Aston Martin празднует 110-летие

Aston Martin празднует 110-летие
© Motor.ru

За время своего существования фирма успела бесчисленное количество раз сменить владельцев, выиграть большое количество гонок и потерпеть не меньше неудач, прославиться автомобилями-иконами и провалиться с машинами-неудачниками. В этом году марке исполняется 110 лет, и по этому поводу мы публикуем архивный материал Влада Клепача о главных вехах истории Aston Martin, не забыв провести и ревизию новейших достижений.

Видео дня

Каждый автомобиль благородной британской марки заслуживает отдельного рассказа, но мы постарались выделить главное — и решили рассказать о машинах и людях, от которых в разное время зависела судьба Aston Martin.

Компания Aston Martin была основана на базе фирмы Bamford & Martin Lтина и Роберта Бэмфорда, которая специализировалась на продажах автомобилей Singer, а также на обслуживании машин GWK и Calthorpe.

Мартин, помимо прочего, любил погонять на своем личном Singer 10 — он постоянно модифицировал его и в какой-то момент дорос до идеи выпуска собственных автомобилей. Первая машина под именем Coal Scuttle (еще под маркой Bamford & Martin) появилась в 1913 году. В ее основе лежало шасси Isotta Fraschini, а двигатель представлял собой доработанный полуторалитровый Covenrty-Simplex мощностью 70 лошадиных сил.

87,6 секунды — рекорд подъема на холм Aston Hill, установленный в 1904 году на 1200-метровой конфигурации трассы

С этой машиной Мартин довольно успешно выступал в соревнованиях по подъему на холм возле местечка Астон Хилтон, обгоняя автомобили Bentley. Отсюда у Лайонела и появилась идея называть собственные машины именем Aston Martin. Одноименная компания была основана в 1913 году. К сожалению, первая мировая война помешала наладить производство, и серийные «Астоны» появились лишь в 1923 году.

ид Браун был владельцем инжиниринговой компании David Brown Engineering Limited, которая специализировалась на изготовлении шестерен и трансмиссий. Основанная в 1860 году, к 1921 году фирма стала крупнейшим производителем червячных передач в мире. Кроме того, у нее были совместные предприятия, выпускавшие тракторы, трансмиссии для танков, приводы для оружейных систем и даже двигатели для военных кораблей.

Лошади и самолеты

Дэвид Браун был не только хорошим бизнесменом — он увлекался скачками, гонками на автомобилях и мотоциклах, и даже пилотировал самолет

После войны, в 1947 году Браун приобрел бедствующую компанию Aston Martin за достаточно скромную сумму в двадцать с половиной тысяч фунтов. А сразу после этого и фирму Lagonda, за 52 с половиной тысячи. Компании тут же были объединены, и для Aston Martin наступил золотой век.

Именно под крышей компании David Brown Engineering фирма Aston Martin начала выпускать свои легендарные автомобили серии DB (названные так в честь нового владельца), роскошные седаны Lagonda, которые конкурировали с Bels-Royce, и стала по-настоящему успешной в автоспорте. «Эра Брауна» длилась до 1972 года — к тому моменту финансовые дела автомобильной компании стали кошмарными, объем выпуска сократился до нескольких десятков машин в год, и Дэвиду Брауну не оставалось ничего, кроме как продать Aston Martin. За символические 100 фунтов стерлингов. Следующие 15 лет британская марка переходила из руки в руки, пока не была прионом Ford.

В 2007 году дела концерна Ford, тогдашнего владельца Aston Martin, шли из рук вон плохо. «Голубой овал» не мог тянуть за собой целую охапку дочерних брендов, и потому решил избавиться от части убыточных активов. Тут подоспел Дэвид Ричардс, владелец легендарной инжиниринговой компании Prodrive.

Мистер Спорт

Дэвид Ричардс — фигура, известная не только в автобизнесе. В разное время он руководил командами Формулы-1 BAR и Benetton, а также строил гоночные машины для кольцевых гонок и раллийные болиды для заводских коллв Subaru и MINI

С помощью одного американского и двух кувейтских инвесторов (своих денег компания не платила) Prodrive выкупила существенную долю акций «Астона» — концерну Ford осталась лишь небольшая часть акций и обязательство продолжать выпускать двигатели для Aston Martin на своем заводе в Кельне. Сама компания была основательно реструктурирована: в частности, в 2008 году под увольнение попала почти треть персонала.

Сразу же после сделки «Астон» с Ричардсом во главе начал активную экспансию на новые рынки — в Китай и на Ближний Восток. Активно Aston Martin занялся и автоспортом, успев поучаствовать в Ле-Мане. В итоге компания вышла на уровень четырех тысяч автомобилей в год, что для производителя дорогих спорткаров было весьма приличным показателем.

Киногерой Флеминга любил автомобили Aston Martin, и во-многом именно он сделал их по-настоящему известными за пределами Великобритании. Его первым «Астоном» было купе DB5 в картине «Голдфингер» — и оно стало самой знаменитой его машиной. Позже DB5 также сыграл в шести эпизодах бондианы: «Золотой глаз», «Завтра не умрет никогда», «Казино Рояль», «Координаты Скайфолл», «Спектр» и «Не время умирать».

Не только «Астон»

В трех книгах Яна Фймс Бонд ездит на автомобилях еще одной легендарной британской марки — Bentley

rtin DB5, в разные годы Бонд водил классический DBS («На службе Её Величества»), V8 Vantage Volante («Искры из глаз»), V12 Vanquish («Умри, но не сейчас»), а также DBS V12 («Казино Рояль», «Квант милосердия»). А оригинальный «шпионский» DB5 из картины «Голдфингер» со всеми его высокотехнологичными причиндалами был продан в 2010 году за 4,6 миллиона долларов.

А теперь автомобили

Триумфальный: Aston Martin DBR1/2

Прототипы Aston Martin принимали участие в Ле-Мане на протяжении почти четверти века, однако побеждали в «абсолюте» всего один раз — в 1959 году. Триумфатором стал спидстер DBR1/2 с рядным шестицилидровым мотором и пятиступенчатой механической коробкой передач производства David Brown Engineering Limited. При рабочем объеме в три литра двигатель развивал 254 лошадиных силы, а снаряженная масса автомобиля составляла всего 800 килограммов.

В том году Aston Martin DBR1/2, пилотируемый Роем Сальвадори и лично Кэрроллом Шелби, смог Ferrari. Вторым финишировал еще один Aston Martin — DBR1/4, с отставанием в 25 кругов. В 2012 году Астон-триумфатор был выставлен на продажу — его купили за 32 миллиона долларов!

По замыслу тогдашнего владельца «Астона», фирмы David Brown, под именем Aston Martin Lagonda должны были выпускаться роскошные скоростные седаны. Первая Lagonda «Эры Брауна» была выпущена в 1974 году и представляла собой... четырехдверную версrtin DBS. Таких машин собрали всего семь штук. Однако вскорости компания представила огромный футуристичный седан Lagonda Series 2 — один из самых необычных и самых ненадежных «Астонов» в истории марки.

Автомобиль имел потрясающий дизайн с поднимающимися фарами и невероятно технологичный интерьер. Говорят, что разработка электроники для Lagonda Series 2 обошлась в четыре раза дороже, чем создание всех остальных узлов машины! Приборная панель, дисплеи, органы управления — всё, что инженеры смогли сделать электронным, они сделали электронным.

Но в этом и была проблема: такая передовая электроника в 1976 году была жутко дорогой и ненадежной, а в сочетании с английским качеством сборки она стала настоящим ночным кошмаром владельцев.

Не стала Lagonda и особенно быстрой. Двигатель V8 объемом 5,3 литра развивал внушительные 284 лошадиные силы, но из-за древнего трехдиапазонного «авChrysler Torqueflite динамику нельзя было назвать выдающейся – для разгона до сотни «Лагонде» требовалось 8,8 секунды. Тем не менее, Lagonda не стала полным провалом: за 14 лет производства было продано 645 автомобилей, которые стоили дороже, чем FeMaserati, лишь немногим уступая по цене роскошным Bentley и Rolls-Royce. К идее роскошного седана под названием Lagonda марка вернется лишь в 2014 году.

Красивый: Aston Martin DB5

Кузов Aston Martin DB5 разрабатывали итальянцы из некогда знаменитого туринского ателье Carrozzeria Touring Superleggera. Неудивительно, что он получился таким красивым! И понятно, почему именно DB5 стал первым и одним из самых запоминающихся автомобилей Джеймса Бонда.

При этом Aston Martin DB5 не был чистым спорткаром: скорее, это было очень «оспортивленное» купе класса люкс. Под его капотом располагался четырехлитровый рядный шестицилиндровый двигатель, развивавший 286 лошадиных сил — с таким мотором и механической коробкой передач четырехместный автомобиль мог разгоняться до 233 километров в час. Позже была выпущена модификация DB5 Vantage с более мощным 315-сильным мотором.

`а каких машина Коннери на экране и в жизни

В 80-х годах Aston Martin находился в плачевном состоянии: из-за низкого качества автомобилей продажи ощутимо просели, а бюджета на разработку и модернизацию производства у компании фактически не было. Именно в это время появился один из самых неудачных автомобилей марки за всю ее историю — Virage.

Конструктивно Aston Martin Virage во многом был схож с седаном Lagonda образца 1976 года: он оснащался древним V8, форсированным до 335 сил, задней подвеской де Дион и прочими пережитками прошлого. Virage довольно бодро разгонялся (за 6,5 секунды до сотни), но вот с управляемостью у него были большие проблемы.

Как и с дизайном: фары Aston Martin позаимстAudi 200, а задние фонScirocco, в результате чего пострадала и элегантность, и узнаваемость. Но главной бедой было качество и ремонтопригодность. Virage стоил фантастические по тем временам деньги — около 220 тысяч долларов — однако уже двух- и трехлетние экземпляры с минимальным пробегом продавались за жалкие 35–50 тысяч.

Поздние модификации Virage, впрочем, стали ощутимо лучше: можно было заказать 500-сильный двигатель V8 6.3, шестиступенчатую механическую коробку ZF вместо крайслеровского «автомата», модифицированную подвеску и эффективные тормоза с дисками диаметром 362 миллиметра.

К началу 90-х Aston Martin был скорее мертв, чем жив. Спасительным для фирмы стал первый по-настоящему современный автомобиль DB7. Он был создан уже при участии нового владельца, компании Ford. Он классно ехал и сексуально выглядел. Он был современным и, по меркам Aston Martin, очень надежным.

Кроме того, базовая версия с рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,2 литра и механическим наддувом (340 лошадиных сил, 489 Нм) стоила вполне вменяемых денег. Помимо неё была доступна модификация с 420-сильным V12 объемом 5,9 литра, а также масса спецверсий: GT, GTA, Vantage…

Результат не заставил себя ждать. Уже в 1995 году компания продала рекордные для себя 700 автомобилей. А всего за 10 лет было сделано около семи тысяч DB7, пока на смену ему не пришел еще более успешный DB9.

д Ягуара: 30 лет Aston Martin DB7

Страшный: Aston Martin Lagonda Concept

Несколько лет назад Aston Martin не смог остаться в стороне от повальной моды на выпуск эксклюзивных седанов и кроссоверов. Сперва он представил четырехдверное псевдокупе Rapide, а затем заявил о планах возрождения бренда Lagonda. И выставил на автосалоне в Женеве концептуальный кроссовер под этой маркой. Огромный внедорожный седан (!) получился жирным и уродливым, но был преподнесен, как люкс-автомобиль будущего. Но кому хочется дожить до такого будущего?!

Кстати, седан Rapide на рынке тоже провалился: спрос на него был почти вдвое ниже запланированных двух тысяч машин в год, и производство пришлось перенести из Австрии обратно в Великобританию.

Планы по производству новой «Лагонды»-кроссовера у компании по-прежнему оставались: серийную машину ожидали в 2016 году. Ходили даже слухи, что она будет построена нdes-Benz GL и оснащена шестилитровым V12. Как видно из сегодняшнего дня, Aston Martin DBX пошел совсем по другому пути. И так даже лучше.

Противорn Cygnet

Нет, они не сошли с ума! Aston Martin Cygnet, созданный из банального хoyota iQ, — это не попытка выпускать под знаменитым брендом абсолютно всё, от мотороллеров до зубных щеток. Cygnet — это образец английского юмора и плевок в лицо экологам.

Оснащенный скромным бензиновым мотором объемом 1,33 литра (98 лошадиных сил) Cygnet был нужен марке Aston Martin по одной-единственной причине: чтобы средний выброс CO2 по модельному ряду укладывался в определенные нормы, которые начали действовать в Европе с 2012 года и в США с 2013 года.

Поскольку модельный ряд Aston Martin состоит исключительно из мощных автомобилей (на тот момент выбросы CO2 у модели V8 Vantage, например, составляли 328 г/км, а у Vanquish — 335 г/км), то наличие в нем Cygnet с его жалкими 110 г/км существенно уменьшало «среднюю температуру по больнице» — ведь при расчете среднего показателя по выбросам объем выпуска каждой модели в расчет не принимается!

И не важно, что Cygnet, который «Тойоты» в два с лишним раза, никто не покупает. Если благодаря ему пока еще существует марка Aston Martin, то пусть он будет!

Концептуальный: Aston Martin Bulldog

Несмотря на то, что Aston Martin Bulldog был создан в одном-единственном экземпляре, называть его концептом неверно: изначально этот суперкар планировали выпустить ограниченным тиражом в 25 машин — просто не получилось. А эксклюзивный Bulldog был сертифицирован для дорог общего пользования и ездил по ним! И даже был продан за невероятные по тем временам 130 тысяч фунтов стерлингов.

Автомобиль высотой всего 1,1 метра в клиновидном стиле оснащался дверьми типа «крыло чайки», цифровой приборной панелью и телевизором в центральной консоли.

Под капотом располагался V8 объемом 5,3 литра с двумя турбинами мощностью под 700 лошадиных сил. Расчетная скорость «Бульдога» составляла 381 километр в час, но в реальности было зафиксировано 307 километров в час. Что, впрочем, тоже очень много. Ведь на дворе стоял 1979 год! /m