Войти в почту

Электрокар Марии Федоровны и машина цесаревича Алексея: вековые автомобили показали в Москве

Электрокар императрицы Марии Федоровны и автомобили с одним ведущим колесом. В Москве открылась выставка «Первые моторы России». Уникальные экспонаты собрали на ВДНХ. Одним из первых вековые машины увидел корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш. Сегодня бы про нее сказали: «эта машина для золотой молодежи». Двухместный Peugeot Bebe, названный так за свои габариты, сочетал в себе ряд новинок тех лет – карданный вал и рулевую рейку. Недаром на ней ездил наследник российского престола цесаревич Алексей.«Я видел фотографии машины цесаревича Алексея. Эта машина отличается от той формой лобового стекла. Вот это переделать нельзя», – отметил владелец автомобиля Bebe Peugeot Александр Хлупнов.

Электрокар Марии Федоровны и машина цесаревича Алексея: вековые автомобили показали в Москве
© Мир24

Это совсем не карета, а еще одна царская машина. Точнее – электромобиль «Коламбия» императрицы Марии Федоровны. Электрокары были еще в Царской России, а сюда первыми садились дамы из высшего общества и только потом банкиры и промышленники. Единственный сохранившийся в России Руссо-Балт – гордость дореволюционного автопарома.

«Целиком наш, спроектирован и построен на рижском вагонном заводе. Кузов называется «Торпедо», впервые автомобильная специфика проявилась в доминанте горизонтали. У каретных кузовов волнистая линия, а здесь она прямая. Можно положить руку и наслаждаться природой и скоростью. Это вот все – автомобиль», – пояснил профессор Московского художественно-промышленного университета Никита Розанов.

Но ездили тогда по дорогам и такие агрегаты, точнее феномобили – это переходная модель между машиной в нашем сегодняшнем понимании и мотоциклом. Двигатель внутреннего сгорания вынесен на переднюю вилку, а вместо руля вот такой рычаг управления.

И если авто тогда все-таки роскошь, то мотоциклы – средство передвижения для немногочисленных энтузиастов. Главная причина – отсутствие хороших дорог. Но, несмотря на это, Россия все равно была мотодержавой.

«Мотоцикл «Россия», например, можно считать первым мотоциклом классической компоновки. Сверху бензобак, снизу специально изготовленный бак. Первыми такую компоновку запатентовали наши соотечественники – братья Вернер в 1901 году», – рассказал историк мотостроения Евгений Певзнер.

Сама экспозиция тоже историческая. Расстановка машин, цветочные гирлянды и пальмы в кадках – все в точности, как было 110 лет назад на выставке в Санкт-Петербурге в 1913-ом. Организаторы сверялись с фотографиями и документами. Для полного погружения в эпоху не хватало только костюмов начала прошлого века.