Что ждет российский автопром в 2024 году

Производство авто в России оказалось в двойственном положении. С одной стороны, на отрасль влияют санкции, введенные в 2022 году, запрет на ввоз определенных комплектующих и задержка поставок из-за нарушения логистических цепочек. С другой - заводам удалось не только выжить, но и запустить несколько новых проектов. Что можно прогнозировать на ближайшую перспективу?

Что ждет российский автопром в 2024 году
© Российская Газета

Недавно Министерство промышленности и торговли заявило, что в 2024 году в России выпустят 700 тысяч легковых автомобилей и только к 2035-му объем производства достигнет 1,6 миллиона штук. Напомню, в 2022 году было выпущено более 600 тысяч новых авто, за семь месяцев текущего года - около 250 тысяч. Таким образом, выход на 700 тысяч можно рассматривать как оптимистичный сценарий, который сбудется в случае запуска новых производств, корректной ценовой политики автопроизводителей и отсутствия новых потрясений, таких как резкий рост курсов валют и новых видов санкций в уязвимых областях экономики. Что касается планов на более отдаленное будущее, то цифра в 1,6 миллиона машин к 2035 году вполне реальна - например, в 2020-м в России уже делали 1,4 миллиона.

Китайские автоконцерны активно занимают ниши, освободившиеся после ухода европейских, японских и американских производителей. Расширение числа брендов, представленных в РФ, а также сети дилерских центров, адекватная ценовая политика и отсутствие проблем с поставками новых авто могут стать основными предпосылками к тому, что на китайские модели по итогам 2023 года придется 60 процентов продаж.

Однако шансы на лидерство в 2024 году есть и у отечественного автопрома, особенно с учетом запланированного выпуска новых моделей, таких как Москвич 5,8, Lada X-Cross 5, второе поколение Granta - Lada Iskra, универсал Lada Iskra SW, версии Niva Legend и Niva Travel с новыми двигателями. АвтоВАЗ планирует в следующем году выпустить 600 тысяч машин, и в случае возобновления льготных госпрограмм, скорее всего, именно эта марка возглавит рейтинг продаж.

В СМИ появлялась информация о возрождении производства легендарных "Волги" и "Победы", однако конкретных планов и реальных сроков пока не называлось. Думаю, автомобилисты помнят о попытке возрождения "Волги" в 2008-2010 годах в виде модели Volga Siber. В ближайшее время не исключено появление совместного проекта с коллегами из Китая. Ниша сама по себе не безгранична. Даже если что-то встанет на конвейер, новый бренд не займет сразу большую долю продаж на российском авторынке - потребуется выстроить дилерскую и сервисную сеть, программу лояльности.

Российским автозаводам в условиях санкций приходится искать альтернативных поставщиков, заново разрабатывать оборудование и проводить испытания

Необходимо решать и ряд общеотраслевых проблем. Так, многие системы управления производством автомобилей и системы автоматизации цепи поставок были иностранного производства или контролировались иностранными вендорами. Сейчас их аналогов практически нет, что негативно влияет на эффективность предприятий. В автопроме наблюдается дефицит ключевых кадров: многие специалисты в IT и управлении производством переехали за рубеж. Также не все представители отрасли пока готовы работать в электронном виде. Однако в 2024 году электронный документооборот станет обязательным для всех. У юридических лиц, желающих остаться на рынке, есть достаточно времени, чтобы успеть скорректировать политику своих компаний.

Еще одной проблемой является отключение России от системы SWIFT, что стало причиной блокировки практически всех транзакций. Однако на сегодняшний день большинство представителей автопрома нашли выход, в том числе открыв доверенные юрлица в дружественных странах.

Основной бедой, безусловно, остается нехватка компонентов. Она наблюдалась и до введения санкций по причине нарушения логистических цепочек в пандемию, тренда на цифровизацию и автоматизацию. Дефицит затронул не только российских представителей отрасли: например, немецкая Audi в 2021 году приостановила две свои важнейшие фабрики на территории Германии, переведя 10 тысяч сотрудников на неполный рабочий день. Не устоял и японский гигант Toyota, который в начале того же года заявлял о достаточном запасе электроники на складах, а к осени сократил производство на японских и североамериканских площадках на 40-60 процентов. Схожие проблемы были у Ford, Fiat, Chrysler, Nissan, Suzuki и Volkswagen.

Российским автозаводам в условиях санкций приходится искать альтернативных поставщиков, заново разрабатывать оборудование и проводить испытания. Ситуация усугубляется отсутствием собственных технологий нужного уровня, недостатком производственной базы, оборудования и утечкой кадров. Это вызов, на который направлены очень большое внимание и ресурсы. Для выпуска электронных компонентов и решений на их базе, особенно локальных, работает ряд отечественных компаний, поэтому в ближайшее время предложение будет расти.

Важно создать в отечественном автопроме нормальную конкурентную среду без перекосов. Это создаст условия для развития смежных отраслей.

Замещение технологий и элементной (компонентной) базы - переключение с европейских поставщиков на китайских - движется хорошими темпами. Но это временная мера, которая приведет лишь к смене зависимости. Настоящее решение проблемы - развитие собственного автономного производства. Этот процесс потребует от нескольких лет до десятилетий. Выйти на конкурентный уровень цен позволит выход на объемы, обеспечиваемые только совместно с экспортом.

Любые санкции можно обойти, но все серые схемы увеличивают расходы производителей и, соответственно, цену для потребителя. Такое же влияние имеет и динамика курса рубля. Его покупательская способность, отражаясь на общей инфляции, влияет даже на полностью локальные компоненты. Чтобы снизить цену для потребителя, можно создавать производство в особых экономических зонах. Резиденты могут вернуть НДС на ввозимое оборудование, что минимизирует расходы на производственные процессы и амортизацию.

Рост утилизационного сбора и других заградительных пошлин может оказать медвежью услугу российскому автопрому, притупляя у локальных производителей ощущение реального положения дел. Когда кризис минует и пошлины отменят, мы рискуем обнаружить абсолютно неконкурентные локальные решения. Скорее всего, базовых целей локализации производства блоков ABS, ESP, рулевого механизма, силовых электродвигателей к целевому 2025 году добиться получится. Но уровень локализации будет далек от ожидаемого.

Об авторе

Дмитрий Филатов - эксперт автомобильной отрасли, сооснователь компании "Три Точки Мануфактуринг" (входит в холдинг по производству устройств ЭРА-ГЛОНАСС и телематики в свободной экономической зоне "Орел").