В России растут продажи старых китайских машин. Что с ними не так?

Каждый второй продаваемый китайский автомобиль с пробегом уже достиг 10-летнего возраста. Учитывая низкое качество старых машин из Поднебесной, эксперты советуют покупать только "свежие" модели, однако их доля на вторичной рынке заметно сокращается.

В России растут продажи старых китайских машин. Что с ними не так?
© Российская Газета

Не в том возрасте

В то время как китайские автомобили заполоняют шоурумы российских дилеров, а их доля на рынке новых машин планомерно приближается к 50%, на "вторичке" их выбор по-прежнему невелик. По данным агентства "Автостат", за пять месяцев 2023 года россияне приобрели 42,5 тыс. подержанных автомобилей китайских марок, что составляет всего 2% от общего объема продаж.

Больше всего в отчетный период было реализовано автомобилей бренда Chery (12,7 тыс. шт.). На втором месте - Geely (8,8 тыс. шт.), а третью строчку занимает бренд Lifan (7,5 тыс. шт.). Замыкают пятерку лидеров кроссоверы и внедорожники марок Great Wall (4,9 тыс. шт.) и Haval (3,9 тыс. шт.).

Стоит отметить, что предложение "китайцев" на вторичном авторынке практически полностью повторяет структуру их парка в нашей стране. Так, больше всего подержанных машин из КНР покупается в возрасте 10 лет и старше - их доля за последний год увеличилась с 35% до 50%. Также выросла доля автомобилей в возрастном диапазоне от 3 до 6 лет: если за пять месяцев 2022 года она составляла 10%, то с января по май 2023-го достигла уже 18%. При этом доля машин до 3 лет снизилась с 34% до 18%, и этот тренд не остановится, что связано с увеличением сроков эксплуатации автомобилей.

По словам руководителя дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Дениса Решетникова, владельцы китайский автомобилей современного поколения не спешат продавать свежие, более технически оснащенные модели. Среди же объявлений о продаже китайских машин встречаются в основном автомобили старше 10 лет - например, Chery Tiggo 2007-2008 годов выпуска, Lifan X60 2012-2013 годов.

В свою очередь, директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко считает, что совсем старые модели из КНР всё же приобретать не стоит, так как качество этих машин было крайне низким, особенно это касается коррозионной стойкости кузова, да и в целом такие авто уже давно исчерпали свой ресурс.

Brilliance H230. Фото: youtube.com

"Также могут возникнуть проблемы с некоторыми запчастями, поскольку каталогов запчастей на снятые с производства модели не существует и подобрать по VIN-коду необходимую запчасть не удастся. Поэтому рекомендуем покупать максимально свежий автомобиль в возрасте не более 2-3 лет, желательно на гарантии и от одного владельца. Это лучший способ познакомиться с данными машинами без особых проблем", - советует эксперт.

Вопрос доверия

Между тем, большинство российских автомобилистов даже новой машине из Китая предпочтут проверенный европейский автомобиль с пробегом при равной стоимости. Как показал недавний опрос сервиса проверки и подбора автомобилей с пробегом "Автокод", такого мнения придерживаются 67% водителей в нашей стране.

FAW Oley. Фото: youtube.com

Примечательно, что за китайские новинки голосовали в основном люди молодого поколения в возрасте от 18 до 30 лет. Более возрастные автомобилисты предпочитают не рисковать и готовы взять во владение автомобили популярных европейских и немецких марок в возрасте 3-6 лет, с пробегом до 100 тыс. км, без ДТП и с одним-двумя владельцами.

Как говорит профессиональный автоподборщик и эксперт сервиса "Автокод" Игорь Шагапов, конечно, встречаются люди, которые принципиально выбирают новый автомобиль, а не подержанный, но пока таких людей меньшинство. Те, кто ездил на японских и европейских машинах, будут продолжать выбирать аналогичные автомобили - подержанные, но в хорошем состоянии и комплектации.

"Скорее всего, лет через десять отечественный потребитель привыкнет к китайскому автопрому, как в "нулевых" мы привыкли к корейскому, и перестанет его опасаться. Но пока, если у человека стоит выбор за равную сумму купить нового "китайца", "Москвич" или трехлетнего "европейца", выбор остается за последним", - констатирует эксперт.

По мнению Дениса Еременко, качество китайских машин улучшилось, но назвать их надежными и рекомендовать к покупке еще рано - лучше рассмотреть продукцию более известных брендов. Главными недостатками китайских автомобилей до сих пор остается качество сборки, качество материалов, качество окраски кузова, безопасность данных машин, а также задранные ценники. К сожалению, китайским производителям еще учиться и учиться делать действительно хорошие автомобили.