Войти в почту

Facel Vega: когда от скромности умирают

Франция середины 1950-х. В послевоенном кризисе гибнут боги недавнего прошлого — Delage и Delahaye, Bugatti и Talbot-Lago, Saoutchik и Voisin. Казалось бы, худшей обстановки для появления еще одного люксового бренда не придумать — но именно в это время, почти на ровном месте, рождается Facel Vega. Этим автомобилям будет суждено прожить короткую, но яркую жизнь и доказать, что иногда вредны не чрезмерные амбиции, а их отсутствие.

Facel Vega: когда от скромности умирают
© Motor.ru

Facel — это на самом деле аббревиатура, от Forges et Ateliers de Constructions d'Eure-et-Loir, то бишь «Литейные и конструкторские мастерские департамента Эр и Луар». Компания появилась осенью 1939 года, причем не от хорошей жизни: разгоралась Вторая мировая, и промышленности требовалось всё больше металлических изделий. Facel занималась всем подряд — от различных самолетных деталей (будучи, в первую очередь, подразделением авиационной Bronzavia) до буквально кухонных раковин. А в 1945-м, когда оборонные заказы потеряли актуальность, случилась реорганизация, объединение с компанией Metallon, а пост руководителя занял француз греческого происхождения Жан Данинос.

Кузовное производство на Facel-Metallon размещали Simca, Dyna-Panhard и Ford

До войны он возглавлял подразделение специальных проектов Citroen и непосредственно участвовал в разработке революционного Traction Avant, поэтому новые приоритеты Facel предсказуемо сместились в автомобильную отрасль. И снова, как говорится, от звезды до плоскогубцев: конвейер Facel-Metallon штамповал детали для армейских внедорожников, тракторов, скутеров Vespa, а позже к ним добавилось полноценное кузовное производство для Simca, Panhard и французского филиала Ford. Только вот Даниносу этого было мало: он грезил созданием своей собственной машины.

Bentley Mk VI «Cresta» с кузовом Facel-Metallon, 1948 год. Известно от 13 произведенных кузовах

Первым шагом в 1948 году стал совместный проект с одним итальянским (а потому опальным в те годы) дизайнером, который предложил Жану собрать дюжину кастомных купе на шасси Bentley Mark IV. Модель называлась Cresta, а ее главной фишкой были сдвоенные вертикальные фары — впоследствии они превратятся в фирменную особенность всех Facel Vega. К слову, за несколько лет до первых Мерседесов с похожим решением. Имя же дизайнера-итальянца вам прекрасно знакомо: им был не кто иной, как Баттиста Фарина, и шильдики Farina Facel Paris на крыльях этих Bentley напоминают логотип Pininfarina вовсе не случайно.

Bentley Mark VI 1951 года с кузовом Facel-Metallon, также известный как Cresta II, на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич, 2009 год

Эта работа позволила Фарине восстановить репутацию и, например, вскоре получить заказ от Nash-Healey — а в благодарность он подарил Даниносу дизайн Bentley Cresta II. Поначалу Жан думал наладить мелкосерийную сборку таких машин, но в итоге изготовил всего одну — для своей жены. Почему? А вы посмотрите на формы второй Кресты: легкие, изящные линии, ажурный купол крыши на тоненьких стойках, сложносочиненная решетка радиатора — это же почти тот образ Facel Vega, который мы в итоге знаем!

Добыть цилиндры

Разжившись такой красотой и набравшись опыта в кузовном производстве, Данинос приступил к решающей фазе. Шасси сконструировали по типичным лекалам спорткаров тех лет: спереди двойные поперечные рычаги и пружины, сзади — неразрезной мост, подвешенный на рессорах.

Настройкой, кстати, занимался британский гонщик Лэнс Маклин — тот самый, который на «24 часах Ле-Мана» в 1955 году увернется от резко затормозившего Jaguar Майка Хоторна и попадет под Mercedes Пьера Левега. «Серебряная стрела» француза взмоет в воздух и обрушится на трибуны, унеся жизни 83 зрителей… Впрочем, во время работы над первой Facel Vega до самой страшной катастрофы в истории гонок оставалось еще несколько лет.

Итак, завод есть, дизайн есть, шасси есть — но где взять силовой агрегат, достойный спорткара высшего класса? В послевоенной Франции действовали жуткие налоги на мощность, и ничего крупнее четырехцилиндровых моторов местные компании просто не выпускали. А нужно-то хотя бы вдвое больше! Тут Данинос принимает великолепное решение — покупать большие двигатели там, где иных не бывает в принципе.

DeSoto Firedome Club Coupe, 1952 год

Концерн Chrysler с радостью поделился 4,5-литровым V8 Hemi от DeSoto Firedome, в комплекте дал двухступенчатые автоматы Torqueflite — и франко-американский «гибрид» был готов. Аналогичный рецепт впоследствии использовали многие европейские компании — Bristol, Jensen, Iso Rivolta, Bizzarrini, De Tomaso — но Facel Vega опередила их всех.

Выход в свет

Посетители Парижского автосалона 1954 года не верили своим глазам: разгар кризиса, дороги заполоняют «гадкие утята» Citroen 2CV — и тут новая французская марка, да еще и с ультрароскошным купе по цене Ferrari или Aston Martin!

Прототип Vega «Proto I»
Прототип Vega «Proto I»
Прототип Vega «Proto I»

Детище Жана Даниноса точно выглядело на свои деньги. В облике четко проступали американские мускулы и нотки детройтского барокко — но в приглушенном, по-европейски спокойном духе. А детали вроде букв V, инкрустированных в задние фонари и видимых только под определенным углом, говорили всем: над этой машиной работали не только со вкусом, но и с любовью.

Купе Facel Vega первой серии (FV1) легко узнать по прямым стойкам лобового стекла — на серии FV2, которая появилась уже в 1955-м, они получили обратный наклон по американской моде. Этот экземпляр продали на аукционе Bonhams в 2007 году за 102 960 долларов — огромные деньги для рынка автомобильной классики того времени.

Интерьер отдавал дань авиационным корням компании: куча циферблатов на отвесной центральной консоли, тумблеры-переключатели и вспомогательные клавиши на центральном тоннеле — кстати, это привычное сегодня решение впервые появилось именно на Facel Vega. И конечно, выполнено всё было из самых лучших материалов: кожа Connolly, ковры из натуральной шерсти, полированная нержавейка везде, где её получалось использовать вместо обычного хрома.

А вот обширные деревянные вставки — это имитация, но вовсе не ради экономии. Узор вручную наносился краской по металлу, потому что так делали Delahaye и Talbot-Lago. Красивый жест в сторону павших героев и одновременно намек на продолжение их дела.

Эстетическую и идеологическую заявку на вступление в автомобильную элиту поддерживали и ходовые качества. Самые первые Facel Vega не были сверхбыстрыми, но вскоре литраж и мощность начали расти: 200, 250, 325 сил… А в 1959 году появляется версия HK500 — у нее под капотом уже 6,3 литра и 360 сил, которых хватало для набора 60 миль в час (97 км/ч) за 8,5 секунды.

К вершинам роскоши

Следом выходит модель Facel II — по сути глубокий рестайлинг оригинала. Здесь мощность доведена до 290 сил, а максимальная скорость вплотную подбирается к отметке в 250 км/ч: в какой-то момент это была самая быстрая четырехместная машина в мире. А в спринте с места до сотни, как писали современники, позади Facel II оказывались и Aston Martin DB4, и Ferrari 250 GT, и Mercedes-Benz 300 SL.

Будучи благородным гран туризмо, это купе невероятно комфортно несло пассажиров над дорогой, было простым и понятным в управлении — но, если что, могло промчать связку поворотов с типично европейской прытью. Между прочим, за доплату можно было заказать даже регулируемые амортизаторы Armstrong Selecta-Ride с электрическим (!) управлением клапанами прямо из салона — это в самом начале шестидесятых!

Словом, Facel Vega действительно были одними из лучших автомобилей эпохи и совершенно заслуженно стоили своих денег. Здесь должно быть драматичное «но», однако его не будет: клиенты приняли марку на ура. Среди звездных владельцев были Пабло Пикассо, Стирлинг Мосс, Кристиан Диор, Фрэнк Синатра, Ринго Старр, Ив Монтан, с десяток монарших особ и шейхов — список можно продолжать долго.

Facel Vega Excellence Sports Saloon 1959 года
Кабриолет Facel Vega FV2B Cabriolet
Кабриолет Facel Vega FV2B Cabriolet
Кабриолет Facel Vega FV2B Cabriolet

Компанию обычным купе составили кабриолеты и большие седаны Excellence, выполненные в том же стиле, продажи понемногу росли, хотя никогда не превышали сотни машин в год — эксклюзив, как-никак! И здесь Жан Данинос совершает фатальную ошибку — из благих, конечно же, побуждений.

Поворот не туда

Успешно продолжив дело люксовых французских компаний, но не желая повторить их судьбу, он решает сделать более доступную и массовую модель Facellia — с похожим конструктивом и дизайном, но играющую на одном поле с Mercedes-Benz 190 SL, британскими Triumph или, скажем, Porsche 356.

Facel Vega Facellia
Facel Vega Facellia
Facel Vega Facellia
Facel Vega Facellia

Громадный американский V8 здесь уже не к месту, поэтому Данинос заказывает разработку оригинальной 1,6-литровой «четверки» у Карло Маркетти, бывшего главного инженера Talbot-Lago, а производство размещает у того же французского поставщика Поля Кавалье, который уже снабжал Facel Vega механическими коробками передач.

Кабриолет Facel III

Двигатель оказался ужасным. Нет, тянул-то он здорово, при мощности в 115 сил превосходя почти всех прямых конкурентов. Но надежность оказалась никудышной — не проходило и дня, чтобы у какой-нибудь клиентской Facellia не отказал мотор. Ситуацию пришлось экстренно спасать: модель отправили на реинжиниринг, в авральном режиме имплантировали под капот неубиваемый агрегат B18 от Volvo и даже переименовали в Facel III, надеясь, что никто не догадается. Но было уже поздно.

Пототип купе Facel III

В попытках сохранить лицо компания бесплатно и без вопросов меняла клиентам злосчастные французские моторы, но поток обескураженных клиентов не иссякал. Facellia была выпущена тиражом в тысячу с небольшим экземпляров (много для Facel Vega и очень мало для «массовой» модели), но сегодня найти экземпляр с оригинальным двигателем уже почти невозможно — настолько плохо обстояли дела. Бесконечные ремонты буквально за три года разорили компанию, и к осени 1964-го все было кончено.

Пототип купе Facel III

Писатель, философ, экзистенциалист и абсурдист Альбер Камю как-то сказал, что самый абсурдный способ погибнуть — это разбиться в автокатастрофе. 4 января 1960 года по дороге из Прованса в Париж роскошный Facel Vega HK500 под управлением издателя Мишеля Галлимара вылетает с дороги и врезается в платан. Не выжил сам Мишель — и не выжил его друг Камю, сидевший на пассажирском месте. Абсурд! Совсем как история жизни и смерти компании Facel Vega. /m

Любимая машина Элвиса, о которой вы ничего не знали

Wolfrace Sonic. Колеса? Какие колеса?

Могли, но не сумели: NSU Ro80