«Росатом» нашел способ сделать электромобили дешевле. Корпорация предложила давать субсидии автозаводам, чтобы компенсировать их траты на покупку российских тяговых батарей для электрокаров. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ».
По мнению «Росатома», такая мера поддержки необходима, пока в России не развернуто масштабное производство батарей, то есть примерно до 2028 года. Из-за этого отечественные изделия не могут конкурировать с китайскими, которые сейчас значительно дешевле.
Дочерняя компания «Росатома» «Рэнера» осенью 2022 года начала строить в Калининграде завод полного цикла по производству батарей для электрокаров. Предприятие планируют запустить в 2025 году, на начальном этапе ожидаемая мощность — 50 тысяч аккумуляторов в год, или четыре гигаватт-часа в год. По словам экспертов, раньше считалось, что рентабельное производство начинается примерно с пяти гигаватт-часов. Этот порог, вероятно, сдвинулся, потому что по итогам прошлого года средняя цена на батареи в мире выросла на 7%, делать их стало дороже. Для сравнения: в том же Китае масштабы производства измеряются сотнями гигаватт-часов. Насколько это сложный процесс? Комментирует генеральный директор НИЦ электротехнического оборудования и материалов Владимир Быков:
— Формула очень сложная. Каждая ячейка Samsung — это, допустим, разные модели вроде бы в одном формате на ячейке, они выпускаются с разной химической формулой, поэтому здесь сказать сложно. То, что касается сырьевой базы, наверное, мы находимся в более выгодном положении, чем другие страны, те же самые европейские. В России есть много месторождений ископаемых, которые будут разрабатываться в процессе дальнейшей жизнедеятельности. Скорее всего, придется закупать редкоземельные металлы за рубежом, не все у нас есть. Кобальт, который в основном добывается в Африке, еще там редкоземельные металлы, которые завозятся. Задача локализовать по выпуску в России возможна. Понятно, что любое производство, которое стартует с нуля, требует государственного субсидирования. Электромобили и весь транспорт без государственного субсидирования пока экономически невыгоден.
— Насколько дорого и сложно производить литий-ионный аккумулятор?
— Есть цена аккумулятора за киловатт-час, сколько стоит аккумуляторная батарея. Насколько дорого, все зависит от объема. Если большой объем производства, удешевляется себестоимость продукции. С точки зрения локализации производства и независимости от других государств, наверное, решение правильное. Оно будет дорогое? Да, дорогое, но на эти траты, наверное, нужно идти.
«Рэнера» уже запустила одно из предприятий по серийному производству батарей для электротранспорта в декабре прошлого года в Москве и планирует открыть еще несколько заводов. Постепенно государство локализует и производство отдельных компонентов. Например, алюминиевых кейсов для защиты аккумуляторов. При этом крупнейшие производители аккумуляторных батарей находятся в Китае, Японии, Корее и США. Среди них, например, Panasonic, LG Chem, Samsung и Tesla.
Батарея — ключевой элемент электромобиля. Ее стоимость составляет 40% в цене машины. Сами электрокары на отечественном рынке сейчас стоят в районе 3 млн рублей. Самые доступные на фоне западных санкций — это китайско-российские «Москвич 3е», Evolute i-Joy и Evolute i-Pro. Говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
— Стоимость гигафабрики в Калининградской области действительно очень высокая и выше, чем в среднем похожие гигафабрики, поскольку именно в ее стоимость включена еще стоимость работы большого исследовательского центра. Кроме того, нужно сделать некоторую работу по инфраструктуре, в ближайшее время начать строить еще три подобные гигафабрики. Тем не менее пока мы вряд ли выигрываем эту гонку по себестоимости, Китай в этом направлении идет очень давно.
— Тот же Evolute, «Москвич», если субсидии будут?
— Я бы не говорил о падении цен. Во-первых, чтобы производить электромобили, чтобы они брали не готовые батареи в Китае или еще где-то, а брали российские, они должны быть хотя бы конкурентоспособные по цене. Я не думаю, что мы сейчас должны вести речь о снижении себестоимости производства электромобиля, мне кажется, это будет примерно плюс-минус замена одного на другое. Замена чистого импорта на наше производство при примерно той же цене. Для серьезного снижения себестоимости мы должны тиражировать этот бизнес. Мощность гигафабрики в Калининградской области, которая откроется в 2025 году, всего четыре гигаватт-часа. То есть, например, фабрика Tesla, которая недавно построена в Германии, там мощность производства, если мне память не изменяет, то ли 30, то ли 40 гигаватт-часов в год. Тем не менее, насколько я знаю, на данный момент изъявили желание покупать завод «Автотор», который расположен в Калининградской области. Второй покупатель серьезный потенциальный — это предприятие «Мотор инвест» в Липецкой области, которое делает электромобили Evolute. Интерес проявляет и «Москвич», интерес проявляет «АвтоВАЗ».
«АвтоВАЗ» ранее говорил, что начнет производить электрический пассажирский и грузовой фургон Lada e-Largus уже в конце 2023 года. Калининградский завод «Автотор» в середине февраля заявил, что начнет производство собственного электромобиля в начале 2024 года.