Войти в почту

Уникальная коллекция открылась в Музее транспорта Москвы в Ступинском проезде

Музей транспорта Москвы возобновил после зимнего перерыва экскурсии в фонды хранения своей коллекции.

Уникальная коллекция открылась в Музее транспорта Москвы в Ступинском проезде
© Российская Газета

По словам заммэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, москвичам готовы показать более ста экземпляров легковой, грузовой и городской техники советского времени. Некоторые из них в 2024 году переедут в новое здание - гараж Константина Мельникова на Новорязанской улице, который сейчас реставрируется. Пока же экспонаты квартируют в ангарах в Ступинском проезде: как нарядные, так и потрепанные жизнью, которые только ждут реставрации. Это автомобили такси и милиции, редкие модификации "Москвичей", машины 80-х. Собрана внушительная коллекция автобусов. Например, есть ЗиС-8, который принято считать первым самостоятельным автобусным проектом страны. Выставлены также "сельские" модели, курортный кабриолет, знаменитые "гармошка" и "луноход". А венгерский "Икарус-55" за свою причудливую вытянутую форму сыскал массу прозвищ: его называли и сигарой, и ракетой, и пылесосом. "Из восьми тысяч единиц, которые успели выпустить, примерно половина попали в Советский Союз, - рассказал "РГ" экскурсовод Антон Гурков. - Один из них в итоге оказался в нашем музее".

Новичок коллекции - такси на базе "Волги". Еще лет 20 назад они встречались на улицах города, сейчас найти тех "желтеньких" довольно проблематично. В этом случае повезло - одному человеку достался в наследство гараж в Подмосковье вместе со стоящей в нем машиной.

Сохранился и единственный аутентичный КИМ-10-51 довоенного времени. "Это первая попытка создать народный легковой автомобиль для советского человека, - объяснил Антон Гурков. - За основу его взят британский "Форд", снят кузов и оставлена вся начинка. Кузов затем собрали свой, но машина в двухдверной комплектации не понравилось Иосифу Сталину. Позже ее сделали четырехдверной, но началась Великая Отечественная война. Поэтому в серию модель так и не пошла".

А вот грузовые троллейбусы... Проще говоря - троллейвозы, которые производили в Москве и Киеве. Их в СССР было всего несколько тысяч. "По сути, это электрогрузовик того времени, - отмечает Гурков. - В 70-80-е годы их можно было встретить в столице. Идешь по Старой площади, заруливаешьза "Детский мир" в переулок и видишь стоящий там троллейвоз, куда загружают какие-то коробки".

Можно увидеть и "Москвич-422", который за деревянный кузов прозвали "Буратино". После Великой Отечественной страна переживала дефицит стального проката. Что интересно, панели кузова скреплялись между собой мебельными болтами. Фургоны в открытую продажу не поступали, а отправлялись в основном на автобазы Министерства связи СССР. Их использовали для перевозки почты и контейнеров с монетами из уличных телефонов-автоматов. Во время движения машины из дерева часто поскрипывали.

Кстати

Двухчасовые экскурсии в фонды Музея транспорта Москвы будут проводиться по воскресеньям в 14:00. Цена детского билета (до 14 лет) - 350 рублей, взрослого - 500. Купить их можно на сайте mtmuseum.com.