В Чечне наладили выпуск популярных LADA Granta и ГАЗель Next
Каждый день в городе Аргуне на предприятии "Чеченавто" с конвейера сходят 34 автомобиля LADA Granta и два бортовых малотоннажных грузовика ГАЗель Next. В ближайшие два года их количество планируют увеличить благодаря созданию в регионе автомобильного кластера. Цеха по отверточной сборке машин должны стать основой для формирования крупного промышленного объединения. Корреспонденты "РГ" побывали на заводе, где ранее собирали знаменитую Priora, и увидели, как развивается предприятие.
Завод "Чеченавто" был создан на базе фабрики "Пищемаш", открытой в далеком 1962 году. Она специализировалась на производстве различного оборудования для пищевой отрасли, а в 2008 году, в послевоенный период, когда начали решать проблему возрождения промышленности в регионе, власти решили сделать ставку на развитие собственного автопрома. Конечно, завод - больше социальный проект, чем коммерческий. Для крохотного городка Аргун с населением в 40 тысяч человек он является серьезным подспорьем в экономике, обеспечивая рабочими местами. Сейчас в цехе трудятся 235 человек, причем костяк коллектива составляют молодые специалисты, пришедшие сюда после техникумов и вузов.
Сначала здесь наладили массовый выпуск ВАЗ-21074, затем наступила "эпоха" крайне популярных на Северном Кавказе LADA Priora. В 2017-м на заводе сконструировали две модели багги - "Чаборз М3" и "Чаборз М6", разработанные по заказу Российского университета спецназа компанией "Зенит-Дефенс". Маневренные жучки-вездеходы изначально предназначались для использования в военных условиях, однако их быстро адаптировали к туризму - на камуфлированной машине можно отправиться как в многодневный автопоход по горам, так и просто прокатиться с инструктором на одном из ведущих курортов республики.
И вот в октябре прошлого года впервые на Кавказе запустили сборочную линию автомобилей ГАЗель NEXT. Она позволит создать до 100 новых рабочих мест. Плановый выпуск составляет 1200 автомобилей в год.
- Сотрудничество в этом направлении началось в 2022 году, когда группа компании "ГАЗ" провела в Чеченской Республике большую выставку своей техники, - рассказывает замдиректора "Чеченавто" Джамалдин Чатаев. - Спустя несколько месяцев - на Петербургском международном экономическом форуме - министр промышленности и энергетики региона Адам Хакимов и управляющий директор автозавода "ГАЗ" Андрей Сафонов подписали соглашение об открытии сборочной линии. Пусконаладочные работы заняли примерно четыре месяца, и сейчас мы осваиваем новую технологию, обучаем специалистов. Все комплектующие везут из Нижнего Новгорода, никаких изменений в конструкцию автомобиля мы ни в коем случае не вносим.
Собирают грузовики в одном цехе с LADA Granta, конвейерный цикл состоит из пяти постов (здесь их еще называют станциями). В этой части ангара нет привычной рабочей суеты, зато цепочка незавершенных агрегатов с пустыми кузовами и выглядывающими "внутренностями" убедительно демонстрирует трудоемкий процесс рождения автомобиля.
Сначала на конвейерную платформу ставят раму. Спустя время она обрастает передней подвеской, задним мостом, топливным баком, карданным валом, и только после этого ее переворачивают, чтобы затем снабдить колесами. На третьей станции уже с ходовой частью газель получает механическое "сердце" - двигатель и узлы трансмиссии. Дальше появляется корпус кабины, куда устанавливают переднюю панель, сиденья, и вот салон обретает знакомые очертания.
В отличие от малотоннажных грузовиков, сборочная линия LADA Granta включает... аж целых 50 постов. Эту модель выпускают с конца 2015 года взамен некогда популярной в республике LADA Priora. Время работы, отводимое на каждом участке, строго регламентировано - всего двенадцать минут. И, таким образом, узловая сборка одной машины, то есть прохождение всех станций, занимает два дня. На стендах висят памятки со словами "Следи за качеством! Не передавай дефект! Не пропускай брак!".
Раньше на заводе выпускали LADA Priora, которая была так популярна у жителей Северного Кавказа. Теперь на смену этому автомобилю пришла LADA Granta. Фото: Владимир Аносов
- У нас на каждой линии находится контролер, так называемый чекмен, он контролирует весь процесс, - рассказывает начальник цеха Абу-Шейх Магомеджиев. - Конечно, невозможно исключить человеческий фактор, где-то всплывают ошибки, поэтому в случае тяжелого дефекта машину снимают с конвейера и отправляют в отдельную ремонтную зону.
По словам Абу-Шейха, особое внимание фокусируется на тех станциях, которые напрямую влияют на безопасность водителя и пассажиров. Например, вакуумное закачивание тормозной системы: если оператор замечает малейшее отклонение в параметрах заправки, то механизмы досматривают.
В августе на заводе успешно протестировали первые выпуски автомобилей с ABS
Из-за ухода иностранных поставщиков на фоне специальной военной операции российские власти упростили требования к сертификации автомобилей. Поначалу можно было выпускать автомобили всех экологических классов и не устанавливать систему ABS, которая предотвращает блокировку колес при экстренном торможении. Поэтому на заводе до последнего момента автомобили собирали именно в упрощенной версии, только с регулятором давления задних тормозов. Но так как нормы постепенно возвращают, уже в августе на заводе успешно протестировали первые выпуски автомобилей с ABS.
- На последних этапах мы проверяем углы установки колес (в обиходе "развал-схождение"), переднюю и заднюю оси автомобиля, - продолжает начальник цеха. - Специальный сканирующий аппарат активирует подушку безопасности, систему навигации "ЭРА-ГЛОНАСС". Тут же машина регистрируется и, пройдя дождевую камеру, передается водителю-испытателю - он уже в деле смотрит работу тормозов, вдруг где-то что-то поскрипывает, шумит.
Сейчас в цехе видно только модели в белом цвете. Ранее кузова поставлялись в черном колере. Ограничение цветовой гаммы тоже стало следствием экономических санкций.
Автомобили реализуются по дилерской схеме, преимущественно в регионах ЮФО, рассредоточиваясь в салонах компании "ГАЗ". Стоимость версии в базовой комплектации составляет примерно 700 тысяч рублей. За эту доступность потребитель с небольшим бюджетом главным образом и ценит представителя отечественного автопрома. К тому же в эксплуатации он удобнее благодаря возможности без заминок провести ремонт запчастей. Одним словом, выполняет функции неприхотливой рабочей лошадки. Но расплачиваться за это приходится комфортом и надежностью.
- Когда мы собирали "семерки", то содержали свою сеть по реализации и обслуживанию автомобилей (ТТС). Но затем полностью перешли на контрактную сборку, и, наверно, это было правильным решением. Потому как даже в Чечне не сильно хотели покупать машину, собранную у себя же в республике, предприятие еще не обрело надежную репутацию, да и стереотипы в обществе тоже играют роль, - говорит Джамалдин Чатаев.
В ближайшее время завод планирует восстановить соседнее здание, которое пострадало в войну (основного ремонта требуют крыша и пол), и перенести туда новую сборочную линию автомобилей ГАЗель Next. Расширение станет первым важным шагом к созданию на площадке автомобильного кластера. В следующем году здесь также планируют организовать сборку обновленной модели внедорожника УАЗ Пикап. По словам министра промышленности и энергетики республики Адама Хакимова, тогда завод сможет выпускать ежегодно до 16 тысяч автомобилей.
Кстати
Линия, смонтированная на "Чеченавто" для ГАЗелей, является универсальной. С ее помощью можно будет производить ряд моделей, которые способны работать на грузовых и пассажирских перевозках. Они также могут служить школьными автобусами и машинами скорой помощи, обслуживать предприятия жилищно-коммунального хозяйства.