GMC Hummer EV: электромобиль, который разорит вас быстрее, чем V8
Мы давно не видели так много противоречий в одном, и при этом очень привлекательном автомобиле. Электрокар, способный в своей избыточности переплюнуть и легендарного предшественника H2, и любые другие знаковые модели GМ — и Кадиллаки, и даже Corvette. Что не так с новым символом автомобильной Америки, специально для «Мотора» рассказывает Алексей Дмитриев.
Создатели Hummer EV пошли ва-банк. Иначе как можно объяснить тот факт, что в него запихнули все существующие на тот момент технологии: три элекромотора суммарной мощностью 1014 л.с., самую большую батарею, полноуправляемое шасси на пневмоподвеске, позволяющее ехать по диагонали, виртуальный приборы на движке от компьютерной игры, широчайший набор внедорожных ассистентов, съемные панели крыши, систему кругового обзора из 18 камер и полный автопилот.
Неудивительно, что тысячу с лишним машин из первой партии «Edition1» ценой 112 500 долларов зарезервировали всего через 10 минут после старта продаж. И, несмотря на поговорку «обещанного три года ждут», никто не был готов ждать буквально так долго. За два года после начала производства GM передал покупателям всего 783 пикапа — и это при том, что лист ожидания состоит из 90 тысяч заявок.
И хотя завод Factory Zero произвел уже 11 тысяч пикапов и внедорожников Hummer EV, отгрузка только замедляется. Во втором квартале этого года покупателям передали всего 47 машин. Одной из причин может быть проблема с попаданием воды в батарею, которая не носит серьезного характера, но все-таки заставила GM поволноваться и найти способ лечения.
Год назад купить новенький Hummer с рук можно было за 200 тысяч долларов. Многие, кстати, на этом неплохо заработали. Сегодня ажиотаж немного спал, и средняя цена электропикапа с незначительным пробегом находится в районе 150–160 тысяч, хотя если поискать, то можно найти и дешевле. На улицах за два года я встретил может быть 10–15 электрохаммеров — это по-прежнему редкость на американских дорогах.
Несколько экземпляров попало и в Россию. Cейчас предлагают только один Хаммер в наличии, и стоит он 30 миллионов рублей, правда цена регулярно снижается. Машины под заказ начинаются от 20 миллионов, но что-то подсказывает, что реальная цена будет немного выше. И ведь есть за что...
Официальные характеристики шокируют: мощность 1014 л.с., крутящий момент — 15590 Нм. 15 тысяч? Это не опечатка? Нет, но следите за руками. Каждый из трех двигателей хотя и может выдавать по 515 Нм, но момент принудительно ограничен на отметке в 460 Нм на переднем моторе и 466 Нм на двух задних, поэтому суммарная цифра должна быть в районе 1400 Нм. Фокус в том, что производитель указывает крутящий момент, приложенный к колесам. Момент каждого двигателя умножается на передаточный коэффициент редукторов 13,4:1 для передней оси и на 10,1:1 для задней.
Прежний Hummer покинул рынок в период высоких цен на нефть, когда продажи столь прожорливых машин падали стремительно. Правда, 10 лет назад бензин в Америке стоил даже чуть дешевле, чем сейчас. Что до топливной эффективности, то в США ее указывают в милях на галлон (MPG), а производитель обязан эти данные публиковать наравне с ценой, указывая насколько тот или иной автомобиль эффективен. Так вот у старого Hummer H2 этот показатель составлял 10 миль на галлон (23 л/100 км), что было весьма неэффективно уже тогда.
Для гибридов и электромобилей был разработан специальный индикатор MPG-e (эквивалент), в котором 1 галлон бензина принимается за 33,7 Киловатт-часа. Таким образом, электромобили можно сравнить между собой и заодно с обычными автомобилями. У нового Hummer EV этот показатель значительно лучше, чем у предшественника — 53 мили на «электрогаллон» в смешанном режиме, но в 1,5 раза хуже, чем у электропикапа Rivian R1T. Гибридный Prius, например, проезжает 55 миль на одном галлоне и не нуждается длительной зарядке. Получается Хаммер опять в антилидерах...
Это неудивительно, ведь Hummer весит больше 4 тонн и является самым тяжелым электропикапом в мире, из которых одна лишь батарея тянет на 1325 кг, а «кирпичная» аэродинамика и внедорожные шины не способствуют топливной экономичности. Приемлемый запас хода (около 560 км) обеспечивается лишь за счет огромного «бака» — 800-вольтовой литий-ионной батареи Ultium емкостью 212,7 кВтч, которую GM разработал совместно с LG Chem.
Максимальная мощность зарядки батареи — 350 кВт. На такой мощности пополнить запас хода на 100 миль (160 км) можно всего за 10 минут, но это лишь в идеальном мире. В реальности же всё сильно зависит от текущего заряда батареи: чем он выше, тем процесс идет медленнее. На полную зарядку батареи с нуля уйдет больше 2 часов и обойдется примерно в 70 долларов, если иметь членство в одной из сетей зарядных станций. И это еще по льготной цене. Есть зарядные станции, где зарядка, пусть и быстрая, обойдется в 100 долларов.
В домашних условиях зарядка от обычной 110-вольтовой станции в США будет самой дешевой (25 долларов за полную зарядку), но и самой длительной. Скорость, с которой будет прибавляться пробег, составит примерно одну милю в час! От 220 вольтовой розетки зарядка пойдет быстрее и даст прибавку в 9 миль в час. Таким образом, вернувшись домой и поставив пикап на зарядку, утром можно получить прибавку в 100 миль, что уже подходит для реальных условий эксплуатации.
Подобные цифры скорее разочаруют фанатов электромобилей, потому что не сильно отличаются от затрат владельца обычной бензиновой машины, а уж владелец какого-нибудь Приуса будет держаться за живот, ведь его затраты будут куда меньше, да и времени на зарядку тратить не придется. Так что, как и раньше, владелец Хаммера может наклеить на стекло стикер «Fuck power economy» ибо имеет полное право.
В чувстве юмора не отказать и конструкторам Хаммера. Они иронично назвали режим максимального ускорения аббревиатурой WTF (это что-то вроде «Какого хрена?!»), но это не то, что вы подумали, а «Watts to freedom» («свободу Ваттам»), хотя вопрос «какого…» напрашивается сам собой. Ведь в таком режиме расход электричества максимальный.
Несмотря на всю свою неэффективность, Хаммер хочет казаться лучше. Например, в меню приборной панели можно найти «диспетчер задач» с информацией о нагрузке на бортовую сеть каждой из систем автомобиля. Путем отключения кондиционера, например, можно заранее понять, на сколько процентов вы снизите нагрузку. За рулевым колесом расположился единственный лепесток, регулирующий степень рекуперации при торможении или езде накатом. Разумеется, ехать в режиме одной педали тоже можно: если отпустить «газ», автомобиль будет интенсивно замедляться.
Впрочем, Hummer явно не про здравый смысл и экономию. Он как боец американского реслинга: надел на себя всё самое яркое и грозным рыком дает понять, что готов порвать соперника на куски. Кстати, насчет «рыка» это не метафора. Во-первых, «Hummer» вопреки расхожему заблуждению означает не «кувалда» (hammer), а именно «гудящий», а во-вторых, во время интенсивного разгона Хаммер по умолчанию добавляет в шум в динамики. Думаю, сделано это специально, чтобы замаскировать посторонние звуки и шумы, а их в пикапе много.
По своим размерам (длина — 5507 мм, ширина — 2201 мм, колёсная база — 3445 мм) Hummer EV соответствует классу полноразмерных пикапов. Внутри вы не найдете мягкого пластика и премиальных материалов отделки. Всё ровно так, как должно быть в утилитарном траке, да еще со съемной крышей — интерьер выполнен из твердого пластика, местами покрытого светлой тканью, пропитанной влагостойким составом. Сиденья отделаны синтетической «кожей», но зато легко моются и не так сильно греются.
Съемной крышей сегодня никого не удивишь, но у Хаммера она реализована необычно — это четыре панели, которые снимаются отдельно и могут быть спрятаны в переднем багажнике в специальных чехлах. Выполнены панели из тонкого полупрозрачного плексигласа с голубоватой тонировкой, и каждая помечена отдельно, чтобы их нельзя было перепутать во время монтажа. Безрамочные двери в сочетании со снятой крышей позволяют превратить пикап если не в кабриолет, то в «таргу» или «Т-топ», так как заднюю перекладину, в отличие от передней, демонтировать нельзя.
В интерьере всё, начиная от дисплеев и дефлекторов вентиляции до кнопок, нарочито угловатое или H-образное. Даже интерфейс мультимедиа выполнен в квадратном стиле. Кнопки управления климатом и режимами работы трансмиссии сделаны в виде тумблеров, которые легко нажимаются в перчатках, а виртуальная панель над ними может меняться.
Круглым, как ни странно, остались руль и шайба выборов режима движения. С ее помощью можно менять режим, опустить или поднять пневмоподвеску и включить «режим краба» — когда автомобиль поворачивает все колеса в одну сторону и может двигаться по диагонали (это неочевидно, но на бездорожье такая схема позволяет каждому колесу двигаться по своей траектории, а не в колее предыдущего). А за счет поворота колес в противоположные стороны радикально уменьшается радиус разворота.
Слева от руля есть кнопка, которая может опустить все стекла одновременно, включая заднее. Ходовые огни меняют функцию в зависимости от режима, и кроме основной функции могут превращаться в поворотники либо в индикатор заряда батареи. Сами же фары ближнего и дальнего света расположены внизу, на месте обычных противотуманок.
В верхней части руля можно заметить необычную пластиковую вставку, которая является светодиодным индикатором системы автопилотирования Super Cruise. Такая встречается на других моделях GM, в частности Cadillac. В дополнении к обычным камерам и радарам автопилот опирается на данные высокоточных 3D-карт местности. По сути, автопилот включается тогда, когда едет по заранее отсканированной трассе. Система позволяет полностью убрать руки с рулевого колеса.
Несмотря на исполинские габариты автомобиля, всегда найдется страхующая камера, позволяющая заглянуть в любой уголок. Всего камер 18, включая две на днище, направленные вперед и назад. Их даже можно ополоснуть «омывайкой» в случае загрязнения.
На втором ряду все стандартно: диван, складывающийся в пропорции 70:30, под которым можно спрятать инвентарь, отдельная зона климата, и по старой традиции марки GMC, в спинках сидений есть небольшие тайнички. Кстати, ещё одной фирменной фишкой марки является система трансформации заднего борта, который можно превратить в лестницу для входа в грузовой отсек либо изменить конфигурацию борта для перевозки длинномеров.
Если вы когда-либо разгонялись «в пол» на электромобиле, то самим фактом быстрого разгона вас не удивить. Однако, Hummer и в этом случае не похож ни на кого из электросемейства. «Страшно» — так одним словом можно описать ощущения во время старта в режиме «WTF». Hummer приседает на заднюю ось, задирает нос и мчит вперед во весь опор. В таком режиме набрать «сотню» он может за 3,1 секунды, хотя обычно это занимает около 4,9. Тишины в салоне тоже не ждите. Шум ветра вперемежку с шумом колес и «космическим» воем на какой-то момент заставляют забыть, что это электромобиль.
Первое о чем думаешь, когда четырехтонная махина набирает ход, это как быстро она сможет остановиться. Тормозной путь Hummer EV со скорости 113 километров в час составляет 64 метра, что многовато даже по меркам тяжелого пикапа. Видимо, понимая всю опасность тяжеловесного снаряда, максималку Хаммера ограничили на уровне 106 Миль в час (170 км/ч). На остановку с этой скорости потребуется уже больше 160 метров — полтора футбольных поля.
На бездорожье Хаммер может многое. Независимая подвеска на двойных поперечных рычагах по кругу, плоское днище, которое защищает батарею и попутно увеличивает жёсткость кузова на кручение. На передней оси с единственным электромотором имеется межколёсный дифференциал TracRite от компании AAM, который по команде электроники может быть заблокирован на 100%. На задней оси, где два электромотора, дифференциал не нужен, скорость вращения колёс синхронизируется электроникой. Передняя блокировка автоматически отключается на скорости выше 15 миль в час, а задняя программная доступна до скорости 50 миль а час в режиме Terrain.
Дорожный просвет достигает 404 мм. Пикап способен заехать на вертикальный уступ высотой 460 мм и забраться на уклон до 60% как передним, так и задним ходом. Мощные буксировочные проушины и универсальные 35-дюймовые шины Goodyear Territory MT на 18-дюймовых дисках в сборе весят 45 кг каждое. В виде опции предлагаются 37-дюймовые шины и около 200 аксессуаров, в том числе лебёдки и дополнительная светотехника.
Помимо вида с камер, медиасистема дает информацию об углах поворота колес, высоте кузова, ускорении, давлении в шинах, угле наклона и высоты над уровнем моря. Системы подкачки колес у электропикапа нет, но стравить воздух до нужного давления можно: достигнув заданного значения, Hummer просигнализирует гудком.
Очевидно, и в качестве вездехода Hummer имеет недостатки. Это большая масса, длинная колесная база и, конечно, «моральная проходимость». Не думаю, что найдется много желающих кинуть в бездорожье электромобиль стоимостью более 100 тысяч долларов, хотя будут и более доступные версии.
Hummer EV3X за $99 995 должен начать производиться осенью 2023-го. Он также получит три электромотора, но отдача составит 811 л.с. и 12 880 Нм, а расстояние на одной зарядке уменьшится до 483 км. Весной следующего года в продажу поступит EV2X стоимостью $89 995, но моторов будет два (634 силы, 10033 ньютон-метра) и аналогичный запас хода (483 км). Самым же доступным окажется Hummer EV² за $79 995. У него не будет пневмоподвески и полноуправляемого шасси, он получит двигатели от версии EV2X той же мощности, но аккумуляторы (рабочим напряжением 400 В вместо 800 у остальных модификаций) смогут обеспечить 402 км на одной зарядке.
Пока все эти версии лишь строчки на сайте, ведь GM не может доставить даже первую партию Edition 1 своим покупателям. Тем временем конкуренты не стоят на месте. Rivian уже отдал более 40 тысяч машин своим покупателям и постоянно наращивает темпы. Ford F-150 Lightning пусть и имеет более 200 тысяч предзаказов, но пока с трудом справляется. В прошлом году Форд смог отдать покупателям лишь 16 тысяч электропикапов.
В любом случае конкуренция обостряется, и покупатели пока видят в Хаммере дорогую игрушку, потребляющую кучу электричества, нежели машину для реальной жизни. При этом дефицит помогает держать высокую цену на сером рынке. Возможно, рано или поздно GM признается, что отгрузить все 90 тысяч предзаказанных пикапов они не смогут никогда, и Hummer в очередной раз впадет в летаргический сон до лучших времен. /m
МашинаHummer EV Edition1НравитсяДорогая мужская игрушка, приносящая радостьНе нравитсяОгромный, тяжелый и вовсе не утилитарныйВердиктНаигрался = перепродал с выгодойДвигательэлектро, три мотора, 1014 л.с., 1392 НмТрансмиссияОдноступенчатаяЦифры0–100 км/ч — 3,1 с, н.д.Вес4103 кг
Подробные технические характеристики
Hummer EV Edition1 Тип двигателей электрические Суммарная макс. мощность, л.с. 1014 Суммарный макс. момент, Нм 1392 Макс. момент на колесах, Нм 15591 Тип привода полный Коробка передач одноступенчатая Передняя подвеска пневматическая, на двойных поперечных рычагах Задняя подвеска пневматическая, на двойных поперечных рычагах Габариты (ДхШхВ), мм 5507х2201х2060 Колесная база, мм 3445 Дорожный просвет, мм 257–404 Снаряженная масса, кг 4103 Разгон 0–100 км/ч, с 3,1 Макс. скорость, км/ч н.д. Запас хода, км 529 Емкость батареи, кВтч 212,7 Цена в США, USD 112 500
Шкаф с сюрпризом: Hummer H2 празднует 20 лет
Ford Bronco: тестируем главный автомобильный дефицит Америки
Мы их потеряли: автомобильные марки США, которых больше нет