Премиальная «сотня»: стоит ли автомобилистам покупать АИ-100

Производство Согласно оценке «ФедералПресс», основанной на еженедельных данных Росстата, в России в январе – мае 2023 года было произведено около 18 млн тонн бензина. В том числе только за май выработка бензинов составила порядка 3,2 млн тонн. В течение минувшего месяца выпуск бензина на российских НПЗ оставался стабильным и варьировался в диапазоне от 765 тыс. до 790,5 тыс. тонн в неделю. В стране основной объем топлива вырабатывается на нефтеперерабатывающих мощностях ВИНК «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть и «Татнефть», которые в рамках своих программ по модернизации постоянно совершенствуют эксплуатационные характеристики топлив, периодически предлагая рынку новые инновационные марки. Сейчас на автозаправочных комплексах в регионах представлены различные топливные линейки, способные удовлетворить любые потребности автовладельцев – от АИ-92 до бензинов с самым высоким октановым числом. НПЗ, конкурируя за рынок, начали производить инновационные высокооктановые бензины почти одновременно порядка шести лет назад. Все же в 2017 году первым российскому рынку бензин с октановым числом 100 – ЭКТО 100 – в качестве замены АИ-98 предложил «ЛУКОЙЛ». Эта компания, ставшая одним из пионеров по выпуску топлива стандарта «Евро-4», «Евро-5» в России, благодаря новейшим технологиям значительно улучшила эксплуатационные и экологические свойства бензина. В 2018-м Рязанская нефтеперерабатывающая компания, входящая в «Роснефть», произвела первую партию высокооктанового бензина АИ-100, предоставив ее гоночной команде Lada Sport Rosneft. Позже вслед за ней в европейской части страны такой бензин начали выпускать еще несколько предприятий «Роснефти», включая Уфимский комплекс «Башнефти» и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (Ярославский НПЗ). В том же 2018-м сначала на автозаправках Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а затем и в других регионах России начал продаваться премиальный G-Drive – бензин АИ-100 производства «Газпром нефти». Эта компания стала третьей по счету среди крупных игроков топливного рынка, предложивших потребителям бензин с наиболее высоким октановым числом – благодаря запуску автоматизированной станции смешения бензинов его выпуск освоил без использования октаноповышающих присадок Омский НПЗ. В 2019 году было запущено производство бензина TANECO-100 экологического класса «Евро-5» на перерабатывающем комплексе «Татнефти». А в начале 2021 года промышленный выпуск высокооктанового бензина экологического класса К5 марки АИ-100 был налажен на уже упомянутом Ярославском НПЗ, входящем в состав ВИНК «Славнефть» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти» на паритетных началах). Сегодня бензины ЭКТО 100 «ЛУКОЙЛа», Pulsar 100 и Ultimate 100 «Роснефти», G-Drive бренда «Газпромнефть» и TANECO-100 «Татнефти» – самые известные «сотки» на российском рынке. Они относятся к маркировке АИ-100-К5 и по качеству соответствуют требованиям «Евро-5», а отличаются добавлением присадок, разработанных индивидуально каждой компанией. Брендовая «сотня» Бензины марок АИ-98 и АИ-100 относятся к высокооктановым топливам. Аи-100-К5 производится для автомобилей с форсированными двигателями, считается, что его высокие детонационные свойства раскрывают потенциал современных двигателей и повышают эффективность работы моторов спортивных автомобилей. ЭКТО 100 повышает мощность двигателя на 10%, увеличивает динамику разгона на 7% и снижает расход топлива на 6%, имея в этом явные преимущества перед АИ-98. Топливо Pulsar 100, разработанное на базе инновационной технологии BASF с применением моющих компонентов, хорошо очищает форсунки двигателя прямого впрыска и эффективно удаляет отложения на впускных клапанах и в камере сгорания. Горючее G-Drive 100 было испытано во время тестовых заездов гоночной команды G-Drive Racing и тоже подтвердило свои улучшенные характеристики. У автолюбителей, с которыми пообщался «ФедералПресс», разное мнение относительно преимуществ одного над другим. Одни говорят, что каких-либо существенных отличий между ними нет, другие утверждают, что «сотка» – это абсолютно иной, усовершенствованный вид горючего, стабилизирующий работу на высоких оборотах и уменьшающий детонацию. Эксперты тоже пишут о том, что явными достоинствами АИ-100 является использование максимальной мощности двигателя без опасений за перегрузку, увеличение динамики разгона, пониженная концентрация бензола и серы, отвечающих за долгосрочность эксплуатации свечей и потому снижение загрязнений, низкий расход топлива, а также стабильная работа двигателя даже при низких температурах. Все автомобилисты сходятся в одном: не всем автомобилям полезно использование «сотки», для каждого двигателя предназначен свой вид топлива с определенным октановым числом – эта рекомендация указана на люке бензобака. Автолюбители, не следующие этим советам производителя, в итоге жалуются на частые поломки машины. Особенно это относится к турбированным двигателям. Здесь важно учитывать связь октанового числа и степень сжатия: к примеру, для АИ-92 этот показатель составляет 10-10,5, для АИ-95 – 10,5-12, для АИ-98 – 12-14, а для АИ-100 – более 14. Среди минусов «сотки» называются обязательная прочистка форсунок перед переходом на такое горючее и высокая цена – о ней чуть подробнее. Цены Росстат не разбивает цены на бензины АИ-98 и АИ-100: как убедился «ФедералПресс», стоимость топлив с высоким октановым числом в России чаще всего превышает 60 рублей за литр, порой даже существенно. Так, по данным Росстата, по состоянию на 29 мая 2023 года литр бензина марки АИ-92 по России в среднем стоил 47,65 рубля, АИ-95 – 51,96 рубл, а АИ-98 и выше – 62,25 рубля. На указанную дату в Центральном федеральном округе (ФО) цена АИ-92 равнялась в среднем 47,83 рубля за литр, АИ-95 – 52,77 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 62,76 рубля за литр. При этом самый дорогой премиальный бензин АИ-98 и выше продавался в Рязанской области – здесь он стоил 64,83 рубля за литр, а также в Москве и Тверской области – 63,7 рубля и 63,17 рубля соответственно. Самый дешевый бензин АИ-98 и выше в этом регионе можно было найти в Ивановской области – за 58,79 рубля за литр. В Северо-Западном ФО литр АИ-92 стоил в среднем 48,38 рубля, АИ-95 – 52,57 рубля, а АИ-98 и выше – 62,99 рубля. Здесь цены выше отметки в 63 рубля были зафиксированы сразу в нескольких регионах – Мурманской области (63,65 рубля за литр), Калининградской области (63,59 рубля за литр), Санкт-Петербурге (63,37 рубля за литр) и Ленинградской области (63,04 рубля за литр). Ниже, чем во всех других областях ФО, литр такого бензина стоил лишь в Вологодской области (59,36 рубля). Автомобилисты Южного ФО 29 мая могли купить литр АИ-92 за 48,59 рубля, АИ-95 – за 53,88 рубля, а АИ-98 и выше – за 62,43 рубля. В этом федеральном округе стоимость высокооктанового бензина была одной из самых высоких в России: в Севастополе его продавали за 68,83 рубля за литр, а в Крыму – 68,48 рубля за литр. В Республике Адыгея он стоил 64,09 рубля за литр. А вот наиболее дешевый АИ-98 и выше по региону был зафиксирован в Волгоградской области (60,15 рубля за литр). В Северо-Кавказском ФО средняя стоимость литра АИ-92 составляла 48,6 рубля, АИ-95 – 52,6 рубля, а АИ-98 и выше – 62,46 рубля. В регионе самый дорогой АИ-98 и выше продавали в Карачаево-Черкесской республике (64,09 рубля за литр), самый дешевый – в Республике Северная Осетия – Алания (59,81 рубля за литр). Приволжский ФО продемонстрировал сравнительно демократичные цены на топливо в конце мая: средняя стоимость АИ-92 составляла 46,8 рубля за литр, АИ-95 – 50,45 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 60,91 рубля за литр. В Кировской области АИ-98 и выше стоил дороже, чем в других областях федерального округа (62,16 рубля за литр), а в Башкирии и Оренбургской области – дешевле (59,44 рубля и 59,52 рубля за литр соответственно). В Уральском ФО водители покупали литр АИ-92 в среднем за 45,5 рубля, АИ-95 – 49,61 рубля, а АИ-98 и выше – 61,36 рубля. В Ямало-Ненецком автономном округе продавали самый дорогой АИ-98 и выше (62,83 рубля за литр), а в Курганской и Челябинской областях – самый дешевый по региону (60,22 рубля и 60,45 рубля за литр соответственно). Сибирский ФО на указанную дату отметился средней стоимостью АИ-92 в сумме 46,21 рубля за литр, АИ-95 – 49,43 рубля и АИ-98 и выше – 61,47 рубля за литр. Наиболее дорогой бензин с самым высоким октановым числом продавали в Республике Алтай (67 рублей за литр), наиболее дешевый – в Алтайском крае и Томской области (59,45 рубля и 59,59 рубля за литр соответственно). В Дальневосточном ФО АИ-92 в среднем стоил 51,42 рубля за литр, АИ-95 – 53,73 рубля за литр, а АИ-98 и выше – 61,82 рубля за литр. Самый дорогой бензин в России с высоким октановым числом 98 и выше был найден в Сахалинской области – его литр здесь стоил 73,45 рубля. В Еврейской автономной области продавали наиболее дешевый бензин АИ-98 и выше по региону – 58,36 рубля за литр. А вот на Чукотке такое топливо и вовсе не было обнаружено. Примечательно, что на заправках некоторых регионов АИ-98 не продавался, вместо него предлагали АИ-100. Ранее политолог предупредил о росте розничных цен на бензин в России. Мощность имеет значение Эксперты подсчитали, что покупка «сотки» может принести выгоду лишь обладателям машин с турбированными двигателями и мощностью свыше 300 лошадиных сил – здесь экономия оценивается до 50 рублей на 100 километров. Автомобили с двух- или трехлитровыми двигателями сэкономят не менее 25 рублей на 100 километров. А вот менее мощные машины вместо выгод получат одни расходы, учитывая дороговизну бензина. Конечно, премиальные карты брендов дадут определенные скидки при покупке бензина, но в целом он все равно остается дорогим в сравнении с другими популярными марками топлива. Продажа самого дорогого высокооктанового бензина на Дальнем Востоке во многом объясняется концентрацией здесь большого количества премиальных автомобилей с мощными двигателями – сказывается близость азиатских стран, из которых по-прежнему можно пригнать понравившиеся дорогие модели. Кроме того, в Приморском крае зафиксирована самая низкая в России налоговая ставка – 45 рублей за 1 лошадиную силу для мощных автомобилей со сроком эксплуатации 10 лет. Также больше всего мощных автомобилей можно встретить в Оренбургской области, Москве, Московской области. В целом же решение, покупать или нет инновационное топливо «100» (как и автомобили с турбированными двигателями), каждый автолюбитель принимает самостоятельно. В конце концов, нужно ориентироваться на собственные амбиции, предпочтения и, конечно, карман. Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press/http://globallookpress.com/

Премиальная «сотня»: стоит ли автомобилистам покупать АИ-100
© РИА "ФедералПресс"