Что такое утилизационный сбор: кто его оплачивает и как он влияет на стоимость автомобиля с 1 августа 2023 года
ЧТО ТАКОЕ УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР
Утилизационный сбор в России - это налог, который производители и импортеры обязаны уплачивать за каждое произведенное или ввезенное на территорию Российской Федерации транспортное средство. Это делается в целях обеспечения последующей утилизации этого транспортного средства
после окончания его срока службы.
Утилизационный сбор был введен в России в 2012 году при вступлении в ВТО. Он распространяется на легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы и другие виды транспортных средств.
Сумма утилизационного сбора зависит от массы и возраста транспортного средства, а также от того, произведено оно в России или импортировано.
Средства, собранные в виде утилизационного сбора, направляются на финансирование мероприятий по утилизации транспортных средств и обеспечению экологической безопасности.
КТО ПЛАТИТ
Платить утилизационный сбор должны:
- производители – за транспортные средства, которые изготовили в РФ;
- импортеры – за транспортные средства, которые ввезли в РФ;
- покупатели, как компании (юрлица), так и физлица, – за транспортные средства, по которым не уплачен утилизационный сбор.
То есть если транспортное средство купили у тех, кто:
- освобожден от уплаты утилизационного сбора;
- должен был заплатить утилизационный сбор, но не сделал этого.
Утилизационный сбор по каждому объекту платят только один раз. Если производитель, импортер или первый владелец единожды уже перечислил сбор, то последующие владельцы транспортного средства больше его не платят.
ЗА КАКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Утилизационный сбор платят по тем транспортным средствам, которые указаны в:
- перечне самоходных машин, утвержденном постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81;
- перечне колесных транспортных средств, утвержденном постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291.
Если приобретаемого автомобиля в этих перечнях нет, то утилизационный сбор компании и физлица не платят.
КТО МОЖЕТ НЕ ПЛАТИТЬ
Существует ряд случаев, в которых утилизационные сборы не оплачиваются.
- Временный ввоз машины в страну без постановки на учет.
- Ввоз автомобиля, который принадлежит беженцам или вынужденным переселенцам.
- Ввоз автомобиля, который принадлежит дипломатической миссии другой страны.
- Если автомобилю более 30 лет с момента сборки.
ИЗМЕНЕНИЯ С 1 АВГУСТА 2023 ГОДА
С 1 августа в России начала действовать новая таблица утилизационных сборов. И они существенно выросли: в некоторых случаях даже в сотни раз.
Частный ввоз по сниженным ставкам теперь возможен лишь для личного пользования.
И главное - отныне, приобретая импортированную машину, нужно внимательно проверять документы, потому что доплатить разницу утилизационного сбора предложат не продавцу (перекупщику), а покупателю.
И ещё - в новой трактовке постановлении правительства ставка для физлиц приравнивается к принятой для компаний, если автомобиль перерегистрируют менее чем через год после таможенной очистки. Проще говоря, если человек декларирует ввоз машины для частного пользования, она должна быть зарегистрирована на его имя не менее года.
РАЗМЕРЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА С ПРИМЕРАМИ
Для простых легковых автомобилей, в салоне которых не более 8 мест, базовая ставка составляет 20 000 рублей.
Для всех остальных категорий базовая ставка намного выше – 150 000.
Дальше идут коэффициенты для разных объемов двигателя и возраста транспортного средства.
Машины младше трех лет обходятся гораздо дешевле. Для примера – за легковой автомобиль с объемом двигателя 2,5 литра возрастом до трех лет попросят 844 000 рублей, а старше трех лет - уже 1 279 000 рублей.
И чем больше объем двигателя, тем выше стоимость сбора. Для машин с двигателями более 3,5 литров и возрастом более трех лет стоимость составляет 1 623 800 рублей.
Но если вы ввозите автомобиль для себя, как физическое лицо, коэффициент снижается до 0,17 от базовой ставки, и налог составит всего 3400 рублей на автомобили до 3 лет, и 5200 рублей - при возрасте более 3 лет.
Правда, эта норма действует для автомобилей с объемом двигателя не более 3 литров. Если объем превышает указанный лимит, придется заплатить по полной ставке, которая может достигать 1 623 800 рублей.
Такая покупка, конечно, выгодной уже не является. Собственно, выглядит эта мера, как простая заградительная пошлина, чтобы машины с такими объемами завозились как можно меньше. Также таможня имеет право проверить, действительно ли вы завезли машину для себя, а не для коммерции и последующей перепродажи. Таможня может потребовать документ, подтверждающий ваше право на владение (договор купли-продажи), а также ПТС после регистрационных действий.
Само собой, собственником в новом ПТС должен быть тот же человек, который купил и привез себе автомобиль. Попытки оправдаться и рассказать, что это просто подарок для супруги, могут привести к пересмотру и повышению коэффициента до коммерческого уровня.
За грузовые автомобили платежи намного больше – они исчисляются миллионами рублей, кроме самых маленьких грузовичков. Классический самосвал с грузоподъемностью от 12 до 20 тонн обойдется в 2 миллиона 950 тысяч рублей, если он старше трех лет. Если младше, то в 844 500 рублей. Как и с легковыми машинами, выгоднее привозить те, которые моложе трех лет.
КАК ОПЛАТИТЬ
Если вы не юридическое лицо, которое провозит машины сотнями, а обычный «частник», то срок оплаты не установлен. Но это необходимо сделать до постановки транспортного средства на учет и получения ПТС.
Крупные импортеры платят сбор на таможне.
Российские же производители и частные лица - в свои ИФНС по реквизитам, указанным на сайте налоговой.