Войти в почту

Рост цен на авто до конца года спровоцирован желанием достичь рубежа продаж и нехваткой предложений на рынке

В России ожидается повышение цен на автомобили до конца 2023 года. Об этом РЖД-Партнеру рассказал доцент Департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин: «По нашему мнению, наибольшего роста цен россиянам стоит ожидать до конца года на импортную бытовую технику, автомобили, а также непродовольственные товары отечественного производства».

Рост цен на авто до конца года спровоцирован желанием достичь рубежа продаж и нехваткой предложений на рынке
© РЖД-Партнер

По словам экспертов, для повышения цен на авто в России есть несколько предпосылок. Одни из очевидных – падение курса рубля, инфляция и дефицит предложения в определенных сегментах, удорожание логистики: по данным Росстата, в течение 2023 года фиксируется повышение стоимости транспортных услуг на 30%, а кроме того – увеличение утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Последний фактор особенно повлияет на удорожание автомобилей с объемом двигателя от 2,0 литров.

Часть производителей уже обновила прайс-листы. Так, например, «АВТОВАЗ» поднял цены на большинство модификаций Lada Granta на 10-60 тыс. рублей. У компании Chery весь модельный ряд подорожал на 30-70 тыс. рублей. Компания JAC на четыре из шести моделей подняла цены на 200-250 тыс. рублей.

«Пока ценники еще не достигли максимального уровня. До конца года цена на авто повысится еще сильнее – в среднем на 5-20%», – сообщили в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Похожего прогноза придерживается эксперт по грузовым автомобилям ГК «Альфа-Лизинг» Никита Ахмеров: «По нашим прогнозам, цены на новые автомобили могут вырасти до конца 2023 года примерно на 10-15%».

В числе субъективных причин называется прямое желание производителей увеличить стоимость. В частности потому, что при сохранении текущего уровня спроса к концу года будет достигнута отметка 1 млн. проданных легковых авто за год. Кстати, такой же рубеж нужно перейти и в части производства авто на территории России, чтобы достичь допандемийного уровня предложения.

«Рынок сейчас является не конкурентным, и есть существенная нехватка предложения на рынке. Этот фактор становится все более значимым, поэтому для регулирования субъективного фактора государству нужно предложить механизм по сдерживанию цен. Вообще, цены могут расти до бесконечности, потому что каких-то ориентиров нет. Соответственно, необходимо экономически, политические решать этот вопрос. Основа снижения цен на автомобили – увеличение предложения, которые превышает спрос. В этом случае рынок начнет стабилизироваться и цены начнут снижаться, однако не до конца, потому что непосредственно на территории России производство автомобилей еще незначительно», – отмечает доктор экономических наук, заведующий кафедрой управления транспортными комплексами Государственного университета управления Алексей Степанов.

Даже несмотря на то, что большинство позиций на рынке авто с пробегом после взлета цен и последующей наладки параллельного импорта вернулись на исходные, текущее повышение, а также ограниченная доступность новых машин, логично потянут за собой стоимость поддержанных автомобилей, так как они пользуются огромным спросом.

«С начала года уже продано более 3 млн. таких автомобилей», – отмечают в пресс-службе ГК АвтоСпецЦентр.

Отразится увеличение цены и на грузовых авто – причины этого аналогичны рынку легковых машин. Плюс ко всему, парк такой техники в России достаточно возрастной, а значит, возникает потребность в обновлении. При этом предпосылок к кратному увеличению стоимости автомобилей, ввезённых параллельным импортом, нет.

«В случае налаживания поставок авто и увеличения их объема на рынке можно будет ожидать незначительных снижений», – считает Никита Ахмеров.