Автодилер «Авилон» осуществит сделку по приобретению калужского завода Volkswagen
«Авилон», являющийся одним из крупнейших дилерских холдингов на автомобильном рынке России, стал главным претендентом на покупку завода Volkswagen (VW) в городе Калуга. Как стало известно изданию РБК от источников, знакомых с ходом переговоров, «Авилон» станет покупателем данного предприятия. Окончательное согласование сделки намечено на 3 марта.
«Авилон» – это российский автодилер с портфелем из 41 бренда, в котором присутствуют немецкие Volkswagen и Mercedes-Benz, китайские Chery, Changan, Haval, FAW, Exeed, Chery, Changan, Haval, Geely, Voyah, OMODA и Tank, а также «Москвич». По итогам минувшего года группа продала 36,6 тыс. автомобилей, выручка составила ₽154 млрд. Около 90% группы в равных долях принадлежат бизнесменам Александру Варшавскому и Камо Авагумяну.
В начале февраля 2023 года проходила информация об интересе к активам VW со стороны АФК «Система». Но в дальнейшем корпорация пересмотрела свои планы и отказалась от сделки.
Актив VW в Калуге введен в строй в 2007 году в режиме крупноузловой сборки. Спустя два года он начал действовать по полному циклу. Его мощность — 225 тыс. автомобилей в год. В 2021 году из его ворот вышло 118 тыс. машин. В Калуге собирали модели Volkswagen Tiguan и Polo, а также Skoda Rapid. Однако после начала СВО деятельность завода была приостановлена.
По данным газеты «Коммерсантъ», «Авилон» также намерен приобрести предприятие по выпуску двигателей VW, также находящееся в Калуге.
«Мы постоянно осуществляем мониторинг ситуации и рассматриваем различные сценарии дальнейшего развития событий. Одним из вариантов является продажа активов «Фольксваген Груп Рус» третьему лицу. Но решение по данному вопросу пока не принято», — проинформировали в пресс-службе Volkswagen.
В свою очередь пресс-служба Минпромторга заявила, что сейчас прорабатываются различные планы по дальнейшему развитию завода Volkswagen в Калуге, включая его продажу.
После 24 февраля 2022 года, после начала военной спецоперации на Украине, многие автопроизводители заявили об уходе с российского рынка и приостановке своих предприятий. У тех российских производств, которые продолжили деятельность, появились трудности с импортными компонентами из-за введения западных санкций. В итоге, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, суммарные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2022 году сократились на 58,8%: до 687,37 тыс. единиц.
Не только VW распрощался с российскими активами. Так французская Renault в мае продала 67,69% компании АвтоВАЗ структуре Минпромторга – ФГУП «НАМИ» – за символический 1 руб. А московский завод «Рено Россия» был отдан правительству Москвы, которое переименовало его в «Москвич». Первой моделью, поставленной на конвейер после возобновления работы данного предприятия, стал кроссовер «Москвич 3», внешний вид и технические характеристики которого повторяют китайский JAC JS4.
Активы японской Nissan в Санкт-Петербурге недавно также перешли АвтоВАЗу. Другие производственные площадки иностранных брендов в России также выставлены на продажу. Осенью 2022 года стало известно, что еще один автодилер, «Автодом», приобретает подмосковный завод Mercedes в Есипово, запущенный в 2019 году и вставший весной прошлого года.
Российские автодилеры стали проявлять интерес к приобретению автомобильных заводов, потому что для них это профильный бизнес, отмечает эксперт по автопрому Владимир Беспалов. «С точки зрения рынка понятно, что потенциально он намного больше, чем тот объем автомобилей, который реализуется. Сейчас есть проблема дефицита предложения, поэтому логично осваивать новые ниши, — говорит Беспалов. — Им надо что-то продавать. С учетом того, что импортные потоки продукции все равно будут так или иначе ограничиваться по мере расширения локальной сборки внутри России, то они смотрят на варианты производства, которые есть внутри государства».
Минпромторг пообещал оказать поддержку «Автодому» в подборе технологического партнера для налаживания производства автомобилей на площадке Mercedes в Подмосковье. Эксперты предполагают, что его партнером станет китайский бренд. «Выбор партнеров действительно не очень большой. Скорее всего, это будет какая-то китайская компания», – отмечает Беспалов. Доля производителей из КНР на российском авторынке в минувшем году выросла почти в три раза (с 7,5 до 19,4%), и не так давно в РФ была создана Ассоциации китайских автопроизводителей, в состав которой вошли как крупнейшие китайские автопроизводители, так и российские импортеры, сообщал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.