рынка по странам происхождения. Так, у европейских марок, которые были лидерами рынка новых легковых автомобилей, доля уменьшилась в 3,5 раза (с 27,6% до 7,9%). Они потеряли сильнее всех, присоединившись к антироссийским санкциям. Японские бренды в начале года занимали почти 18% рынка, а сейчас — около 7%, то есть доля сократилась примерно втрое. Причина аналогичная. «Корейцы», не присоединившиеся к санкциям, столкнулись с производственными сложностями (вследствие логистики в поставках комплектующих), теперь имеют вдвое меньшую долю (12%), чем ранее (23,85). На этом фоне стала стремительно расти рыночная доля отечественных и китайских брендов. Китай санкции не поддерживает и продолжает поставлять автомобили в Россию. Также у компании Haval продолжает работу завод в Тульской области. Как следствие, доля российских марок выросла более чем в 2 раза, а «китайцев» — более чем 3 раза. И суммарно им принадлежит уже свыше 70% рынка, хотя в начале года у них было чуть менее 30%. По итогам наступившего года доля китайских автомобилей будет расти, в первую очередь за счет уменьшения доли ушедших производителей, за счет увеличения дистрибуции, дополнения в продуктовые линейки (легковые автомобили-седаны). При этом, тенденция лидерства отечественных и китайских автомобилей сохранится надолго, даже если рынки снова станут свободными.

Теперь про объемы автокредитования в Нижегородской области. Тенденции совпадают с общероссийскими?

Если говорить про объемы кредитования в регионе, то здесь тоже никаких неожиданностей, все закономерно. Емкость нижегородского рынка снизилась к 2021 году на 28% при сохранении среднего чека на автомобиль, а соответственно и размера кредита, на уровне 2021 года. Рост среднего чека в 2022 году составил 18%.

Как изменилось соотношение подержанный\новый автомобиль в прошедшем году?

В прошедшем году доля продаж автомобилей с пробегом в БФКО уменьшилась с 63% в 2021 году до 51% в 2022 году (в штуках), если смотреть в миллионах рублей, то распределение долей остались на прежнем уровне. Но если оценивать рынок в целом, то доля продаж авто с пробегом все же возросла. Ужесточение условий по тарифам для АСП, увеличение % ставок, а также увеличение доли банка в продажах новых авто в таких брендах как: Lada, KIA, Hyundai привело к увеличению доли новых авто в кредитном портфеле региона.

В 2022 году вновь стала пользоваться спросом программа автокредитования с господдержкой. Если сравнивать с 2021 годом, то можно ли говорить о взрывном росте именно этого вида поддержи в минувшем году?

Программы с господдержкой всегда пользовалась особым спросом у наших клиентов. В 2022 году минпромторг увеличил максимальный размер субсидии и увеличил максимальную стоимости автомобиля. Объемы продаж по государственной программе ограничивается лишь бюджетными ограничениями со стороны правительства.

Каковые у вас планы по автокредитованию в регионе на 2023 год?

В Нижегородском регионе на текущий год мы ставим себе задачу выдать кредитов на общую сумму 2.5 млрд. рублей, что на 35% больше факта 2022 года, получить долю рынка на уровне 14%, быть в тройке банков по доли рынка по итогам года. Вернется ли в 2023 году рынок автокредитования на уровень позапрошлого года? Стоит ли этого ожидать, учитывая продолжающуюся экономическую турбулентность? Ожидания, что рынок автокредитования в 2022 году не достигнет прошлогодних объемов, были прогнозируемы. Банки сегодня продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан, а оживление рынка во втором полугодии 2022 года и возобновлённая программа льготного автокредитования не смогли нивелировать весенний провал рынка. Рынок окончательно восстановится только к концу 2023 года. Из-за продолжающегося дефицита новых авто и высоки цен на комплектующие россияне продолжат активно брать кредиты на покупку подержанных машин. Мы рассчитываем, что на выдачи кредитов на новые авто будет влиять возобновленная государственная программа льготного автокредитования, которая останется в 2023 году одним из драйверов рынка. От объёмов ее финансирования зависит и соотношение выданных автокредитов в сегменте новых авто и автомобилей с пробегом. Покупательский спрос продолжат оказывать влияние общая ситуация в авторитейле и геополитические тренды. Явная тенденция 2022 года на рынке автокредитования — рост популярности машин российского производства.

Какие модели машин стали самыми популярными у покупателей Нижегородской области по в минувшем году?

Абсолютным чемпионом стала «Лада», которая лидирует среди самых покупаемых новых и подержанных автомобилей. Что касается моделей, то здесь первое место среди «россиян» у «Лада Гранта», а среди зарубежных — у Kia Rio. В целом тенденция очевидна: в «Открытии Авто» 73% кредитов пришлось на отечественные машины, 20% — на корейские, 3% на европейские, 3%, 1% — китайские. Полагаем, что свою нишу в 2023 году на российском рынке попытаются занять индийские и иранские производители, но доминировать по-прежнему будет «Лада» и «китайцы».

Были ли автомобили цены в 2022 году цены на которые падали, а не росли?

По данным исследования, которое проводилось на основе данных по самых крупным рынкам подержанных машин (Москва и Подмосковье) владельцы сбрасывают цены на кроссоверы BMW X5 и баварские седаны третьей серии. Одновременно с этим обладатели внедорожников Toyota и Kia Sportage, напротив, увеличили стоимость своих машин на 10–15% по сравнению с январем 2022 года. Это можно объяснить высокой ценой и трудной доступностью оригинальных автозапчастей к европейским автомобилям. А также резко возросшей ценой их обслуживания и ремонта. В целом же рынок подержанных машин остается в несколько раз крупнее ритейла новых автомобилей. В январе текущего года специалисты наблюдают традиционный спад активности, но стоит ожидать его постепенного восстановления уже в феврале и весной.

Как меняется цены на китайские модели?

Среди новых автомобилей за 2022 год самыми подорожавшими моделями стали «китайцы». На 53–73% выросли в цене «Chery Tiggo 7 Pro», «Exeed TXL», «Geely Coolray» и «Chery Tiggo 8 Pro». Эксперты считают, что в ближайшие пару месяцев «застоявшиеся» китайские машины будут продавать с дисконтом в полмиллиона рублей и больше.

Сохранится ли тенденция падения стоимости китайских машин на протяжении всего 2023 года?

Мы предполагаем, что январско—февральские скидки — скорее всего явление временное, поэтому если вы решились приобрести такую машину, лучшего времени может и не быть. Уже к концу первого квартала эксперты ожидают 10-12-процентного роста цен на свежие модели китайского производства. Цены перестанут расти только после стабилизации рубля и насыщения российского рынка автопродукцией, а в условиях параллельного импорта эта задача не представляется реализуемой.

Будут ли модели, которые продолжат стабильно наращивать долю на российском авторынке?

Предполагается, что это АвтоВаз, доля которого может достигнуть половины рынка. Кроме этого, аналитики «Открытие Авто» пока не видят иного варианта развития событий, кроме как рост объема ввозимых и реализуемых в России в 2023 году китайских машин. На протяжении прошлого года их доля выросла с 7 до 18%, в этом следует также ожидать ее удвоения.

Какие марки китайских автомобилей являются самыми популярным у нижегородцев?

В тройке лидеров как по стране, так и в Нижегородской области — Chery, Haval и Geely. Всего в прошлом году китайские бренды реализовали 123,5 тысячи машин в России такие же цифры мы видели и в позапрошлом году, но из-за ухода конкурентов и падения авторитейла в абсолютных показателях продаж доля «китайцев» выросла с 9% до 17% и вероятно удвоится в этом году. По мнению наших экспертов, китайский автопром мог бы получить еще большую долю рынка при скорректированной ценовой политике, но была выбрана стратегия получения максимальной прибыли с каждой сделки. С учетом роста конкуренции и выхода новых автоконцернов из Поднебесной в 2023 году именно представители Китая, согласно прогнозам, завоюют треть всего автомобильного рынка в России, а доля АвтоВаза приблизится к 50%.