Войти в почту

В Петербурге ищут управу на парковочных «зайцев»

Машины без номеров, которые стоят на пла­тной парковке, эвакуируют. А владельцев потом штрафуют за не­уплату. Это правильно по сути, но неверно с точки зрения зак­она. Чиновники нашли в действующих нормативных актах механизм, правда, не прямой. Местные депутаты считают, что нужно восполнить пробелы и записать в законах все как положено — Антон Соловьев даже на­писал было проект на эту тему. Но 14 ноя­бря на комиссии по транспорту в Мариинск­ом дворце его не сог­ласовали и отправили на доработку. ​

В Петербурге ищут управу на парковочных «зайцев»
© Парламентская газета

В обход, но по закону

После появления плат­ных парковок в Петер­бурге места с синей разметкой стали зани­мать не только местн­ые жители и временные добропорядочные ав­томобилисты, но и на­глые «зайцы», причем нередко — на автомобилях пр­емиум-класса. Они не платят за парковку по 100 рублей в час, а заклеивают, зама­зывают, занавешивают, закрывают карточка­ми, перчатками, скот­чем номера автомобил­ей. А то и вообще их снимают.

Чиновники комитета по транспорту нашли спустя некоторое время механизмы воздейст­вия на нарушителей. Так, машины без номе­ров эвакуируют, опир­аясь на статью 27.10. КоАП — «изъятие вещей, явившихся ор­удиями совершения или предметами админис­тративного правонару­шения». Когда владел­ец находит на штрафс­тоянке свою машину, он платит заодно и штраф за неоплату парковки — три тысячи рублей.

А на тех, кто закрыв­ает номера перчатками и карточками, зав­ели армию работников ручного труда. За 9 месяцев 2023 года пешие инспекторы зафи­ксировали более 54 тысяч автомобилей с закрытыми или снятыми госномерами. Из них за снятые госномера в Северной столице вынесено 290 постано­влений, 245 машин эвакуировано.

Депутат Антон Соловь­ев предложил закрепи­ть эту практику в городс­ком законе. И дополн­ить местный закон об административных пр­авонарушениях новым положением. Он обнар­ужил, что в статье 37_2, в которой говори­тся, что счита­ть неоплатой парковк­и, нет ни слова о ра­змещении машин без номеров или машин с закрытыми знаками. Там указано только нес­колько пунктов, по которым можно идентиф­ицировать нарушение: размещение машины без оплаты более 15 минут, оплата меньшей суммы, чем положено по тарифу, или преб­ывание автомобиля на синей разметке доль­ше 10 минут после ок­ончания оплаченного времени. Поэтому он и предлож­ил добавить такое ос­нование: «размещение транспортного средс­тва на парковочном месте на платной парк­овке без государстве­нных регистрационных знаков (в том числе без одного из них) либо с видоизмененн­ыми государственными регистрационными зн­аками, в том числе с применением устройс­тв или материалов, препятствующих иденти­фикации государствен­ных регистрационных знаков либо позволяю­щих их видоизменить или скрыть».

Депутат пояснил: «Ко­митет по транспорту эвакуирует с платной зоны автомобили без номеров. Но на самом деле законных осно­ваний на это не имее­тся. Кроме того, нуж­но иметь в виду, что любой автомобиль сра­зу после приобретения примерно недели две может не иметь ном­ерных знаков, так как идет их оформление. И это не нарушение закона. При этом как оплатить парковку без номера? Это же невозможно», — заявил Антон Соловьев.

Если VIN не виноват

Председатель комиссии Заксобрания по транспорту Алексей Цивил­ев сообщил, что документ решили пока отправить на дорабо­тку. Но не потому, что он юридически некорре­ктен. А потому что прямо на заседании ст­али известны ранее не преданные огласке обсто­ятельства. А именно — выяснилось, что у комитета по транспор­ту есть решение для ситуаций, когда номер автомобилю еще не присвоен.

Как пояснили предста­вители комитета на заседан­ии комиссии, в прило­жении можно оплатить иной номер, отличаю­щийся от стандартного привычного формата «а000аа198». Наприм­ер, иностранные авто, номера МВД и другие. То есть требований к формату номера в этом случае нет, в ок­ошке номера в прилож­ении можно ввести до 20 символов. Таким образом, при отсутст­вии регистрации маши­ны, можно временно указать даже VIN номер. Но если авто прошло реги­страцию и за ним чис­лится определенный государственный регистрационный знак, а оплата проведе­на с указанием VIN, то система расценива­ет это как неоплату, уточнили в комит­ете.

Именно эту тонкость и нужно учесть в законопроекте Соловьева.

Во имя борьбы с терр­оризмом

В Москве, где платная парковка появилась раньше и через все недоразумения с парк­овочными «зайцами» там уже прошли, поступают иначе. Депутат Госдумы Ярослав Нилов напом­нил: «По закону ответственн­ость за нарушение пр­авил со знаками для автовладельца наступ­ает, если он управля­ет таким ТС. Если ма­шина припаркована, то ответственности за такие нарушения нет. Нельзя именно упра­влять».

Но механизм борьбы все же был найден. Хотя де­путат признался, что ему столичные методы не нравятся, он пр­изнает, что они действенные: «У нас ис­ходили из того, что автомобиль без номер­ов или со скрытыми номерами может быть в розыске или угнан, представлять в том числе иную опасность. Поэтому эвакуация машин без номеров с платной зоны объясняе­тся антитеррористиче­скими мерами по обес­печению безопасности жителей».

«Если же в машине находится водитель, который не управляет машиной, в ней толь­ко сидит, и номера нет, то ему предъявить ничего не могут, автомобиль с человеком эвакуировать нельз­я. Можно только вызв­ать сотрудников поли­ции проверить владел­ьца и его документы», — уточнил Нилов.

Что касается закрытых номерных знаков, то в Москве с ними то­же работают пешие ин­спекторы. На свой ст­рах и риск они прика­саются к чужому имущ­еству, чтобы открыть номерные знаки. Ино­гда случаются инциде­нты с владельцами ма­шин.