Крутые и неизвестные универсалы Porsche
В одном из недавних очерков «Мотор» [знакомил](https://motor.ru/stories/sarai-dlya-milliarderov.htm) читателей с универсалами на базе Rolls-Royce и Bentley. Есть ли в мире нечто еще более противоречащее традиционным зашоренным представлениям? Разумеется! Скажем, грузопассажирские Porsche. Спорткары и многофункциональный транспорт находятся на разных полюсах лишь до тех пор, пока свое веское слово не скажут вольнодумцы от кастомайзинга или смелые сотрудники компании-производителя с полным презрением к стереотипам и условностям.
Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»
Любви к «Порше» все возрасты покорны. Одни становятся страстными поклонниками с юных лет, когда получают в подарок игрушечный спорткар. Другие приходят к культу в сознательном возрасте. Именно так произошло с Джоном Диксоном: однажды он выжимал все соки из маслкара, когда его обошел Porsche. В тот момент Джон понял — надо что-то менять в жизни. Спустя год он положил в карман ключи от собственного «Порше».
![Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865034/dfd9cd4dc68c5bea29a87087e82b3ce468274dca.jpg)
Первоначально в роли шутинг-брейка с почти вертикально установленной третьей дверью на боковых петлях и вместительным багажным отсеком виделся 911. Но затем Диксон сравнил приземистое спорткупе с Porsche 356 и решил остановиться на последнем. Достаточно мысленно представить классический «nine-eleven» в образе «фургона», чтобы тихо содрогнуться и принять правоту автора идеи.
![Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865035/89ed354bbc41719ffd16a415fa6c6aa14e0f9fe6.jpg)
Постройкой занимался Боб Беннетт и его мастерская Bennett's Rod Shop, штат Огайо. В качестве подходящего подопытного выступил черный 356 A 1958 года выпуска для американского рынка с 1,6-литровой оппозитной «четверкой» воздушного охлаждения (60 л.с.) и механической коробкой передач. Точнее, то, что от него осталось: заднемоторный герой извилистых трасс доживал свои дни в глуши штата Висконсин. Несмотря на общее плачевное состояние кузов не утратил запас прочности и мог быть без особых проблем переделан в панельный фургончик.
![Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865036/d18488cb1bd994cb5f23c795d4296205477828c4.jpg)
Результат работы впечатляет. Автомобиль по прозвищу Kreuzer (крейсер) выглядит не самоделкой, а почти заводским продуктом благодаря сохраненному рельефу задних крыльев и фонарям, а также аккуратной надстройке. Стоковый мотор отбыл в неизвестном направлении, а его почетное место занял 100-сильный агрегат объемом 1,5 литра от модификации Carrera (не путать с 911 Carrera). В салоне нарядная обивка красной кожей и… довольно скромный внутренний объем. Издание Topspeed отмечает, что не стоит воодушевляться многофункциональным кузовом: Kreuzer не такой просторный, как может показаться.
![Porsche 356 A Sedan Delivery «Kreuzer»](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865037/d33fa37ae60549dc4a71125f377a710e178d36ea.jpg)
В 2013 году Джона Диксона не стало. Позже его семья выставила коллекцию автомобилей на продажу. Многофункциональный Porsche в безупречном состоянии и с пробегом в 51 (!) милю (60 километров) ушел к новому владельцу в рамках аукциона RM Sotheby’s за 86 800 долларов.
Porsche 914/6R Eurostyle
Предвосхищая гневные вопросы, как это страшилище оказалось в обзоре шутинг-брейков, ответим. Его, конечно, нельзя считать универсалом в привычном понимании. Скорее, имитацией. Но она фигурирует на тематических архивных ресурсах и определенно испытала влияние таких чудес, как Ferrari 250 Breadvan и Lotus Europa. Машину нарисовал Альбрехт фон Герц. Если его имя ничего вам не говорит, то взгляните на BMW 507 — это его рук дело!
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865080/379ffa2455a59aeba93649b40ebdbc9e277dac3d.jpg)
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865081/e87d7b247e8a5917f191c4a2819429aeb02f9bb2.jpg)
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865082/463970ed64dc7bffc9aafc322f8e9357ff3ba3d4.jpg)
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865083/f73fc388f89f470a1a1d16d199c978cc1b73ed45.jpg)
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865084/e5b7afb42c4b7ef123f359ca89881019b439ca69.jpg)
Вообще фон Герц — человек с удивительной биографией. После тщетных попыток найти себя в банковском деле он уехал из родной Германии в Штаты и устроился мойщиком деталей на авиационном заводе. Когда война закончилась, судьба немца — ему тогда было немного за тридцать — сделала удивительный вираж благодаря Рэймонду Лоуи, боссу студии промышленного дизайна. Кстати, не самой последней в мире! В ее портфолио логотип нефтегазового гиганта Shell, двухдверный Studebaker Avanti с внешностью не от мира сего и много чего еще. Альбрехт фон Герц проводил свободное время в одном из лос-анджелесских гаражей за строительством хот-родов. Лоуи усмотрел в его работах недюжинный творческий потенциал и пристроил самородка в колледж, а потом и в Studebaker.
Мечта миллионеров и рок-звезд шестидесятых: спортивный люксовый… универсал
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865091/2f6232dd4c0c5c8e19dbaa86fc3fffedd18909e8.jpg)
![Porsche 914/6R Eurostyle](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/09/5865094/0052b1ed8b4c45b7db07b9d4a1e1dc75aa1cf96b.jpg)
В дальнейшем дизайнер организовал собственную фирму, которая занималась буквально всем — начиная велосипедами и фотоаппаратами и заканчивая мебелью. Результатом взаимодействия с легендарным американским импортером BMW Максом Хоффманом стал эпохальный кабриолет 507. Кроме того, Альбрехт фон Гертц сотрудничал с Porsche и переосмыслил сконструированный вместе с «Фольксвагеном» родстер 914. Единственный построенный туринскими кузовщикам Eurostyle экземпляр заинтриговал публику: неказистый 914 обернулся почти экзотикой. К сожалению, на прототипе всё и закончилось, хотя фон Гертц хотел предлагать переделку всем желающим и даже напечатал рекламные брошюры. По данным издания Classic Driver, псевдоуниверсал хранится в музее Лангенбурга.
Porsche 924 Kombi Artz
В Германии несметное количество тюнинг-ателье. Имена одних гремят в самых отдаленных уголках планеты, другие преданы забвению. В числе последних бюро Гюнтера Артца, креативщика, выдумщика и беспредельщика в самом хорошем смысле слова. Благообразного вида джентльмен с пламенем в глазах работал управляющим директором автосалона Autohaus Nordstadt в Ганновере и параллельно запустил кампанию по нетривиальным апгрейдам.
![Artz Volkswagen Golf 928](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865199/cd6ae61cca29eb0dc4ef1da3c2616e00778e8e0f.jpg)
![Artz Volkswagen Golf 928](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865202/10985fd194ea493ffe3ea3ab5de6b5898f85f339.jpg)
![Artz Volkswagen Golf 928](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865201/aac5f3b642ea02124c5db54aa3927302182cca0e.jpg)
![Artz Volkswagen Golf 928](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865200/e23a4c53904ad18cd9f507ced64d3ba73b83d0f0.jpg)
Одно из самых поразительных творений Артца — расширенный на 210 мм кузов Volkswagen Golf первого поколения поверх шасси предсерийного Porsche 928. Вы спрашиваете про техосмотр и постановку на учет? Да элементарно! Гюнтер Артц обладал особым умением получать официальное одобрение для своих франкенштейнов в то время, когда TÜV «заворачивал» машины просто из-за немного отличающегося размера шин или более спортивных зеркал заднего вида.
![Porsche 928 S Break](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865305/1d202afd430e29a0c9193dcb48024f557204ecab.jpg)
![Porsche 928 S Break](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865307/8280dcf713b43d1e41bf8f5c5b2e82a565dc78dd.jpg)
![Porsche 928 S Break](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/11/5865306/c1be6ab010e9365e1b4b7fb5426dc76c2614b5cc.jpg)
Шутинг-брейки и вообще грузопассажирские вариации занимали в сердце Артца особое место — он строил их из всего, что попадалось под руку. Volkswagen Scirocco, Audi 200 и quattro… Даже Porsche! И если многофункциональный 928 получился немного грузным из-за наклона линии крыши, то 924 Kombi весьма эстетичен.
![Porsche 924 Kombi Artz](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/12/5865321/583c220f9d26f32eb1c6455d890129ed34b5da69.jpg)
![Porsche 924 Kombi Artz](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/12/5865326/63ff671b5f944d6a6f70f52075c4abfa579cbe7d.jpg)
![Porsche 924 Kombi Artz](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/12/5865327/9b293e4f32a923b9ebedb795a1e970610a887940.jpg)
![Porsche 924 Kombi Artz](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/12/5865320/75bd4ed2c72ffa4d456f8ef04461107acabc146d.jpg)
Информации о «Комби» мало. Передняя часть с «ноздрей» воздухозаборника на капоте и расширенные колесные арки имитируют выпущенную ограниченным тиражом омологационную 924 Carrera GT, но в действительности это 924 Turbo, заряженный 170-сильной двухлитровой «четверкой» с турбокомпрессором. Гюнтер Артц дал жизнь всего-навсего двадцати Kombi. Все они окрашены в серо-голубой металлик.
Porsche 928-4 Shooting Brake Prototype
Почему сама фирма-производитель сидела сложа руки и до выхода Panamera Sport Turismo не пыталась состряпать ничего, так сказать, тематического — спортивно-практичного? Еще как пыталась! В восьмидесятые «Порше» подготовила два так и не ставших заводскими шутинг-брейка. Первый вполне состоявшийся со стилистической точки зрения эксперимент датируется 1984 годом и задуман центром разработок в Вайсахе в качестве подарка главе компании Фердинанду «Ферри» Порше на 75-летие.
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865488/b49fcd182a248161782e2f947f132b900ce8aff7.jpg)
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865489/d67ba1fb0b177add3483c57620e7bd04b7ef2639.jpg)
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865487/76777dd83cfc3ac57f98950d585328b04dc863b1.jpg)
Единственный в своем роде шутинг-брейк слеплен из переднемоторного восьмицилиндрового гран-турера 928 S — только он подходил на эту роль из всей гаммы. Многофункциональность в данном случае заключается в увеличении расстояния между осями на 250 мм (у купе было 2500 мм) и «колпаке» позади отнюдь не кажущихся номинальными задних сидений.
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865490/1d1f93cbb3187b2d3e232df30731a49a3f649df8.jpg)
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865491/3ff8f0466c46273f399c6c68617df8265a9c8bbe.jpg)
![Porsche 928-4 Prototype](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/13/5865492/8acf1da3a3a1830ed42735f8220848d415a1f225.jpg)
Конечно же, 928-4 с заваленными и потому съедающими часть полезного объема задними стойками — это в первую очередь про стиль, а не про функциональность в традиционном мирском понимании. Особое очарование и благородство шутинг-брейку придает темный зеленый колер для кузова и интерьера, а также стационарные прожекторы вместо выдвижных фар. Двигатель — V-образная «восьмерка» мощностью 310 л.с..
Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept
Если 928-4 являлся «разовой акцией», то созданный три года спустя спорткар рассматривался в качестве дополнения линейки «928-х». Рождение необычной модификации символичным образом совпало с уходом тогдашнего генерального директора Петера Шутца, который успел одобрить старт разработки.
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865588/6ed4b1023a6d0954a8b0ebd7c147866847270761.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865587/594aad6fcfdda18e1482ff1c10cda18a1bf0a6cb.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865585/f3ccf24310a8b0a38bb16cead88af51e6ba13591.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865586/402c74990bd31792da3a59c25445c53e3ecfd086.jpg)
По замыслу H50 — это быстрый и комфортабельный семейный транспорт, идейный предок «Панамеры». Гран-турер на новый лад берет начало в варианте S4. Напомним, то был наиболее мощный представитель племени Porsche 928 с пятилитровым двигателем V8. У универсала он форсирован до 335 л.с. Впрочем, самое интересное и неожиданное — это не содержимое подкапотного пространства, а открывающие доступ на второй ряд сидений маленькие «калитки» позади передних дверей. Они распахиваются против направления движения на манер Mazda RX-8. Точнее говоря, всё наоборот: в конструкции японской «зажигалки» реализовано решение из арсенала экспериментального «Порше».
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865595/f9d735f8fed2799466fc44ef8378006f8ad7e210.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865594/039d7f968ea7b4964558779b05c6e1d69232de34.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865596/f6bdede2a66c8c395e3cd83fe7f4ca5b26b38cde.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865592/a533c5111db6442259004b80a69ffb8627b120a9.jpg)
![Porsche 928 H50 Shooting Brake Concept](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865593/8778f5f41cf56f405374cbf444437f67696e417d.jpg)
Обтянутый кожей салон дружелюбен для задних седоков: к их услугам разделенные трансмиссионным тоннелем ложементы с электрорегулировками наклона спинок. Да и багажник заметно подрос. Идея бесспорно хорошая. Тогда почему шутинг-брейк не пошел в серию? Мягковат оказался… Строившее прототип штатовское ателье ASC (American Sunroof Company) решило обойтись без центральных стоек для удобства входа-выхода на второй ряд сидений, и потому силовая структура испытывала дефицит жесткости на кручение. Неутешительный итог стал ясен спустя более восьми тысяч тестовых километров. Вставший у руля компании Хайнц Браницки, очевидно, машину не оценил и в ее судьбе была поставлена точка.
Porsche dp44 Cargo DP Motorsport
Иногда элегантное самодостаточное купе, которое жалко пускать под нож, вполне может оказаться подходящей основой для спортивного универсала. Шикарный тому пример — Lynx Eventer на базе Jaguar XJS, каноничный шутинг-брейк и один из великолепных образчиков жанра. Грузопассажирский Porsche 944 тоже заставляет аплодировать стоя. Интересно, что «сарай» обязан своим появлением фирме DP Motorsport, которая прославилась участием в гонках на выносливость. dp44 Cargo один из ее лучших проектов, сравнимый по красоте с самим Eventer.
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865656/4006eeaaf3288469f7b6058e06210722fb7b5c0e.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865650/0d20731025db595a609482bba73d8396b42e370c.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865652/ee14092414d3ecdf0f5711f7e1a593392f1d72b9.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865654/e6e8f9e194719c777463d811d7cd982201d7782e.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865651/549b4d2a0469486feea3025b5471482d59d3e6f8.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865653/d8b5d5a3979d9e337f257f8e6a2e7659973bebd6.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865649/617ed257a21035d728901ec966a80cd366f70c4a.jpg)
![Lynx Eventer](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865655/6b107977252aec8d0e3ef24e216338beb019175e.jpg)
Качество исполнения и детализация вполне могут навести на мысли о заводской природе шутинг-брейка. Так, задние фонари позаимствованы у стандартного Porsche, но они «разделены»: внутренняя часть поднимается вместе с крышкой багажника.
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865611/dd9304c6d7054a1f52907f4cec29202c00660fe2.jpg)
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865612/ab9661c0d81e0a0471dfc07d3f7a7b039b77b8d5.jpg)
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865613/e13e7c06905cd8f147562c7d312e8cd9eb3509e9.jpg)
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865616/834a72355272e66e5c37ed1c4c0ea6a6d27dd77e.jpg)
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865615/f23a3d5ed1c13b8d1b78285b8c8acd6ca6fede31.jpg)
![Porsche dp44 Cargo DP Motorsport](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/14/5865614/03c352e587c7a6c503a4623dc9cd16338f3772ce.jpg)
Готовы поспорить, от увиденного у многих читателей затрепетало сердце: «Хочу!». Понимаем и разделяем. Но, по данным Speedhunters, метаморфозам подверглись лишь восемь спорткаров. Пойди отыщи такой… Впрочем, гипотетический призрачный шанс стать владельцем уникальной модели все-таки есть. Два года назад Стеф Шрадер из интернет-издания The Drive писал: «DP Motorsport сообщила Flat Sixes в 2008-м, что у них всё еще есть от пяти до десяти комплектов dp44 Cargo. Полная переделка стоит около 30 тысяч долларов и занимает около двух месяцев, если вы предоставите исходный материал». Есть желающие?
Porsche Boxster Shooting Brake
Для перекройки в спортуниверсал лучше подойдет автомобиль с передним расположением двигателя. Впрочем, среднемоторная компоновка — не приговор! Полюбуйтесь, какого красавца выкатила голландская Van Thull Development и студенты Fontys Hogeschool Eindhoven Motorsport Engineering.
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865667/a375ea9118141ddd915a9dcbd1a6a95f4a9fadc9.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865669/b2e94de20e12fb4621a06fddecaa95db902a3360.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865673/5d0a9fd840ec7a7eebceb0a92c75528978e50019.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865670/ae73a3d74538d9d503df41fd4164fbcd50696562.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865672/8cd23bc98b3750094dbc585c0ad4d2a9586e9d6b.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865671/4f7ab0258a7260e8d6d30d57d81600ebc073a525.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865666/415c7a8b125467720fb2bcce95984f627c67bf14.jpg)
![Porsche Boxster Shooting Brake](https://motor.ru/imgs/2023/04/07/15/5865668/0864a70bf61670681d0967f17632d8deff42324f.jpg)
Машина выглядит винегретом из поршевских деталей, но в действительности это основательно «переодетый» родстер Boxster (986) первого поколения. Передняя часть — от трекового 911 GT3 (997). Фонари некогда стояли на «nine-eleven» 991 и отлично вписались в оригинальный стиль задней части кузова. Попасть в багажный отсек можно только подняв стекло от Peugeot — из-за мотора и коробки передач за местами экипажа в пределах базы иначе никак. Крышу, задние крылья, подъемное стекло и пороги адаптировали из существующих деталей, либо изготавливали с нуля. /m