Войти в почту

Что мешает развитию инфраструктуры для электромобилей

В Уральском округе продолжается масштабная реконструкция федеральных автодорог, в рамках которой на АЗС планируется разместить дополнительно несколько зарядных станций для электромобилей. Как идет этот процесс и что ему мешает, выяснял корреспондент "РГ".

Что мешает развитию инфраструктуры для электромобилей
© Российская Газета

Бесплатно, но мало

По данным Минэкономразвития РФ, за 2022 год парк электромобилей в стране вырос на 55 процентов. В Тюменской области этот рост еще более впечатляющий. Первые электрокары появились в регионе в 2016 году - тогда их было всего три, а уже в 2021-м стало более 200. С тех пор их количество выросло еще более чем в шесть раз.

На техприсоединение ЭЗС можно получить господдержку - компенсацию до 30 процентов понесенных расходов, или до 900 тысяч рублей

А вот инфраструктура для экологичного транспорта развивается не так быстро. За последние четыре года энергетики установили в регионе семь бесплатных зарядных станций, четыре из них - общедоступные (три находятся в Тюмени, одна - в Тобольске). Еще две предназначены для подзарядки городского общественного транспорта - электробусов, которые курсируют в режиме экспресса от аэропорта через железнодорожный вокзал до автовокзала. Все эти ЭЗС открылись еще в 2018 году. Утвержденных планов установки новых зарядных станций у владельца, компании "СУЭНКО", пока нет. При этом только за последние два года потребление электроэнергии на ее "заправках" выросло почти в 4,5 раза.

Пополняет число электрозарядных станций в регионе и компания "РусГидро", которая установила две ЭЗС в черте областного центра и одну - в Омутинском районе на территории одного из придорожных сервисов. Подбор подходящих площадок возле парковочных пространств продолжается и в Тюмени, и в близлежащих городах. В стадии согласования находятся еще два проекта - в Ишиме и Ялуторовске.

Все эти станции относятся к разряду быстрых, то есть полный цикл зарядки не превышает 30-40 минут, с полным зарядом аккумулятора можно проехать до 200 километров, в зависимости от типа автомобиля.

Затратная перспектива

Всего в стране, по данным Минэкономразвития РФ, функционируют 7500 ЭЗС. Этого явно недостаточно, для стимулирования роста этого сектора инфраструктура срочно нуждается в расширении. Поэтому правительство предложило в обязательном порядке устанавливать зарядные станции для электромобилей на автозаправках на всех ключевых федеральных трассах. Подобные предложения уже звучали и раньше, в ноябре 2016 года было даже принято соответствующее постановление правительства, но в 2021 году его отменили. Инфраструктура оказалась не готова к такой трансформации, а сам рынок электромобилей еще не сложился.

С тех пор ситуация изменилась. По данным "Автостата", на начало 2023 года парк электромобилей в стране превысил 20 тысяч единиц. Соответственно выросла потребность и в электрозаправках. Минэкономразвития предстоит разработать критерии, по которым будут выбирать места установки ЭЗС с учетом протяженности транспортных сетей, проходящего трафика, а также технической возможности и экономической целесообразности.

По оценкам экспертов, ЭЗС нужны хотя бы через каждые 100 километров. При этом хорошо бы, чтобы на зарядку электромобиля уходило времени не больше, чем на обычную заправку бензином. Но пока владельцы лишь 15 процентов АЗС могут позволить себе установить устройства для быстрой зарядки. Для этого в первую очередь требуются свободные электросетевые мощности (не менее 60 кВт). Стоимость техприсоединения таких объектов, расположенных на трассе, может составить от 1,5 до 5 миллионов рублей. А если возможности сетевой компании по подключению новых мощностей ограниченны, то применяется повышенный тариф, который может доходить до 30 миллионов рублей, а то и выше.

Таким образом, затраты на установку ЭЗС слишком велики для предпринимателей и быстро вернуть вложения не получится: количество электромобилей пока несравнимо с числом машин с двигателем внутреннего сгорания. Без программы государственного субсидирования или механизма концессии не обойтись. Летом прошлого года правительство уже запустило программу субсидирования установки быстрых ЭЗС. На техприсоединение можно получить господдержку - компенсацию до 30 процентов понесенных расходов, или до 900 тысяч рублей. Планируется, что в 2023 году благодаря этой программе будут установлены 872 электрозарядные станции.

Частный путь

Еще один путь - частные инвестиции. Так, в Тюменской области все электрозарядные станции сейчас установлены на автозаправках "Газпромнефти". В компании считают, что наличие ЭЗС зависит не только от расположения объекта, но и от возможности организовать дополнительные парковочные места для такого транспорта, а также открыть кафе, где водители электрокаров могли бы провести время, ожидая окончания зарядки автомобиля. По данным "Уралавтодора", такие объекты есть, например, на 200 километре трассы Р-242 Пермь-Екатеринбург, на 99-м километре трассы Р-351 Екатеринбург-Тюмень.

Также есть потенциальные инвесторы, которые планируют построить ЭЗС в рамках реконструкции трассы Р-351: уже запроектированы площадки отдыха на участке обхода города Богдановича и села Мало-Брусянского в Свердловской области. Еще одна ЭЗС благодаря частным вложениям появится на федеральной трассе Р-402 Тюмень-Омск, которую на некоторых участках расширяют до четырех полос движения.

Региональные власти оказывают поддержку инвесторам, помогают в поиске подходящих площадок, а также партнеров - предпринимателей, которые могут предоставить в аренду место для размещения ЭЗС.

- Развитие зарядной инфраструктуры в Тюмени и Тюменской области повысит инвестиционную привлекательность региона, создаст дополнительные преимущества для развития туризма и будет способствовать повышению экологической культуры в целом, - считает Николай Пуртов, генеральный директор Инвестиционного агентства Тюменской области.

Между тем

Более 45 миллионов рублей с начала года перечислили в городской бюджет пользователи муниципальных парковок. И хотя автомобиль на такой стоянке оставляют всего на пару часов, прибавка к доходной части муниципальной казны получается значительная. При этом самыми востребованными оказались парковочные места, расположенные недалеко от мэрии города и правительства региона. Напомним: платные парковки в областном центре появились еще в 2016 году и в первый же год принесли в городской бюджет около 7,7 миллиона рублей. Поскольку эксперимент оказался удачным, через три года в Тюмени разработали программу единого парковочного пространства и еще увеличили число платных машино-мест. После завершения второго этапа реализации этой программы их количество в центре Тюмени вырастет на 1595 и достигнет 3257. В этом году платными стали практически все уличные парковки в центре города. Мэрия планирует заработать на них в 2023-м 63,5 миллиона рублей, а в следующие два года - по 65 миллионов. Половина этой суммы уйдет на содержание самих парковок.Установлены и категории транспортных средств, которые могут занимать эти места бесплатно - это машины многодетных семей и электромобили.