Войти в почту

Досрочный отпуск на АвтоВАЗе: ждать ли дефицита и роста цен на Lada

АвтоВАЗ продолжает испытывать нехватку комплектующих после введения антироссийских санкций, которые привели к разрыву логистических цепочек и уходу иностранных поставщиков. Однако если ранее речь шла о выпуске некомплектных автомобилей, которые дооснащались на предприятии по мере поступления необходимых деталей, то теперь встал вопрос о полной остановке производства.

Досрочный отпуск на АвтоВАЗе: ждать ли дефицита и роста цен на Lada
© Юрий Зубко / РГ

Стоп-машина

В марте ряд поставщиков комплектующих, по которым пока нет замены, уведомили АвтоВАЗ о прекращении поставок, тем самым нарушив имевшиеся договоренности о сотрудничестве в 2023 году.

В результате предприятие не сможет выпускать полнокомплектные автомобили уже со второй половины мая, поэтому руководство завода приняло решение о переносе единого корпоративного отпуска, который был запланирован на три недели с 24 июля, на период с 29 мая по 19 июня. Как рассчитывают на АвтоВАЗе, это позволит предприятию выиграть время и заменить ушедших поставщиков, а также сформировать дополнительные запасы комплектующих для обеспечения стабильной работы конвейеров во второй половине 2023 год.

По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, за время корпоративного отпуска АвтоВАЗ сможет восполнить объемы недостающих компонентов, в частности - электроники, или легализовать использование аналогов.

"Несмотря на ряд усилий, предпринимаемых АвтоВАЗом, ситуация с переходом на отечественные компоненты и их поставками остается весьма непростой. В нынешнем положении завод предпринимает необходимые, но пока, к сожалению, недостаточные шаги. Полагаю, ближе к концу года ситуация немного стабилизируется, и, надеюсь, что к началу 2024-го большинство проблем будет решено", - комментирует независимый консультант индустрии "Автомобили и транспорт" Сергей Бургазлиев.

Наверстать упущенное

Между тем, на АвтоВАЗе планируют ощутимо нарастить объемы производства во втором полугодии и подтверждают план по выпуску более 400 тыс. автомобилей Lada по итогам 2023 года. Также на предприятии уверяют, что три недели отпуска в начале лета не повлияют на доступность машин в дилерской сети. Стоит при этом отметить, что остановка заводских конвейеров придется на более высокий рыночный сезон, тогда как производство будет возобновлено в разгар летних отпусков.

Как рассказал "РГ" директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский, на сегодняшний день дилеры Lada имеют 2-3 месячный складской запас, что дает возможность бесперебойно работать и пройти период корпоративного отпуска без дефицита при выборе моделей и комплектаций. При этом, по его мнению, корпоративный отпуск не должен повлиять на рост цен с учетом максимальной локализации производства автомобилей Lada. Если они и вырастут в перспективе нескольких месяцев, то в рамках сезонного повышения в пределах 1-2%.

"В наших дилерских центрах в наличии автомобили Lada Granta в различных вариантах кузова - седан, лифтбек, хэтчбек, универсал, а также версиях Cross и Drive Active. Кроме того, представлены внедорожники Niva Travel и Niva Legend. Также остаются единичные экземпляры моделей Largus и Vesta 2022 года выпуска. Что касается поставок Vesta 2023 года производства, то мы их ожидаем в середине апреля", - говорит Александр Шапринский.

В свою очередь, Сергей Бургазлиев считает, что спешить с покупкой автомобилей Lada из-за досрочного корпоративного отпуска на АвтоВАЗе не стоит, поскольку сейчас на складах дилеров есть запас вазовской продукции. По понятным причинам, она не становится популярнее год от года, даже несмотря на перезапуск программы льготного автокредитования, которая, безусловно, подстегнет продажи автомобилей Lada.