Некоторые аспекты развития рынка электромобилей в России: производство аккумуляторов
(Продолжение. Начало в IT News № 3/2023, №4/2023)
Сумма технологий для электромобилестроения в России
Между тем в стране происходит накопление компетенций для реализации планов производства электромобилей. В частности, в столице создана единая платформа для разработки проектов в сфере электромобилестроения. Новое межотраслевое объединение будет работать на базе Московского инновационного кластера (МИК), в его состав уже входит около 40 научно-исследовательских, производственных и других организаций, например завод «Москвич», Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ) и особая экономическая зона «Технополис Москва». К ним могут присоединиться как компании, так и индивидуальные предприниматели.
Не исключено, что Москва может стать одним из центров электромобилестроения в России. Новый кластер, возможно, будет играть роль в достижении этой цели, в активе его участников уже три проекта. Первый посвящен созданию грузового электрофургона на базе шасси УАЗ, второй и третий связаны с разработкой отечественных аккумуляторов для электротранспорта.
Кроме того, у Москвы уже есть большой опыт внедрения электробусов в транспортное хозяйство столицы, где она выступила в качестве постановщика задачи и генерального заказчика этого проекта. Сейчас по улицам города курсируют свыше 1000 электробусов. В планах на 2023-й – еще 500 штук. Кроме того, к концу 2022 года в столице было установлено в общей сложности около 130 станций зарядки по проекту «Энергия Москвы». Водители заряжали электромобили около 70 тыс. раз – это в 13 раз больше, чем в 2021 году.
Теперь наступает очередь освоения электрического водного транспорта. Исторически интерес к этой теме в России существует уже давно – в этом году исполняется 185 лет со дня испытаний на Неве первого в мире электрохода, созданного русским физиком и электротехником Борисом Семёновичем Якоби. Со временем количество круглогодичных маршрутов увеличится, в частности появится линия «Автозаводской мост – Печатники». По данным московской мэрии, для этих целей поэтапно введут в эксплуатацию 21 электросудно ледового класса.
Длина электросудов составляет около 22 метров, они будут вмещать до 50 пассажиров. В пассажирском салоне установят информационные экраны и USB-зарядки, будет работать бесплатный Wi-Fi. Интерес представляют и причалы в форме шайбы, специально разработанные для данного проекта, они одновременно смогут заряжать до двух судов за 12–17 минут, это будет происходить прямо во время стоянки кораблей.
Производство аккумуляторных батарей и зарядных станций
Разработкой собственных накопителей энергии решила заняться госкорпорация «Росатом». Одним из важных направлений деятельности ведомство называло создание отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей (АКБ). Свои батареи помогут избавиться от зависимости в иностранных поставках ключевых элементов для российского электротранспорта.
Важным проектом «Росатома» стала российская «гигафабрика» — огромный завод по производству батарей для электромобилей. Заниматься этим делом будет дочернее предприятие ведомства – ООО «Рэнера» (интегратор атомной отрасли по системам накопления энергии, входит в топливную компанию «ТВЭЛ»). В середине марта «Росатом» официально объявил, что через три года оно запустит в Калининграде завод по производству литий-ионных аккумуляторов. Для его строительства и обслуживания компания заключила соглашение с правительством Калининградской области и главой «Автотор Холдинга». «Это самый крупный завод на территории нашего региона — больше 120 тысяч квадратных метров промышленного строительства только на первом этапе, – сказал губернатор региона Антон Алиханов. – Для нас это больше 1200 новых рабочих мест».
Планируемая мощность «гигафабрики аккумуляторов» — 4 ГВт⋅ч, отечественные батареи предназначены не только для электромобилей «АВТОТОРАа», но и для электробусов, а также электрической спецтехники. Сам завод построят на территории Балтийской АЭС. ООО «Рэнера-Энертек» также работает в рамках СПИК по разработке тяговых батарей — это единственный на данный момент участник конкурса по данному направлению и, соответственно, будущий единственный победитель.
Следует уточнить, что пока речь идет именно о сборке и комплектовке АКБ. Технология разработки ячеек принадлежит южнокорейской компании Enertech International, «Рэнере» принадлежит 49% акций. Удастся ли российской компании избежать санкций, являясь по сути совладельцем Enertech International, пока неясно, но «Автотор» и «Росатом» с энтузиазмом готовятся к совместной работе над полностью отечественным электромобилем.
В октябре 2022-го стартовали работы по строительству завода в Калининградской области. По ходу выяснилось, что первые батареи сойдут с конвейера российской «гигафабрики» в 2025 году. Мощность производства на первом этапе составит 4 ГВт⋅ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тыс. электромобилей.
В случае подтверждения спроса возможно введение второй и третьей очередей до достижения суммарной мощности производства 14 ГВт⋅ч. Общая площадь территории завода составит 23,6 га, площадь производственных корпусов и инфраструктуры – 135 тыс. м2, а инвестиции в проект – не менее 26 млрд рублей.
Между тем «Рэнера» продолжает демонстрировать деловую активность в сфере АКБ. В январе нынешнего года на территории Московского завода полиметаллов (АО «МЗП») запущено серийное производство батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Первыми образцами стали тяговые аккумуляторные батареи для троллейбусов с увеличенным автономным ходом, предназначенных для работы на городских маршрутах в Санкт-Петербурге. Мощность нового производства в 10 раз выше по сравнению с опытным участком, созданным на МЗП в 2021 году: годовой объем составит порядка 2 тыс. тяговых аккумуляторных батарей, а совокупная емкость батарей для стационарных систем – до 150 МВт⋅ч.
С локализацией производства отечественных электрозарядных станций (ЭЗС) дело обстоит даже лучше, чем с выпуском АКБ. Московская инжиниринговая компания «Парус электро» поставляет медленные ЭЗС мощностью от 7 до 43 кВт и быстрые зарядные станции до 200 кВт. На этих станциях используется ПО отечественного производства и обеспечивается сервисная поддержка.
Оператор Sitronics Electro, дочерняя компания АФК «Система», развивает сеть зарядных станций по всей стране: они работают в торговых, офисных центрах, в общественных местах, в частности уже заряжают электромобили и электробусы в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Волгограде, в Сочи, Краснодаре и вдоль трассы М-4. Кроме установки, Sitronics Group обеспечивает комплексное обслуживание своих ЭЗС.
Sitronics имеет опыт в строительстве крупных электробусных парков и реализации проектов по созданию зарядной инфраструктуры для личного и общественного транспорта, а также по созданию цифровых платформ управления, в том числе зарядными станциями, заключено также отдельное соглашение о сотрудничестве с производителем электробусов КАМАЗ.
«Корпорация ПСС» из Перми переориентирует свое производство на выпуск сверхбыстрых ЭЗС мощностью до 240 кВт. Скорость зарядки одного электромобиля на такой станции составит около 20 минут, а при одновременной подзарядке двух или трех е-карс время может увеличиться до 40 минут. В Москве и Санкт-Петербурге заработали также электрозаправки ZEVS мощностью от 50 до 160 кВт. Программное обеспечение у фирмы отечественное.
Столичная группа компаний «Москабельмет» предлагает зарядные станции для электромобилей, изготовленные полностью из отечественных комплектующих. Новая разработка предназначена для зарядки аккумулятора электромобилей на городских или промышленных объектах, а также в домашних условиях. Программная часть ЭЗС разработана в «МосИТЛаб», зарядный кабель – на заводе «Москабель», конструкция корпуса станции распечатана на 3D-принтере.
Напомним, что дорожная карта Концепции подразумевает, что к 2030 году в России установят как минимум 72 тыс. электрозаправочных станций, а доля электромобилей в общем объеме производства составит не менее 10%.
Хроника текущих событий на рынке электромобилей
С января по октябрь 2022 года в России было куплено 2090 новых электромобилей, что на 34% больше, чем за 10 месяцев 2021 года, сообщило агентство «Автостат».
Изменилось и количество участников рынка. Так, в 2021-м этот сегмент состоял из 41 модели 24 марок, а сейчас их вдвое больше – 82 модели 43 брендов. Соответственно, объем ввозимого автомобильного секонд-хенда значительно больше.
Несмотря на санкции и политические ограничения, электромобили зарубежного производства продолжают проникать на наш рынок. При этом большие надежды возлагаются на китайские компании: в КНР производится около 200 автомобильных брендов, и многие из них предлагают вполне достойные электрокары, а бренды, которые тесно связаны с европейскими, японскими и американскими партнерами, боятся открыто приходить в Россию. Однако целый ряд из них уже возобновляют работу в РФ, в частности Great Wall Motor и Chery Automobile. Есть и другие региональные бренды из Поднебесной, которые готовятся к выходу на наш рынок. Так что особенно беспокоиться о его наполнении импортными электрокарами не приходится, китайские производители смогут заполнить любой наш вакуум.
Кое-что делается и в плане отечественного производства. Например, в Нижнем Новгороде в качестве такси начали работать российские Evolute i-PRO. А с июня 2022 года необходимую инфраструктуру для электротранспорта создает Hyper. Местный таксопарк «Нижегородец» приобрел для запуска проекта 180 электрокаров и в течение нынешнего года планирует закупить еще 100 машин.
Общая стоимость проекта по организации работы парка электромобилей-такси составила 750 млн рублей. Окупить затраты на создание инфраструктуры инвестор планирует в течение четырех лет. Сеть зарядных станций для электротранспорта из 64 ЭЗС мощностью 150 кВт практически формирует полное покрытие города. Построенные ЭЗС заряжают электромобили примерно за 40 минут.
Таксопарки, создаваемые при поддержке муниципальных и региональных бюджетов, могут стать серьезным потребителем электромобилей. Так, московская мэрия уже планирует стимулирование такого вида бизнеса. Но лидером по внедрению отечественных е-каров в городские службы такси пока остается Нижний Новгород.
Отметим, что Evolute – первый в России национальный бренд электромобилей с собственным производством в Липецкой области. Предприятие запущено в конце сентября 2022 года и уже по итогам четвертого квартала объем выпуска превысил 1700 электрокаров. В данный момент завод производит две модели: седан Evolute i-PRO и кроссовер i-JOY.
Ранее также сообщалось, что калининградский завод «АВТОДОР» подтвердил планы по выпуску в 2023 году 200 электромобилей с аккумуляторами «Росатома», первые модели уже отправлены на испытания. Среди других участников – «Кама-2» (совместный проект КАМАЗа и СПбПУ), E-Neva (совместный проект концерна «Алмаз-Антей» и нескольких питерских предприятий), электрический «Москвич» и т. д. К сожалению, рыночная неопределенность пока не позволяет подробнее говорить об этих начинаниях.
Сегодня РФ приходится строить электроавтомобилестроение с довольно слабых позиций. По данным консалтинговой компании Kept (бывшая KPMG), даже Москва по количеству электромобилей на 100 тыс. жителей (16) уступает столицам соседних государств – Тбилиси (114), Минску (63), Еревану (45) и Ташкенту (33). Поэтому для развития новой отрасли экономики нам потребуются очень серьезные капиталовложения и в автомобильные заводы, и в смежные отрасли, и в поддержку покупательской активности. В данном случае речь идет об инвестициях не миллионов рублей, а миллиардов долларов. Задача сложная, но вполне решаемая. И не исключено, что с учетом новых политических, экономических и технических реалий развитие данной отрасли будет проходить по самому консервативному сценарию.