Автоматическая коробка передач: ошибки, которые никогда нельзя допускать

С появлением автоматических коробок передач жизнь простого водителя стала сильно проще. Больше не требуется переключать передачи, выжимать сцепление и постоянно следить за оборотами. Но простота управления накладывает и некоторые ограничения на владельцев автомобилей с АКПП. Мы составили список из девяти основных ошибок, которые могут привести к уничтожению коробки и попаданию на большие денежные траты.

Автоматическая коробка передач: ошибки, которые никогда нельзя допускать
© Rambler

Раннее включение задней передачи

При переключении АКПП из положения «D» в «R», необходимо дожидаться полной остановки автомобиля. Многие водители при парковке, когда приходится часто менять направление движения, совершают ошибку и не дожидаются остановки автомобиля. Это приводит к повреждению шестеренок, передач и фрикционов. Причем многие ошибочно думают, что если делать так редко, то ничего страшного не произойдет. Это не так: при такой нагрузке начинает стачиваться металл от внезапного повышенного трения, а это приводит к стружке, которая из трансмиссионной жидкости никуда не денется и будет продолжать разрушать компоненты коробки. Да, в поддоне коробки установлены магниты для собирания стружки, но это не защищает на 100%, а лишь снижает эффект.

Продолжительная пробуксовка зимой

Зима – штука коварная, иногда машина может застрять буквально на ровном месте. Худшая идея в этот момент, это приступить к попыткам выбраться самостоятельно пробуксовывая на месте. Дето в том, что АККП очень чувствительна к пробуксовкам и мгновенно перегревается. А это не только металл, это еще и поджаренное масло, которое теряет смазывающие и охлаждающие свойства. Также начинают очень быстро в буквальном смысле слова сгорать пакеты фрикционов, а их замена, это полная переборка АКПП со всеми вытекающими.

© Риа Новости

Поэтому если вы застряли на автомобиле оснащённом АКПП, необходимо или создать условия для простого самостоятельного выезда (доски, песок, ветки), или же позвать на помощь, чтобы вас вытолкали/вытянули. Даже вызов эвакуатора намного дешевле, чем капитальный ремонт коробки передач.

Дрифт

Любители пожечь резину на автомобиле с АКПП столкнуться с теми же проблемами, что и буксовавшие зимой на льду. Причина точно такая же – перегрев и сгорание трансмиссионной жидкости и пакетов фрикционов. Есть современные спортивные автомобили, которые оснащены функцией «дрифт» и многие полагают, что это решает все проблемы. К сожалению, нет: как ни оптимизируй электронику и софт, физику не обманешь и перегрев никуда не денется, поэтому строго не рекомендуем, так как пять минут славы могут стоить очень дорого.

© РИА Новости

Буксировка на тросе

Буксировать автомобиль на тросе можно на совсем небольшие расстояния, когда это необходимо. На дальние расстояния нужен эвакуатор с платформой и никак иначе. Многие ошибочно полагают, что достаточно переключить коробку в нейтраль, и можно катить куда угодно. Но переведя АКПП в нейтральное положение, вы всего лишь разблокируете ее. А вот масляный насос и система охлаждения не запустятся. В итоге АКПП начнет очень быстро нагреваться и при этом работать в «сухих» условиях. Как итог – стружка и скорый выход из строя.

Переключение в режим N на светофоре

После смены автомобиля с мануальной коробкой передач на машину с АКПП многие водители по привычке переводят коробку в нейтраль на светофорах полагая, что так они разгружают механизм. Но все происходит ровно наоборот – механизм начинает изнашиваться от размыкания и последующего смыкания сцепления. АКПП разрабатывалась с учетом того, что авто может долго стоять при включенной передачи без какого-либо вреда при этом. С АКПП есть одно правило: чем меньше ее трогаешь – тем дольше она живет. Тут оговоримся, что это правило не касается некоторых роботов. Например, печально известную РКПП на первых Focus 3, наоборот, рекомендовали почаще переводить в "нейтраль" при остановках.

Раннее включение режима парковки

Когда вы паркуетесь, необходимо дождаться полной остановки автомобиля прежде, чем включить режим «Р». Дело в том, что режим паркинг не программный, а физический. В коробке передач есть блокиратор, который «набрасывается» на шестерню, чем препятствует ее вращению. Соответственно ранее включение режима парковки, создает резкую остановку автомобиля и удар в АКПП, который вы точно услышите. Это приводит к разбиванию деталей и появлению их осколков в смазывающей жидкости, которая разнесет их по самым дальник уголкам корпуса АКПП и забьет всевозможные фильтры.

Буксировка тяжелого прицепа

У каждого автомобиля есть пределы допустимой массы буксировки, превышать которые опасно не только для подвески, но еще и АКПП, которая вынуждена работать в непредусмотренном режиме.

© Cadillac

Для буксировки тяжелого груза нужен большой крутящий момент и обычная коробка передач, особенно на бензиновых автомобилях, к этому просто не готова. Возникает интенсивное трение и перегрев.

Пренебрегание ручным тормозом при крутом уклоне

Простой постановки АКПП в режим парковки недостаточно, если автомобиль стоит на сильном уклоне. Дело в том, что в этом режиме, движение автомобиля блокируется тем самым фиксатором, о котором говорилось выше. И вот именно на этот фиксатор, ложится вся нагрузка из-за чего со временем начинается деформация и последующие трудности при снятии коробки с режима парковки.

Помните, на уклоне необходимо правильно пользоваться ручным тормозом: после остановки автомобиля, не снимая ноги с тормоза, включаем режим «Р» после этого фиксируем автомобиль стояночным тормозом (ручником) и только после этого отпускаем тормоз. Если поставить автомобиль на ручник после снятия ноги с педали тормоза, это не будет иметь практически никакого эффекта, потому что авто уже откатится и даст нагрузку на механизм паркинга в коробке.

Не менять масло в АКПП

Автопроизводители любят заявлять о том, что АКПП «необслуживаемая» и менять масло в ней не нужно, но это не является правдой. Дело в том, что, как и любое масло, трансмиссионная жидкость со временем перегревается, загрязняется и медленно теряет свои свойства. Поэтому раз в 50 000 км необходимо менять и жидкость, и поддон со встроенными фильтрами и магнитами. Это сильно замедлит процесс уставания коробки передач и может продлить ей жизнь на сотню тысяч километров. Важно помнить, что масло меняется только в паре с поддоном, прокладками и болтами, так как все перечисленное – одноразовое.

Признаки, что АКПП приближается к ремонту

Любой механизм когда-нибудь приходит в негодность по различным причинам. Понять, что АКПП в вашем автомобиле устала можно по следующим симптомам:

  • пинки при переключении передач,
  • рывки при спокойной езде и движении накатом,
  • выбивание передачи,
  • некорректное отображение текущей передачи,
  • долгое переключение скоростей,
  • не включается задняя скорость,
  • появление ошибки АКПП в бортовом меню,
  • пробуксовка при старте,
  • вибрация при остановке или медленном передвижении.

Все это говорит о том, что пора везти автомобиль мастеру-коробочнику на диагностику, чтобы выявить причину неисправности. Чаще всего на АКПП сгорают пакеты фрикционов и загрязняются соленоиды наиболее часто используемых передач. Если обратиться на ранних стадиях, то простой промывкой гидроблока и заменой соленоидов, можно оттянуть полный ремонт АКПП на достаточно длительный срок, но важно помнить, что, если коробка начала «приезжать», это уже неизбежно. В какой-то момент вам придется или продать автомобиль, или осчастливить специализированный сервис.