Укушенный «Коброй»: 30 лет Lincoln Mark VIII
К началу девяностых подразделения концерна Ford выступили с новой, весьма привлекательной корпоративной стилистикой. По моему субъективному мнению, лучше обстояли дела разве что в Chrysler. Фордовцы, надо отдать им должное, тоже были в ударе. Взять, к примеру, полноразмерные седаны Ford Crown Victoria/Mercury Grand Marquis/Lincoln Town Car тех лет. Классика на все времена! Впрочем, есть как минимум один автомобиль, насчет которого в рядах поклонников нет единого мнения. Это огромная роскошная «яхта» Lincoln Mark VIII. И дело тут не только в дизайне.
На одной из стародавних выставок «Автоэкзотика» на нашем американоводческом стенде произошла дежурная и дружеская, но показательная дискуссия. Наверняка вы найдете множество подобных холиваров на тематических форумах, но в данном случае мне довелось присутствовать при жарком споре, поэтому перескажу его суть. Она следующая: «Mark VIII — уже не то. Зализанный, с излишне усложненной конструкцией. То ли дело его харизматичный предок с обозначением «VII». Вот он как раз «то самое» и верно трактует теорию настоящего американского автомобиля». Дитя аэродинамической декады и впрямь кардинально разнится со всеми прочими Continental Mark Series. Он бунтарь в семье, который словно презрел традиции и не пытается ни подражать предкам, ни даже цитировать их.
Претензии адептов культа в какой-то степени можно понять, хотя лично я ретроградские стенания давно не разделяю. Очевидно, вся загвоздка в утрате консервативного флера и отсутствии нарочито парадного шика с массивными «статичными» формами и обилием хрома. Это особенно заметно в контексте истории Continental Mark Series. Пересказывать ее досконально от начала и до конца не станем, а лишь вспомним несколько ключевых моментов.
100 фактов о Lincoln к столетнему юбилею
iPhone на колесах: смарт-кроссовер Lincoln Aviator
Слишком роскошный: Lincoln Sentinel
Имя Continental впервые появилось в сороковые годы — так величали статусные купе и кабриолеты с 4,8-литровым Lincoln-Zephyr V12. В 1956-м, после восьмилетнего отсутствия «Конти» вернулся, но на сей раз в чине флагманского и недолго существовавшего суббренда. Эксперимент начался с двухдверного хардтопа Mark II в пику Rolls-Royce Silver Cloud и Bentley Continental. Баснословно дорогой (цена нового — около 10 тысяч долларов, свыше 100 тысяч по нынешнему курсу), строгий, длиной свыше 5,5 метра и с V-образной «восьмеркой» объемом 6,0 л, он установил высокие стандарты для своих потомков.
До конца десятилетия дивизион представил еще три грандиозных поколения, в том числе четырехдверные линкоры. Но поражают воображение именно купе. Насколько нам известно, купе серии III 1958 года оставалось самым длинным серийным автомобилем с несущим кузовом (5817 мм!) вплоть появления в 2002 году Maybach 62 (6165 мм!). Современный длиннобазный Cadillac Escalade ESV — и тот на 5 сантиметров короче, хотя он вовсе не двухдверное купе, да и кузов у него не несущий, а стоит на раме.
Что касается продолжения истории Continental Mark Series под крылом Lincoln, то отсчет ведется с «Марк III» 1969 года. Это настоящее персональное купе нескромной длиной под 5,5 метра. Под напоминающим вертолетную площадку бескрайним капотом находится 7,5-литровый V8.
В восьмидесятые наметилась тенденция даунсайзинга, ярко проявившаяся в Mark VII. Кстати, вскоре после запуска из названия убрали слово «Continental», тем самым исключив путаницу с с одноименным седаном. Дизайнерам и конструкторам тогда пришлось «проскользнуть между каплями дождя» — с одной стороны сделать машину плюс-минус приемлемых размеров (по-настоящему гигантские «баржи» к тому времени вымерли как динозавры) с пафосной внешностью и большим двигателем. Всё это не шло в сравнение с прежним праздником жизни, но компания определенно выжала максимум возможного из того, что имелось под рукой.
Mark VII построен на шасси Fox — оно же у Mustang третьей итерации, двухдверных Ford Thunderbird и Mercury Cougar. Мотор — нижневальный всефордовский V8 объемом 4,9 литра. Подвеска пневматическая. Кроме того, исполнение LSC (Luxury Sports Coupe) первым среди американской продукции заполучило четырехканальную антиблокировочную систему тормозов. Вроде бы «золотое сечение» найдено. Тогда почему «Марк VIII» так сильно отличается?
Вероятно, это немного успокоит ненавистников, но Mark VIII на ранней стадии был гораздо радикальнее серийного образца. Отмотаем события на первую половину восьмидесятых. Ford Motor Company приступил к работе над заднеприводной платформой MN12 для новых Thunderbird/Cougar и планировал ее премиальную версию FN10 для «Линкольна». Прогрессивный инжиниринг фордовцы хотели обернуть в достаточно консервативную оболочку, но проанализировали тенденции, разузнали о предстоящих проектах конкурентов и решили отказаться от эволюционного подхода. Поэтому путь на конвейер оказался сравнительно длинным и не очень простым.
Перед художником Кю Кимом поставили довольно непростую задачу. Результатом его творческих поисков и мук стал Stretch I, который с точки зрения общего образа и детализации (боковины без «визуального шума», тонкие задние стойки, отсутствие хрома) разрывал связи с прошлыми Continental Mark Series. В декабре 1988-го боссы компании увидели макет и сильно расстроились. Не таким они представляли себе Mark VIII. К тому моменту Ford Thunderbird и Mercury Cougar уже были готовы, а Lincoln накрепко увяз. На следующий год закипела работа над ошибками: Stretch I превратился в Stretch II с серийными чертами. Предстояли доводочные мероприятия, поэтому презентацию пришлось перенести на более поздний срок.
Чтобы немного разогреть публику, премиум-бренд привез на Чикагскую выставку 1989 шоу-кар Machete — своего рода мимолетный смелый взгляд на перспективную модель. Ее футуризм соответствовал духу восьмидесятых и отправлял зрителей в неизведанные закоулки будущего. Минимальное количество декора, переходящая в боковые подштамповки узкая оптика и «аквариум» кабины уподобляли самобытный концепт космическому летательному аппарату. Кстати, передняя часть Machete ничего не напоминает? Она будто срисована с маски-шлема «Хищника»!
В салоне отсутствовал даже прозрачный намек на классическое для той поры оформление в фирменном линкольновском ключе с массивной передней панелью. Торпедо — это минималистичный футуристический «кокон» с развернутой к водителю центральной консолью и множеством экранов.
Пока инженеры и испытатели учили прототипы хорошим манерам, художники делали всё от себя зависящее, чтобы потенциальные покупатели не забыли о готовящемся событии. На Детройтском мотор-шоу 1992 года дебютировал кабриолет Marque X сочного оранжевого цвета, который тянул на полноценное превью Mark VIII. Зауженная передняя часть и задняя с фейковой подштамповкой на багажнике под запасное колесо, обтекаемые формы и развернутая к водителю центральная консоль стали запоминающимися атрибутами купе.
Того самого купе, которого уже заждались.
Производство должно было начаться в апреле 1992 года, а запуск планировали на июнь. Но и эти сроки пришлось сдвигать. В итоге сборка стартовала в октябре, а публичный показ Mark VIII в статусе новинки 1993 модельного года состоялся 18 ноября.
Lincoln смотрелся сногсшибательно и нисколько не терялся на фоне таких самобытных «дизайнерских» машин, как Chrysler LHS и Oldsmobile Aurora. Технически он также сделал значительный шаг вперед. На смену старому и любимому поклонниками олдскула нижневальному агрегату с умеренной степенью форсировки пришел передовой алюминиевый V8 объемом 4,6 литра с 32-клапанным газораспределительным механизмом и в паре с электронноуправляемым четырехступенчатым «автоматом» 4R70W. Суть — продвинутый член семейства Modular с отдачей 284 л.с. при 5500 об/мин и 386 Нм при 4500 об/мин. К слову, в 1996 году этот мотор в форсированной до 309 л.с. спецификации подселили на Ford Mustang SVT Cobra. Привод задний, так что владелец «Марка» мог свысока посматривать на конкурирующий Cadillac Eldorado с поперечно установленным восьмицилиндровым Northstar аналогичного объема.
Размеры тоже давали повод для определенной гордости и буквально возвращали к истокам: длина — от 5255 мм, ширина — от 1895 мм.
Главное принципиальное новшество в шасси — полностью независимая подвеска (у Mark VII сзади неразрезной мост) с пневматическими упругими элементами и способностью изменять дорожный просвет автоматически в зависимости от скорости.
В 1995 году слегка перенастроенный двигатель выдавал 294 л.с. и 400 Нм. В модификации LSC с более «агрессивным» главным передаточным отношением 3,27:1 громадный «Линкольн» массой около 1,7 тонны ускоряется до 97 км/ч (60 миль/ч) за вполне достаточные 7,5 секунды. Слишком долго? Вряд ли он задумывался дрэг-рейсером. Всё-таки перед нами роскошное джентльменское купе. А джентльмен, как пел Стинг, «will walk but never run».
Следующий апдейт датируется 1997 модельным годом. Из невидимого глазу – обновления подвески и рулевого управления. Позже усилили автоматическую коробку передач и включили противобуксовочную систему в список стандартного оснащения. Внешние метаморфозы неожиданные. Есть мнение, что большие раскосые фары аристократичному Lincoln не к лицу, зато в них встроены ксеноновые лампы. А задний фонарь устраивает настоящее шоу в темноте — он неоновый! В салоне сохранилась идея кокпита, но центральная консоль осовременена. Дверные панели тоже отличаются.
Испытатели журнала Motor Trend пели дифирамбы огламуренному Mark VIII и отмечали его совершенство в сравнении с дорестайлинговым. Охотно верим! «Погоняв новый Lincoln по крутой извилистой дороге на испытательном полигоне Ford в Дирборне, штат Мичиган, мы быстро пришли к выводу, что переработанный рулевой механизм обеспечивает гораздо более высокий уровень взаимопонимания. Исчезла избыточная легкость и «пустота» в околонулевой зоне. На команды водителя автомобиль откликается приятнее и быстрее». Опробовав «Марк» на неровных бетонных дорогах Детройта, наши коллеги оценили значительное улучшение плавности хода.
История последнего купе Lincoln завершилась летом 1998 года. К слову, Cadillac Eldorado сошел со сцены в 2002-м. За шесть лет выпущено 122 060 штук. Интересно, сколько из них «безвозвратно утрачены»?.. Раньше Mark VIII встречались на российских дорогах, но только не теперь, когда американская автомобильная культура девяностых представлена редкими экземплярами и поддерживается усилиями немногочисленных энтузиастов. Да и имя «Марк» нынче ассоциируется с легендарной и культовой Toyota Mark II. Хотя, диковинное купе еще можно купить при определенном уровне фанатизма и, если хотите, здорового безумия. После многолетнего владения Oldsmobile Aurora я и сам порой с вожделением посматриваю на потрепанные жизнью «Линкольны». Верно говорят, старые харизматичные машины из США — это хроническая болезнь с регулярными рецидивами. /m
Забытые концепты: Lincoln Quicksilver
Великая ошибка или непризнанный гений: история Cadillac Cimarron