Таксистам предложат пересесть на отечественные авто

Новые автомобили такси экономкласса должны иметь высокий уровень локализации компонентов, то есть большинство деталей и производственных операций по таким машинам должно производиться в России. Соответствующие поправки в постановление кабмина в связи с изменениями федерального закона о такси подготовил глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, текст проекта постановления есть в распоряжении «Парламентской газеты». В Минпромторге нашему изданию сообщили, что поддерживают инициативу, поскольку это повысит спрос на авто российского производства. Перевозчики тоже не против посмотреть в сторону отечественного автопрома и собираемых у нас иномарок, но при условии, что их поддержит государство.

Таксистам предложат пересесть на отечественные авто
© Парламентская газета

Местному автопрому — львиную долю

В 2019 году кабмин принял постановление о балльной системе оценки машин, исходя из операций, проводимых в России, — штамповки, сварки, окраски, а также локализации деталей двигателя, коробки передач, систем управления. Чем выше балл, тем «более отечественным» является авто. Причем, как рассказал «Парламентской газете» начальник пресс-центра АвтоВАЗа Сергей Ильинский, под оценку подпадают и исконно отечественные бренды. Локализация у них выше, чем у любых других, но и на таких производствах применяют зарубежные детали.

Баллы используют для предоставления господдержки в рамках государственных и муниципальных закупок. Распространить подобную систему на приобретение новых авто таксопарками предложил сенатор Андрей Кутепов. «При производстве каждой единицы продукции автомобилестроения, приобретаемой в собственность, аренду или лизинг и используемой в качестве легкового такси, должны выполняться операции (условия), которые оцениваются совокупным количеством баллов: с 1 января 2024 года — не менее 1000 баллов, с 1 января 2026 года — не менее 2000 баллов, с 1 января 2028 года — не менее 3000 баллов», — говорится в документе.

Уровня локализации в 1000 баллов достигают не только продукты традиционных отечественных автопроизводителей, например, АвтоВАЗа или ГАЗа, отмечено в пояснительной записке. Например, локализация ранее производимых в России некоторых моделей Toyota, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Renault превышала уровень 1000 баллов и находилась в диапазоне 1000— 2000 баллов. «То есть заданный уровень локализации является реально достижимым», — заключили авторы инициативы. В документе также отмечено, что правила не будут распространяться на автомобили дороже четырех миллионов рублей и уже работающие в такси.

Господдержка с шашечками

Возможности реализации инициативы по локализации автомобилей такси сейчас прорабатываются на межведомственном уровне, сообщили «Парламентской газете» в Минпромторге, добавив, что ведомство поддерживает это предложение. «Подобный механизм регулирования может способствовать стимулированию спроса на автомобили отечественного производства», — отметили в пресс-службе министерства.

В начале 2023 года в России действовало около 460 тысяч разрешений на работу такси, следует из данных публичной автоматизированной информационной системы «Такси». Половина всех машин работает в четырех регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «Там в основном ездят иномарки, оценить уровень локализации которых я не берусь, — рассказал «Парламентской газете» руководитель центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислав Швагерус. — Но есть и остальная Россия, где отечественных автомобилей больше, в некоторых регионах даже больше половины от всех такси. Особая ситуация в Приморье, где много японских авто».

Таксопарки во всем мире — самые крупные заказчики на авторынке, поэтому стремление властей продать им отечественные или собранные в России машины очевидно. Перевозчики и не против поддержать родное производство, лишь бы в будущем законе не было запретительных норм. «В статье 28 нового закона о такси зафиксирована возможность региональных властей оказывать поддержку перевозчикам, причем в первую очередь для обновления подвижного состава, — отметил Станислав Швагерус. — Благодаря таким субсидиям, удалось серьезно обновить парк такси в Москве».

Законные опасности

Поправки о локализации, когда они будут рассмотрены кабмином, потребуют серьезного обсуждения с участием представителей отрасли, сказала «Парламентской газете» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова: «Мы обратились в профильный Комитет Госдумы, чтобы нас подключили к этому обсуждению, но там пока документ не получали».

Вопросов у экспертов по такси много. И первый — безопасность, ведь в России действуют упрощенные правила выпуска автомобилей, согласно которым производители могут не устанавливать на новые машины ряд систем, включая ABS и ESP, подушки безопасности. Кроме того, можно выпускать авто с выхлопом, соответствующим нормативам конца 1980-х годов: действуют все экологические стандарты от Евро-0 до Евро-5. Пониженные требования помогли не останавливать конвейер производителям авто российских брендов, а те же китайские сборочные цеха комплектуют свою продукцию, как обычно.

Согласно постановлению кабмина упрощенный порядок действует до 1 июня, но производители попросили Минпромторг продлить меру до середины 2024 года. «Не понятно, как такие машины будут вести себя в коммерческом использовании», — отметила Ирина Зарипова.

Обновлять постоянно работающие в такси машины нужно раз в три года, считают эксперты. По данным Общественного совета по развитию такси, только 38 процентов таксопарков планируют покупать новые авто в 2023 году, еще 29 процентов сообщили, что точно не будут этого делать. Машины и запчасти к ним сильно подорожали из-за санкций, при этом цены на поездки в такси в прошлом году стремительного роста не демонстрировали.

Основная часть положений принятого в конце прошлого года закона о такси вступает в силу 1 сентября. Сейчас перевозчики осваивают новые реестры, в которых нужно будет фиксировать сведения о водителях и машинах. Отразиться на ценах поездок это не должно.