Войти в почту

Эксперт: в России нет явных альтернатив бензину и дизтопливу как топлива для транспорта

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Потребление бензина и дизельного топлива в России будет только расти, в том числе потому, что на сегодня нет явных альтернатив этим видам топлива для транспорта. Такое мнение в обзоре для аналитического портала "ИнфоТЭК" высказал заместитель директора центра "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок Сергей Колобанов.

Эксперт отметил, что основой энергоперехода на транспорте в России пока могут быть только выгоды, в том числе возникающие за счет мер государственной поддержки, однако эти меры имеют ограниченные направления. В качестве альтернативных видов топлива, использование которых уже в той или иной степени реализуется в России, эксперт привел сжиженные углеводородные газы (СУГ), природный газ, водород, электричество и биотопливо.

Газовый переход обеспечен мерами поддержки

Наиболее перспективными из них, по мнению эксперта, являются природный газ и электричество, в том числе благодаря реализуемым мерам поддержки. Компримированный природный газ (КПГ) в России используется только на автотранспорте, хотя были попытки его применения на железной дороге (газодизель-генераторные двигатели), на водном транспорте КПГ распространения не получил.

"Несмотря на то, что КПГ в России значительно дешевле традиционного нефтяного топлива и СУГ, в стране осуществляется поддержка развития газомоторного транспорта (ГМТ) на природном газе как на государственном уровне, так и на уровне основного интересанта в реализации газа - компании "Газпром". В рамках государственной программы субсидируются строительство газозаправочных станций (АГНКС и криоАЗС), переоборудование автомобилей и стимулирование спроса на покупку такой техники", - отметил Колобанов.

Что касается использования сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива, то его также планируется стимулировать за счет государственных мер поддержки как на строительство инфраструктуры, так и не перевод транспортных средств на новый вид топлива, добавил он. В сфере железнодорожного транспорта в России есть разработки по использованию газотурбинных двигателей тягового состава большой и малой мощности, но пока отсутствуют компетенции по переводу на СПГ самой востребованной техники - магистральных локомотивов средней мощности и пассажирских тепловозов.

"При этом необходимо отметить, что в России продолжается электрификация железных дорог, что сокращает потенциальную потребность в тяговом составе на газовом топливе. Большая часть железнодорожного тягового транспорта РЖД уже переведена на электрическую тягу (по оценкам, около 70%)", - указал эксперт.

Электротранспорту есть куда расти

Колобанов отметил, что электротяга на железной дороге и в городском пассажирском транспорте (трамваи, метро, троллейбусы) - для России "обыденность" уже много-много десятилетий. Для развития сектора электромобилей в России необходимо усиление инфраструктуры, в том числе по созданию быстрых зарядных станций. Государство теперь субсидирует строительство быстрых зарядных станций в части оборудования (на 60%, но не более 1,86 млн рублей) и технологического присоединения к электросетям (на 30%, но не более 0,9 млн рублей), пояснил он.

Также, по мнению эксперта, необходимо обеспечить предложение самих электромобилей и не за счет льготирования импорта, а расширения производства в стране. "Однако здесь мы упираемся, прежде всего, в отсутствие собственных аккумуляторов, производство которых пока только организуется, а также электронной компонентной базы. И решение этих проблем мы увидим где-то не раньше 2025 года", - считает он.

Для обеспечения спроса, как отметил эксперт, государство уже реализует ряд инициатив, в их числе скидки на покупку электромобилей в кредит, льготы по транспортному налогу, эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным автомагистралям и другие.

Однако и транспорту на газе, и электромобилям в стратегии развития автомобильной промышленности уделяется скромное место.

"Структура продаж автомобилей в 2035 году будет такой: по легковым авто: электродвигатель (включая гибриды и топливные элементы) - 15-25%, двигатели внутреннего сгорания на газе (метане) - менее 5%, остальное - на традиционных нефтяных топливах. Интересные прогнозы, ставящие больше вопросов, чем дающие ответы… И есть сомнения относительно согласованности этих цифр с прогнозами внутреннего потребления автобензина и дизтоплива. В последних - только рост и ничего кроме роста во всех сценариях", - отметил Колобанов.