Войти в почту

Бензин: АИ-92 и АИ-95 совсем совесть потеряли

Единственное, что мы можем, направить «соответствующую информацию» в Федеральную антимонопольную службу, а в остальном вопрос цен на бензин – дело владельцев АЗС. Это заявление губернатора Севастополя Михаила Развожаева, прозвучавшее в понедельник. Хотя накануне он лично грозил прокурорским расследованием дельцам, взвинтившим цены после эскалации украинских атак.

Бензин: АИ-92 и АИ-95 совсем совесть потеряли
© Свободная пресса

Полуостров резко остался без топлива, когда на рассвете 17 июля группа надводных дронов ударила по автодорожной части Крымского моста. Погибли люди, движение остановилось. Той же ночью Черноморский флот, системы противовоздушной обороны и подразделения радиоэлектронной борьбы отразили массированную атаку беспилотников в районе Севастопольской бухты, Балаклавы, мысов Херсонес и Манганари. Пара надводных безэкипажных катеров была уничтожена на внешнем рейде.

Прошли сутки, и вновь бешено заработала севастопольская ПВО. Громкие разрывы начались около двух часа ночи. Осколки падали на набережные и крыши домов. Грохотало в самых разных районах, город не спал до четырех утра. А уже к началу рабочего дня выяснилось, что целый ряд севастопольских АЗС стоит без бензина. Остался только дизель.

«Проблема присутствует. Скорее всего, возникший внезапно ажиотаж населения, который появился на почве повреждения моста», — пояснял журналистам председатель Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков.

По словам г-на Рыкова, «скупили бензин приезжие, внезапно решившие уехать из Крыма», и местные, на всякий случай залившие полные баки. Что по меньшей мере странно, ведь еще на минувшей неделе городское правительство заверяло, мол, создан месячный запас горючего. Плюс в достатке продовольствия, лекарств и других жизненно важных товаров.

«Консервы мясные – на 79 дней, консервы рыбные – 89 дней, масло растительное – 35 дней, сахар на 21 день», - докладывала директор департамента сельского хозяйства и потребительского ранка Наталия Скорюкова. Типа это успокоит горожан. Власти твердили, никакого ажиотажа случиться не должно. Тем более, курортный сезон практически провален, а потому расходовать харчи и топливо на туристов уже не придется.

Гладко было на бумаге. Последние дни 92-й и 95-й бензин здесь продавали с ограничениями или его не было вообще. «Начала поступать информация об отпуске на заправках марки АИ-92 только по талонам», – признал министр транспорта РК Николай Лукашенко.

За сутки 21 июля на Крымский полуостров удалось доставить 60 железнодорожных цистерн с бензином. Говорят, сработали большие десантные корабли ЧФ. Ограничения на продажу сняты, однако цены одним махом подскочили на три рубля/литр.

Для сравнения, к началу июля 92-й в Крыму стоил около полтинника. После нападения на мост и серии ракетных ударов по объектам региона ценник АИ-92 вырос до 53,29 - 53,99 руб.

Тревожное утро 24 июля, британские Storm Shadow поразили очередной артиллерийский склад под Джанкоем. Вновь остановились практически все крымские поезда. Так вот, к 11.00 нынешнего понедельника самые дешевые АЗС Симферополя, Керчи и Бахчисарая продавали тот же 92-й уже за рекордные 54,50.

Сегодня цифры на заправках меняются буквально на глазах. Ценовой скачок по АИ-95 еще круче. Меньше шестидесяти рэ не найти. Люди реально не понимают, что творится: «В Питере бенз на пять рублей дешевле, чем у нас! Когда они нажрутся, барыги эти ненасытные...»

Ситуация тем более странная, если учесть, что совсем недавно председатель республиканского Совета министров Юрий Гоцанюк прямо и однозначно объявил - полуостров полностью обеспечен горюче-смазочными материалами. В том числе речь о ГСМ, которые поставляются с материка. Чиновник уверял, у всех сетей АЗС накоплены достаточные объемы АИ-95 и АИ-92: «Топливная ситуация в регионе стабильная и находится под контролем правительства. Все жители республики могут быть спокойны, стратегических запасов в Крыму более чем достаточно».

Многие вспоминают громкий спич Сергея Аксенова, прозвучавший 27 июня, когда здешние цены были лишь на 2,5 рубля выше по сравнению с материком.

- Республиканские органы прорабатывают инструмент по аналогии с закупкой природного газа, который позволит приобретать бензин и дизель не на бирже, а напрямую. Меры временные, но они позволят снизить цены в среднем на 1,5 рубля в ближайшей перспективе. При этом поставщики не изменятся, то есть на качестве продукта предложенная схема никак не скажется, - уверял глава Крыма.

Тогда Аксенов специально уточнял, что в целом дефицит топлива не угрожает «даже в случае логистических изменений» – существуют альтернативные технические возможности поставок. Ну а если что, решим на федеральном уровне.

Прошел без малого месяц. Достаточный срок для хоть каких-то изменений. И они произошли, причем откровенно в худшую сторону. Вновь выплыли на свет талоны или топливные карты. День за днем некоторые АЗС вообще отказывали в заправке. Из предложений зачастую был один ДТ.

Можно долго перечислять возможные причины нежданного июльского кризиса. Есть один непреложный факт – на макушке нынешнего лета крымский бензиновый ценник чуть ли не одним махом вырос на десятку. Как говорится, кому война, кому мать родна. Главное, перепуганные крымчане готовы платить любые деньги, лишь бы залить бак и старые канистры, срочно вытащенные из гаражей.