Войти в почту

Расширение границ: производство российских автомобилей в Африке

В конце сентября появилась информация, что в Эфиопии возможно будет запущено производство российских автомобилей. При этом все еще существуют сложности в логистике экспорта деталей и машин в целом. Эксперты, опрошенные ТАСС, рассказали, к чему приведет строительство нового завода, будут ли востребованы российские электромобили в Африке и как изменится сфера автомобилестроения после увеличения отечественных машин на континенте. 

Расширение границ: производство российских автомобилей в Африке
© ТАСС

Перспективы производства

Эфиопия откроет на своей территории производство российских автомобилей Lada для африканского рынка, рассказал посол Эфиопии в РФ Чам Угала Уриат. "Российские автомобили Lada мы увидим в ближайшей перспективе в соседних странах, ведь они ["Автоваз"] уже подписали контракт с одной из эфиопских компаний. Эти автомобили будут производиться в Эфиопии", — отметил дипломат. По словам посла, поставки можно будет также осуществлять в соседние страны. Например, в Кению, Сомали, Южный Судан и Судан. 

В "Автовазе" ТАСС подчеркнули, что компании рынок Африки действительно интересен. Более того, глава консалтингового агентства GR Group Андрей Громов отметил, что продукция "Автоваза" давно присутствует на африканском рынке. "Российские машины просты в эксплуатации и ремонте, имеют высокую износостойкость и доступную цену. Так, большинство такси в Каире и Аддис-Абебе — это модели Lada, такие как 2106 и 2107", — пояснил эксперт. 

По его словам, прямая выгода от строительства завода есть, поскольку запуск промышленного производства связан не только с самим производством, но и с сопутствующим развитием смежных отраслей. Это сразу запустит как химическую промышленность, так и металлургию, а также пластиковую, стекольную промышленность — это целый комплекс решений, который будет исходить из необходимости создания конечного изделия. Развитие таких плотных коопераций будет помогать укреплению международных связей. "Главное — это продемонстрирует долгосрочность наших намерений. Позитивно реализованные проекты будут служить важным сигналом нашим компаниям о том, что на этом рынке можно работать и туда надо приходить", — отметил специалист.

При этом основатель консалтинговой компании Africaresearch Сергей Шейхетов рассказал, что есть части Африканского континента, которые вовсе не знают о Lada. К примеру, граждане Субсахарской Африки передвигаются на подержанных машинах марки Toyota — их около 80% от всех остальных. "Если получится запустить производство, то это даст существенный импульс к развитию экономических отношений с Эфиопией, возможно, еще с Анголой и Мозамбиком", — добавил эксперт. Шейхетов также подчеркнул, что остальной рынок Африки придется завоевывать. 

Сложности поставок

Российский экспорт осуществляется в Северную Африку и измеряется несколькими сотнями автомобилей в год. Поставляются в основном тяжелые машины и грузовой комплекс, хотя и по легковому транспорту есть продвижение. Для поставки российских автомобилей на континент нужен полный сервисный цикл: наличие запчастей, специализированных центров и возможность полноценного обслуживания, — на данный момент активного развития в этой области нет. Главная сложность, влияющая на поставки машин, — это трудная и дорогая логистика. "Самая главная беда нашего экспорта оборудования — отсутствие техобслуживания. На экспортных рынках у нас станций техобслуживания нет. Наши позиции слабые из-за высокой конкуренции по сервису, которого мы не предоставляем", — рассказал доктор экономических наук, профессор ВАВТ Юрий Савинов.

Глава "Автоваза" Максим Соколов в интервью ТАСС сообщал, что производство автомобилей в Африке зависит от скорости восстановления цепочек взаиморасчетов — это один из ключевых моментов, тормозящих развитие экспорта. "Мы совместно с Минпромторгом РФ при поддержке экспортного центра потихонечку развязываем эти клубки вопросов", — поделился Соколов. По его словам, в следующем году экспорт продукции "Автоваза" вырастет уже многократно. Вероятнее всего, передовыми странами в области экспортных потоков станут Египет, Алжир, Марокко, Нигерия, Гана и отчасти Эфиопия.

Также глава "Автоваза" не исключает интерес и к югу Африки. "На встрече с послом ЮАР мы говорили о возможности нашей совместной консолидации усилий в части, может быть, даже продуктовой линейки с правым рулем для левостороннего движения, которое в большинстве стран Южной Африки, включая ЮАР", — добавил он.

Громов подчеркнул, что сфера автомобилестроения активно изменяется, но чем больше становится наших поставок, тем сильнее удешевляется сырье, развивается рынок запчастей, появляются новые поставщики. "В данном случае мы говорим также о локализации некоторых технологий, которые могут быть также доработаны, исходя из условий рынка, местными, что может привести даже к дополнительному развитию технологии, помимо снижения стоимости", — сказал эксперт.

Однако, по мнению директора программы магистратуры по организационной психологии университета Мапуту Жозе Матемулане, перспективы легкового автомобилестроения не очень велики. "Есть большая конкуренция с японскими подержанными машинами, плюс большая нехватка дорог, но это хорошее начало для подготовки почвы и кадров в машиностроительной и транспортной отрасли на континенте", — отметил Матемулане. По его словам, выгода для России от производства автомобилей на континенте будет состоять в диверсификации и расширении рынка, а также закладывании фундамента для всестороннего стратегического сотрудничества. Более того, это гарантия подготовки компетентных кадров для других областей машиностроения.

Транспортная система в Африке

Между отдельными регионами Африки есть различия в развитии транспорта и дорожной инфраструктуре. Лидером является Южная Африка, а именно ЮАР: в этом регионе количество автомобильных и железных дорог превышает аналогичные средние показатели других стран континента.

Состояние транспортной системы в Африке находится в зачатке, много чего нужно сделать: логические узлы, развязки, налаживание связи между странами континента, отметил глава GR Group Андрей Громов. "Большинство дорог все еще грунтовые, дорожное движение не отрегулировано, но, несмотря на то что проблем достаточно много, ситуация улучшается стремительно. За последние годы произошел большой логистический рост. Чем больше будет строиться заводов, которые оставляют добавочную стоимость на континенте, тем больше будет строиться энергетической, транспортной, инжиниринговой и социальной инфраструктуры", — рассказал эксперт. 

Транспортная система в Африке все еще оставляет желать лучшего, добавил Жозе Матемулане. "Тем не менее ежегодно какое-то количество строится, но явно далеко от нужного", — подытожил он.

Более того, в 2022 году посол Уганды в России Мозес Кизиге сообщал, что из Уганды могут запустить поставку африканских машин в РФ. По его словам, его страна является лидером на континенте по производству электромобилей, которым занимается государственная компания Kiira Motors.

Прогнозы экспертов

"Большое будущее мне видится в инвестициях в развитие общественного транспорта в Африке", — рассказал Матемулане. По его мнению, это поможет разгрузить африканские города, и за счет густонаселенности стран можно будет возвратить инвестиции при доступной цене на проездной билет. При этом африканцы хотят доступный по цене и качественный транспорт с учетом инфраструктуры дорог континента, до электротранспорта еще далеко.

В отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ) указано, что автомобильный сектор готов для новых инвестиций, усиленных Африканской континентальной зоной свободной торговли (AfCFTA). На континенте существует среднегодовой спрос на 2,4 млн легковых автомобилей и 300 тыс. коммерческих. "Африка может стать одним из ключевых регионов для продвижения устойчивой мобильности за счет использования ВИЭ по мере роста спроса на электромобили и автомобили. Электромобили в настоящее время составляют менее 1% продаж в ЮАР, но спрос растет, поскольку некоторые из основных торговых партнеров Африки запретили продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. Уже существуют пилотные проекты по экологически чистым автомобилям в Руанде, Египте и Южной Африке, а стартапы в области электронной мобильности появились по всему континенту", — отмечено в тексте.

Сергей Шейхетов добавил, что электромобили в Африке — дело отдаленного будущего, кроме ЮАР. "Скорее на континенте был бы востребован автомобиль на природном газе — сейчас этот вопрос власти стараются продвигать, в некоторых странах существует государственная поддержка", — отметил он.

Россия и Африка рассматривают комплексную программу развития на двустороннем уровне. Важно прийти к соглашению: что, где, когда и как нужно строить, это запустит дополнительные стимулы в области развития инфраструктуры, считает Громов. "Развитие будет идти колоссальными темпами, ведь многие российские компании в ближайшее время уже собираются работать по крупным инфраструктурным проектам континента. Тогда, как следствие, будет развиваться мелкий и средний рынок", — подчеркнул эксперт. Виктория Конева, Татьяна Сахно