Почему рано уравнивать цифровые и бумажные водительские удостоверения

В России пока не готовы приравнять цифровые водительские права к бумажным. Несмотря на то что получить электронную копию основного документа автовладельцы могут еще с 1 октября 2022 года через специальное приложение «Госуслуги Авто», нерешенным остается целый ряд серьезных вопросов. Их сущность и пути решения обсуждали участники круглого стола «Цифровое водительское удостоверение на право управления транспортным средством: законодательные аспекты», который прошел во вторник, 21 ноября, в Совете Федерации.

Почему рано уравнивать цифровые и бумажные водительские удостоверения
© Парламентская газета

Постановление готово, изменений нет

Как сообщил на заседании член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, автовладельцы новинку оценили.

«В Минцифры нам сообщили, что пользователи уже загрузили на «Госуслуги» больше четырех миллионов электронных СТС и почти два с половиной миллиона электронных водительских удостоверений, — отметил Башкин. — Я сам перед нашей сегодняшней встречей этот сервис на себе протестировал — очень удобно и быстро, все процедуры заняли всего две-три минуты».

Вместе с тем в действующем законодательстве есть коллизия: получить-то электронные права можно, а вот где их применять — непонятно. Водитель, даже имея цифровую копию документа, все равно обязан возить с собой бумажный оригинал. А сотрудники Госавтоинспекции имеют право его потребовать. И если удостоверения «в бумаге» у человека вдруг не окажется, он вполне может получить штраф по статье 12.3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения», и никакие электронные версии его от этого не спасут. Штраф сам по себе небольшой — всего 500 рублей, но все равно неприятно.

«Госавтоинспекция не так давно заявляла, что готова к введению возможности предъявления электронных прав без их подтверждения на носителе, — подчеркнул сенатор. — Существует проект постановления об уравнивании цифровых и бумажных удостоверений, который уже прошел все согласования и готовится к внесению. Однако пока что в действующем законодательстве изменений нет».

Проблемы с техникой и безопасностью

Причин на то, отметили участники обсуждения, достаточно. Так, например, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков заявил, что пока непонятно, как в случае такого перехода разрешать конфликтные ситуации.

«Сегодня, если удостоверение не предъявлено, это проблема водителя, — констатировал Кадаков. — Но допустим, мы перешли на цифровые права. И по какой-то причине инспектор не может их проверить: база у него не обновилась, например, или зависла. Чья это будет проблема и как ее решать? Удерживать водителя, отпускать? А если найдутся умельцы, которые подделают цифровые права — например, сгенерируют ложный QR-код? Как инспектор проверит его соответствие? И какое наказание в этом случае будет предусмотрено за фальсификацию удостоверения? На эти вопросы ответов пока нет».

Возможна при этом и другая ситуация: к примеру, у инспектора может не сработать сканер QR-кода. Или какой-нибудь нерадивый водитель снизит яркость на своем смартфоне так, что устройство не сможет его прочитать. Здесь все еще сложнее — ведь формально-то законное требование сотрудника ГИБДД выполнено! Заставлять человека увеличить яркость? А на каком основании? Или прописывать в грядущем постановлении оптимальные параметры устройств и для инспекторов, и для пользователей, чтобы их синхронизировать?

Не забыли участники обсуждения и про сохранность персональных данных. Ведь чем их больше — тем более лакомым куском они становятся для мошенников и хищников покрупнее. Так, руководитель рабочего аппарата уполномоченного по правам человека Владимир Лозбинев напомнил историю теракта, в ходе которого погибла Дарья Дугина.

«Ее персональные данные террористы приобрели всего за три тысячи рублей как раз у инспектора ГИБДД, который имел доступ к информационной системе ведомства, — подчеркнул Лозбинев. — Поэтому в ходе работы над цифровым профилем граждан, в который входит и цифровое водительское удостоверение, всем заинтересованным ведомствам необходимо проработать большое количество вопросов, связанных в первую очередь с безопасностью личных данных».

В конце участники обсуждения сошлись на том, что пока уравнивать цифровые и бумажные права нецелесообразно: слишком много важных нюансов и нерешенных вопросов это вызовет. Как отметил в заключение дискуссии Александр Башкин, все собранные нв ходе круглого стола идеи и предложения соберут в единый документ, который позже направят в Правительство.