Войти в почту

Атлант расправил плечи. Как выпускают фургоны Sollers в Елабуге

Одним из мест автомобильной силы является Елабуга, где уже давно и активно работает завод компании Sollers, который производит легкий коммерческий транспорт. Сначала это были УАЗ, Isuzu, Fiat Ducato и Ford Transit. И все эти коммерческие фургончики старательно покоряли просторы нашей страны. А их производитель почему-то оставался в тени. В то время как заводы по изготовлению легковых авто находятся на слуху и будоражат воображение обывателей постоянными сообщениями о запуске производства новых моделей.

Атлант расправил плечи. Как выпускают фургоны Sollers в Елабуге
© Российская Газета

И это как минимум странно, ведь легковой транспорт относится скорее к категории роскоши, в то время как профессиональный коммерческий фактически является инструментом, благодаря которому существует и развивается экономика страны. Впрочем, это тема отдельного разговора. Вернемся к предприятию в Елабуге.

Вообще этот небольшой город на Каме является одним из мест силы еще со времен Российской империи. Здесь было не только место сосредоточения торговых путей. Именно тут создавалась правильная культурная и экономическая среда, из которой могли возникнуть новые точки экономического роста. Так что культурное наследие купцов Стахеевых никуда не пропало. И это здорово.

Кстати, именно купцы Стахеевы первыми в Российской империи начали продавать автомобили Ford. Ну а в последнее время все чаще появляется информация о том, что тот или иной китайский производитель начал конвейерную сборку своих автомобилей на территории РФ. Причем, как правило, речь идет о так называемой крупноузлловой сборке. Или SKD (от английского Semi Knocked Down). Ее преимущества заключаются в относительно простой организации производства, однако в рамках существующих экономических реалий выгодней и правильней использовать технологии мелкоузловой сборки - СKD (Сomplete knock-down). И это дает не только экономические преимущества. Подобный подход позволяет сохранять и накапливать экспертизу в области автомобилестроения. А это прямой путь к тому, о чем мы с вами постоянно говорим, когда рассуждаем о тяжелой судьбе нашего автопрома - самостоятельному проектированию отечественных автомобилей. Или, что правильней, - технологий мобильности. И завод в Елабуге эволюционирует именно в этом направлении.

Дело в том, что на протяжении своей истории заводчанам удалось выстраивать правильный стиль взаимодействия с зарубежными партнерами, оставляя за собой полный контроль над средствами производства. Ведь даже простейший современный станок - это сложное сочетание технологий механической обработки деталей и программного обеспечения. И именно последнее является самой ценной частью современного производства.

Не секрет, что после ухода европейских и корейских автопроизводителей с территории России их оснащенные по последнему слову техники современные заводы по сути превращались в огромные помещения, заполненные дорогим, но абсолютно неработоспособным оборудованием. Поскольку программное обеспечение оставалось собственностью головного офиса компании и просто деактивировалось.

Фото: Егор Васильев

В результате все эти суперсовременные предприятия полного цикла откатывались в технологическое прошлое крупноузловой или как принято говорить "отверточной" сборки. Удивительно, но завод Sollers сразу создавался как гибкое высокотехнологичное производство с отечественным программным обеспечением и автоматизированной системой управления и контроля качества, которые отвечали за работу всего высокотехнологичного оборудования. И именно такое решение позволило компании остаться на плаву и относительно безболезненно (после ухода Ford) возобновить производство коммерческого транспорта. В этот раз партером Sollers выступил китайский JAC с платформой Mercedes Sprinter предыдущего поколения.

Причем крупноузловая сборка автомобилей бренда Sollers была запущена в ноябре 2022 года, а уже в июле 23-го модель Atlant стали собирать по технологии полного цикла. А она подразумевает сварку и окраску кузовов. И такие процессы не так просто автоматизировать, а еще сложнее обеспечить их стабильно высокий уровень качества. Поэтому на заводе есть отдельные посты, которые осуществляют не только выборочный контроль геометрии свариваемых кузовов. Есть даже пост проверки их герметичности, где при помощи специальных приспособлений выявляются места, через которые в салон может проникать забортный воздух.

Есть еще она критическая операция, которая на территории нашей страны с трудом поддается автоматизации. По крайней мере в сфере производства коммерческого транспорта. Это окраска. Подготовка кузова к этой операции включает в себя обезжиривание, активацию, фосфатирование и промывку.

Причем в процессе фосфатирования или катафореза на кузов автомобиля подается электрический потенциал в 10 000 вольт. На конвейере завода в Елабуге непосредственно для окраски внешних поверхностей используется 14 роботов, а два отвечают за внутреннее пространство автомобиля. Кстати, на данный момент завод Sollers - единственный производитель легкого коммерческого транспорта, способный осуществлять роботизированную окраску внутренней части кузова.

Но и это далеко не все. Например, в производстве применяются даже технологии дополненной реальности, которые позволяют оперативно решать возникающие инженерные проблемы с дистанционным привлечением специалистов, которые могут находиться, например, в другом городе.

Фото: Егор Васильев

Кроме того, технология дополненной реальности используется на складе запчастей, позволяя специалистам быстро и безошибочно подбирать необходимые запчасти. Есть на производстве и интеллектуальные тележки-роботы, которые обеспечивают перемещение комплектов запасных частей к необходимым точкам конвейера. Так что мы получаем практически самодостаточные и высокоавтоматизированное, гибкое производство со строгой системой контроля качества выходной продукции, способное выпускать современные транспортные средства.

И это здорово. А что дальше? Конечно, у любого завода должен быть потенциал роста. И помимо средств автоматизации необходима еще и высокая степень локализации. И Sollers идет по этому непростому пути. Компания озвучила планы по сборке дизельных двигателей объемом 1,9 и 2,7 литра. Так что в ближайшее время степень локализации производства станет еще больше. Но и это не финал. Ведь современный потребитель коммерческого транспорта стал необычайно требователен. Ему необходим автомобиль, подходящий для решения конкретных, а иногда и узкоспециализированный задач. В результате производство вынуждено подстраиваться под нужды клиента.

На данный момент проектная мощность конвейера в Елабуге составляет до 85 000 автомобилей в год. А с учетом того, что потребность бизнеса в таком типе транспортных средств будет постоянно увеличиваться, можно предположить, что Atlant будет пользоваться устойчивым спросом.