Крутые и неизвестные универсалы Porsche

В одном из недавних очерков «Мотор» [знакомил](https://motor.ru/stories/sarai-dlya-milliarderov.htm) читателей с универсалами на базе Rolls-Royce и Bentley. Есть ли в мире нечто еще более противоречащее традиционным зашоренным представлениям? Разумеется! Скажем, грузопассажирские Porsche. Спорткары и многофункциональный транспорт находятся на разных полюсах лишь до тех пор, пока свое веское слово не скажут вольнодумцы от кастомайзинга или смелые сотрудники компании-производителя с полным презрением к стереотипам и условностям.

Крутые и неизвестные универсалы Porsche
© Motor.ru

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

Любви к «Порше» все возрасты покорны. Одни становятся страстными поклонниками с юных лет, когда получают в подарок игрушечный спорткар. Другие приходят к культу в сознательном возрасте. Именно так произошло с Джоном Диксоном: однажды он выжимал все соки из маслкара, когда его обошел Porsche. В тот момент Джон понял — надо что-то менять в жизни. Спустя год он положил в карман ключи от собственного «Порше».

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

Первоначально в роли шутинг-брейка с почти вертикально установленной третьей дверью на боковых петлях и вместительным багажным отсеком виделся 911. Но затем Диксон сравнил приземистое спорткупе с Porsche 356 и решил остановиться на последнем. Достаточно мысленно представить классический «nine-eleven» в образе «фургона», чтобы тихо содрогнуться и принять правоту автора идеи.

«Сараи» для миллиардеров

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

Постройкой занимался Боб Беннетт и его мастерская Bennett's Rod Shop, штат Огайо. В качестве подходящего подопытного выступил черный 356 A 1958 года выпуска для американского рынка с 1,6-литровой оппозитной «четверкой» воздушного охлаждения (60 л.с.) и механической коробкой передач. Точнее, то, что от него осталось: заднемоторный герой извилистых трасс доживал свои дни в глуши штата Висконсин. Несмотря на общее плачевное состояние кузов не утратил запас прочности и мог быть без особых проблем переделан в панельный фургончик.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

Результат работы впечатляет. Автомобиль по прозвищу Kreuzer (крейсер) выглядит не самоделкой, а почти заводским продуктом благодаря сохраненному рельефу задних крыльев и фонарям, а также аккуратной надстройке. Стоковый мотор отбыл в неизвестном направлении, а его почетное место занял 100-сильный агрегат объемом 1,5 литра от модификации Carrera (не путать с 911 Carrera). В салоне нарядная обивка красной кожей и… довольно скромный внутренний объем. Издание Topspeed отмечает, что не стоит воодушевляться многофункциональным кузовом: Kreuzer не такой просторный, как может показаться.

Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»

В 2013 году Джона Диксона не стало. Позже его семья выставила коллекцию автомобилей на продажу. Многофункциональный Porsche в безупречном состоянии и с пробегом в 51 (!) милю (60 километров) ушел к новому владельцу в рамках аукциона RM Sotheby’s за 86 800 долларов.

Porsche 914/6R Eurostyle

Предвосхищая гневные вопросы, как это страшилище оказалось в обзоре шутинг-брейков, ответим. Его, конечно, нельзя считать универсалом в привычном понимании. Скорее, имитацией. Но она фигурирует на тематических архивных ресурсах и определенно испытала влияние таких чудес, как Ferrari 250 Breadvan и Lotus Europa. Машину нарисовал Альбрехт фон Герц. Если его имя ничего вам не говорит, то взгляните на BMW 507 — это его рук дело!

Porsche 914/6R Eurostyle
Porsche 914/6R Eurostyle
Porsche 914/6R Eurostyle
Porsche 914/6R Eurostyle
Porsche 914/6R Eurostyle

Вообще фон Герц — человек с удивительной биографией. После тщетных попыток найти себя в банковском деле он уехал из родной Германии в Штаты и устроился мойщиком деталей на авиационном заводе. Когда война закончилась, судьба немца — ему тогда было немного за тридцать — сделала удивительный вираж благодаря Рэймонду Лоуи, боссу студии промышленного дизайна. Кстати, не самой последней в мире! В ее портфолио логотип нефтегазового гиганта Shell, двухдверный Studebaker Avanti с внешностью не от мира сего и много чего еще. Альбрехт фон Герц проводил свободное время в одном из лос-анджелесских гаражей за строительством хот-родов. Лоуи усмотрел в его работах недюжинный творческий потенциал и пристроил самородка в колледж, а потом и в Studebaker.

Мечта миллионеров и рок-звезд шестидесятых: спортивный люксовый… универсал

Porsche 914/6R Eurostyle
Porsche 914/6R Eurostyle

В дальнейшем дизайнер организовал собственную фирму, которая занималась буквально всем — начиная велосипедами и фотоаппаратами и заканчивая мебелью. Результатом взаимодействия с легендарным американским импортером BMW Максом Хоффманом стал эпохальный кабриолет 507. Кроме того, Альбрехт фон Гертц сотрудничал с Porsche и переосмыслил сконструированный вместе с «Фольксвагеном» родстер 914. Единственный построенный туринскими кузовщикам Eurostyle экземпляр заинтриговал публику: неказистый 914 обернулся почти экзотикой. К сожалению, на прототипе всё и закончилось, хотя фон Гертц хотел предлагать переделку всем желающим и даже напечатал рекламные брошюры. По данным издания Classic Driver, псевдоуниверсал хранится в музее Лангенбурга.

Porsche 924 Kombi Artz

В Германии несметное количество тюнинг-ателье. Имена одних гремят в самых отдаленных уголках планеты, другие преданы забвению. В числе последних бюро Гюнтера Артца, креативщика, выдумщика и беспредельщика в самом хорошем смысле слова. Благообразного вида джентльмен с пламенем в глазах работал управляющим директором автосалона Autohaus Nordstadt в Ганновере и параллельно запустил кампанию по нетривиальным апгрейдам.

Artz Volkswagen Golf 928
Artz Volkswagen Golf 928
Artz Volkswagen Golf 928
Artz Volkswagen Golf 928

Одно из самых поразительных творений Артца — расширенный на 210 мм кузов Volkswagen Golf первого поколения поверх шасси предсерийного Porsche 928. Вы спрашиваете про техосмотр и постановку на учет? Да элементарно! Гюнтер Артц обладал особым умением получать официальное одобрение для своих франкенштейнов в то время, когда TÜV «заворачивал» машины просто из-за немного отличающегося размера шин или более спортивных зеркал заднего вида.

Porsche 928 S Break
Porsche 928 S Break
Porsche 928 S Break

Шутинг-брейки и вообще грузопассажирские вариации занимали в сердце Артца особое место — он строил их из всего, что попадалось под руку. Volkswagen Scirocco, Audi 200 и quattro… Даже Porsche! И если многофункциональный 928 получился немного грузным из-за наклона линии крыши, то 924 Kombi весьма эстетичен.

Porsche 924 Kombi Artz
Porsche 924 Kombi Artz
Porsche 924 Kombi Artz
Porsche 924 Kombi Artz

Информации о «Комби» мало. Передняя часть с «ноздрей» воздухозаборника на капоте и расширенные колесные арки имитируют выпущенную ограниченным тиражом омологационную 924 Carrera GT, но в действительности это 924 Turbo, заряженный 170-сильной двухлитровой «четверкой» с турбокомпрессором. Гюнтер Артц дал жизнь всего-навсего двадцати Kombi. Все они окрашены в серо-голубой металлик.

Porsche 928-4 Shooting Brake Prototype

Почему сама фирма-производитель сидела сложа руки и до выхода Panamera Sport Turismo не пыталась состряпать ничего, так сказать, тематического — спортивно-практичного? Еще как пыталась! В восьмидесятые «Порше» подготовила два так и не ставших заводскими шутинг-брейка. Первый вполне состоявшийся со стилистической точки зрения эксперимент датируется 1984 годом и задуман центром разработок в Вайсахе в качестве подарка главе компании Фердинанду «Ферри» Порше на 75-летие.

Porsche 928-4 Prototype
Porsche 928-4 Prototype
Porsche 928-4 Prototype

Единственный в своем роде шутинг-брейк слеплен из переднемоторного восьмицилиндрового гран-турера 928 S — только он подходил на эту роль из всей гаммы. Многофункциональность в данном случае заключается в увеличении расстояния между осями на 250 мм (у купе было 2500 мм) и «колпаке» позади отнюдь не кажущихся номинальными задних сидений.

Porsche 928-4 Prototype
Porsche 928-4 Prototype
Porsche 928-4 Prototype

Конечно же, 928-4 с заваленными и потому съедающими часть полезного объема задними стойками — это в первую очередь про стиль, а не про функциональность в традиционном мирском понимании. Особое очарование и благородство шутинг-брейку придает темный зеленый колер для кузова и интерьера, а также стационарные прожекторы вместо выдвижных фар. Двигатель — V-образная «восьмерка» мощностью 310 л.с..

Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept

Если 928-4 являлся «разовой акцией», то созданный три года спустя спорткар рассматривался в качестве дополнения линейки «928-х». Рождение необычной модификации символичным образом совпало с уходом тогдашнего генерального директора Петера Шутца, который успел одобрить старт разработки.

Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept

По замыслу H50 — это быстрый и комфортабельный семейный транспорт, идейный предок «Панамеры». Гран-турер на новый лад берет начало в варианте S4. Напомним, то был наиболее мощный представитель племени Porsche 928 с пятилитровым двигателем V8. У универсала он форсирован до 335 л.с. Впрочем, самое интересное и неожиданное — это не содержимое подкапотного пространства, а открывающие доступ на второй ряд сидений маленькие «калитки» позади передних дверей. Они распахиваются против направления движения на манер Mazda RX-8. Точнее говоря, всё наоборот: в конструкции японской «зажигалки» реализовано решение из арсенала экспериментального «Порше».

Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept

Обтянутый кожей салон дружелюбен для задних седоков: к их услугам разделенные трансмиссионным тоннелем ложементы с электрорегулировками наклона спинок. Да и багажник заметно подрос. Идея бесспорно хорошая. Тогда почему шутинг-брейк не пошел в серию? Мягковат оказался… Строившее прототип штатовское ателье ASC (American Sunroof Company) решило обойтись без центральных стоек для удобства входа-выхода на второй ряд сидений, и потому силовая структура испытывала дефицит жесткости на кручение. Неутешительный итог стал ясен спустя более восьми тысяч тестовых километров. Вставший у руля компании Хайнц Браницки, очевидно, машину не оценил и в ее судьбе была поставлена точка.

Porsche dp44 Cargo DP Motorsport

Иногда элегантное самодостаточное купе, которое жалко пускать под нож, вполне может оказаться подходящей основой для спортивного универсала. Шикарный тому пример — Lynx Eventer на базе Jaguar XJS, каноничный шутинг-брейк и один из великолепных образчиков жанра. Грузопассажирский Porsche 944 тоже заставляет аплодировать стоя. Интересно, что «сарай» обязан своим появлением фирме DP Motorsport, которая прославилась участием в гонках на выносливость. dp44 Cargo один из ее лучших проектов, сравнимый по красоте с самим Eventer.

Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer
Lynx Eventer

Качество исполнения и детализация вполне могут навести на мысли о заводской природе шутинг-брейка. Так, задние фонари позаимствованы у стандартного Porsche, но они «разделены»: внутренняя часть поднимается вместе с крышкой багажника.

Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport

Готовы поспорить, от увиденного у многих читателей затрепетало сердце: «Хочу!». Понимаем и разделяем. Но, по данным Speedhunters, метаморфозам подверглись лишь восемь спорткаров. Пойди отыщи такой… Впрочем, гипотетический призрачный шанс стать владельцем уникальной модели все-таки есть. Два года назад Стеф Шрадер из интернет-издания The Drive писал: «DP Motorsport сообщила Flat Sixes в 2008-м, что у них всё еще есть от пяти до десяти комплектов dp44 Cargo. Полная переделка стоит около 30 тысяч долларов и занимает около двух месяцев, если вы предоставите исходный материал». Есть желающие?

Porsche Boxster Shooting Brake

Для перекройки в спортуниверсал лучше подойдет автомобиль с передним расположением двигателя. Впрочем, среднемоторная компоновка — не приговор! Полюбуйтесь, какого красавца выкатила голландская Van Thull Development и студенты Fontys Hogeschool Eindhoven Motorsport Engineering.

Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake
Porsche Boxster Shooting Brake

Машина выглядит винегретом из поршевских деталей, но в действительности это основательно «переодетый» родстер Boxster (986) первого поколения. Передняя часть — от трекового 911 GT3 (997). Фонари некогда стояли на «nine-eleven» 991 и отлично вписались в оригинальный стиль задней части кузова. Попасть в багажный отсек можно только подняв стекло от Peugeot — из-за мотора и коробки передач за местами экипажа в пределах базы иначе никак. Крышу, задние крылья, подъемное стекло и пороги адаптировали из существующих деталей, либо изготавливали с нуля. /m