На Дальнем Востоке активно развивается сеть газозаправочных станций
Газомоторное топливо (ГМТ) - один из самых перспективных видов энергоресурсов для транспорта. От бензина его отличают более высокая энергетическая эффективность и экологическая чистота, а также низкая цена.
С каждым годом количество работающих на газе автомобилей растет. Число автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) за десять лет в стране увеличилось втрое, большинство сосредоточено в центральных и западных регионах. Федеральные компании и частный бизнес начали активно развивать необходимую инфраструктуру и на Дальнем Востоке. Компания "Трансгаз" первая в ДФО наметила вектор развития на формирование сети газовых заправок от Якутии до Владивостока. Уже построено и введено в эксплуатацию восемь АГЗС, из них шесть в Приморском крае и две в Хабаровском, в течение трех лет планируется увеличить сеть до 45 АГЗС.
На Всероссийском газомоторном форуме правительство РФ поставило задачу максимально расширить потребление газа на внутреннем рынке, в том числе за счет использования ГМТ. Министерство энергетики готовит концепцию развития рынка газомоторного топлива до 2035 года и "дорожную карту" по ее реализации. Планируется существенно увеличить объемы производства, переоборудовать технику на ГМТ и расширить число заправок.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов
Сегодня используют три вида газомоторного топлива: СУГ (сжиженный углеводородный газ или смесь пропана с бутаном), КПГ (компримированный природный газ, метан) и СПГ (сжиженный природный газ, метан). Для легковых машин наибольшее распространение получил СУГ. Как раз сеть таких заправок развивает "Трансгаз".
В компании считают очень перспективным делом перевод автомобилей на смесь пропан/бутан. Такое топливо не опаснее бензинового: газ легче воздуха, в случае утечки он быстро выветривается, значительно снижая риск возгорания. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов.
- На мой взгляд, более 90 процентов легковых и коммерческих автомобилей можно оснастить газобалонным оборудованием. Для японских, корейских и китайских машин - именно их на Дальнем Востоке эксплуатируется больше всего - эта задача с технической точки зрения решается легко. Причем переоборудовать можно любую модель бензинового автомобиля, в том числе гибридную. Во Владивостоке первое место по переводу на газ держат Toyota Prius и Toyota Prado, - подчеркивает генеральный директор компании "Трансгаз" Иван Молчанов.
Иван Молчанов: Перевод на газовое топливо - хорошая перспектива для тех, кто ценит автономность, финансовую экономию и болеет за экологию. Фото: Александр Сорокин
Многие автомобилисты опасаются газифицировать свои машины скорее от недостатка информации. По мнению главы ООО "Трансгаз", перевод на газовое топливо - хорошая перспектива для тех, кто ценит автономность, финансовую экономию и болеет за экологию. Иван Молчанов отмечает, что преимущество таких машин - битопливная система, возможность использовать как бензин, так и газ, выбирая в зависимости от цен на заправках, на чем выгоднее ездить в тот или иной период. По его опыту, каждый пройденный на газе километр обходится в среднем процентов на сорок дешевле, чем при поездке на бензине.
Схема переоборудования машин на газ в компании отработана, она максимально надежна и проста. Для автомобилей разных классов и назначения партнеры компании "Трансгаз" используют оборудование шестого поколения итальянского, польского, российского и китайского производств. Стоимость установки зависит от количества и объема баллонов, но в среднем варьируется от 40 до 60 тысяч рублей. Затраты окупаются в среднем за полгода.
- Преимуществ у машин, работающих на газе, много, - заверяет Иван Молчанов. - Двигатель работает стабильнее и тише бензинового. Износ деталей двигателя с газобалонным оборудованием меньше на 30-45 процентов по сравнению с показателями бензинового агрегата. Моторное масло после работы на газе чище, дольше сохраняет вязкость, на 30-40 процентов увеличивается срок службы свечей от замены до замены и примерно на столько же их ресурс.
Для предпринимателей, чей бизнес связан с транспортными перевозками, переход на газ - отличный способ снизить расходы на топливо и оптимизировать бизнес-процессы.
Эксперты единодушны во мнении, что активное использование сжиженного газа на транспорте будет привлекать все больше инвестиций и даст импульс ускорению развития газовой промышленности в ДФО. Эта отрасль будет активно развиваться еще и потому, что международные требования к экологическим характеристикам двигателей становятся строже, это касается и России.