На Ставрополье из-за роста цен на бензин транспорт переводят на газ

Министерство промышленности Ставропольского края объявило об акции "Народное топливо", благодаря которой автовладельцы могут установить на свои машины оборудование для использования метана в качестве топлива всего за несколько процентов от его себестоимости. С учетом резко выросшей цены на бензин, казалось бы, власти нашли выход, и предложение выглядит заманчивым. Однако эксперты уверяют, что оно подойдет далеко не всем. Корреспондент "РГ" разбирался, почему перевод транспорта на газ - это не панацея от всех бед.

На Ставрополье из-за роста цен на бензин транспорт переводят на газ
© Российская Газета

Оператор программы в регионе - "Газпром газомоторное топливо". Согласно условиям акции, которую проводят власти региона, автовладелец может выкупить газовое оборудование после пяти лет аренды всего за два процента от его стоимости. Также при заправке предусмотрена скидка до 20 процентов.

- Всем желающим перейти на метан дадут рассрочку на приобретение оборудования на пять лет, - поясняют в пресс-службе регионального минпрома. - Сумма будет погашаться средствами, потраченными автовладельцем на заправку. Таким образом, переоборудование машины становится для ее владельца бесплатным.

Чтобы стать участником программы, необходимо обратиться в один из 12 партнерских пунктов по переоборудованию. Из них пять находятся в Ставрополе, еще пять - в районе Кавказских Минеральных Вод. В руководстве минпрома говорят в первую очередь об экологичности газа, при использовании которого объем вредных выбросов сокращается многократно. В ведомстве уточняют, что до 2025 года планируют перевести на газомоторное топливо до трех тысяч единиц техники. При этом, по данным российского аналитического сервиса "Автостат", в одном только Ставрополе на первое января этого года официально зарегистрировано 214,9 тысячи машин.

Однако для пользователей часто впереди вопроса экологии стоит вопрос выгоды, особенно сейчас, когда стоимость бензина с каждой неделей все больше и больше давит на карманы автолюбителей. По данным портала Fuelprices, цена на АИ-92 в Ставропольском крае выросла только за минувшую неделю на 41 копейку (0,8 процента), а годовой рост составил 2,98 рубля за литр (6,14 процента). По данным рейтинга российских субъектов, по доступности бензина для населения Ставрополье находится на 71-м месте из 85. Это значит, что на среднюю зарплату в регионе можно купить меньше топлива, чем в большинстве других. Тут волей-неволей задумаешься, сколько можно сэкономить, переведя свой автомобиль на газ. Правда, с метаном, как говорят эксперты, есть ряд как технических, так и инфраструктурных сложностей, которые кардинально меняют все.

Доцент кафедры технической эксплуатации автомобилей Северо-Кавказского федерального университета Анатолий Шаталов считает, что метан может быть привлекателен в первую очередь для тех, кто зарабатывает автомобильными перевозками.

- Положительных моментов у метана достаточно. Это топливо более экологично, оно сгорает практически до конца. - добавляет Шаталов. - Но усложняется система технического обслуживания и ремонта машины, так как использовать метан более опасно. Если баллоны для пропан-бутана должны выдерживать около 17-20 атмосфер, то метановые - 200 атмосфер.

Член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети "ФинЭкспертиза" Агван Микаэлян считает, что главным препятствием для перехода на газ является недостаточность инфраструктуры.

Чтобы перевести транспорт на метан, требуется серьезная модернизация инфраструктуры. А в регионе всего 28 автомобильных газонаполнительных станций

- Что сейчас сдерживает рост числа электромобилей? Отсутствие соответствующих заправок. То же самое касается и газа. Поставите вы оборудование, даже если вам его подарят, если негде заправляться, если нужно будет проехать для этого сорок километров? Почему часто на газ переходил общественный транспорт, "ГАЗели" и автобусы? У них централизованные колонны, в которых ставили заправки. Подвижной состав заправлялся утром и выходил на маршрут. В таком случае преимущество дешевизны газа работает, - говорит Агван Микаэлян. - Чтобы сделать переход, требуется серьезная модернизация инфраструктуры. Тогда это станет само по себе интересным.

Стоит отметить, что ранее ставропольские власти объявляли о планах возместить инвесторам часть затрат на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В 2021 году, когда "РГ" писала об этой программе, в министерстве предполагали, что за три года в крае появится не менее 40 подобных заправок, однако сейчас их 28. Число, н сопоставимое с количеством станций, на которых можно залить в баки бензин.

В итоге, перейдя на газ, автолюбители, скорее всего, окажутся в ловушке, а не выиграют в цене.

Мнение

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании "Мой Автопрокат":

- Ставить газ на машину я бы рекомендовал тем, кто занимается извозом, тем более что сейчас есть программа, позволяющая сэкономить 60-100 тысяч рублей на переоборудование авто. Всем остальным, прежде чем что-то менять, советую определиться, для каких целей вам нужен автомобиль. Если вы хотите ездить на работу и домой по городу или иногда прокатиться на выходных - авто с бензиновым двигателем объемом до 1,6 литра вполне подойдет.