Войти в почту

Горбатая «консервная банка», ставшая легендой: пять фактов, которых вы не знали о «Запорожце»

Автомобиль с завода сельхозтехники В конце 50-х годов генсек СССР Никита Хрущев решил «догнать и перегнать» Америку по числу автомобилей на душу населения. Так вслед за малометражными квартирами – «хрущевками» появились малогабаритные машины. Московскому заводу малолитражных автомобилей поручили разработать модель на основе «Фиата-600», но у него не хватило мощностей. Поэтому в 1958 году Совет министров СССР решил поручить создание новой машины Запорожскому заводу сельскохозяйственной техники «Коммунар», причем без остановки основного производства. На тот момент у завода не было ни своих инженеров, ни разработок. Запорожское предприятие, основанное голландцем Авраамом Коопом в 1863 году, с самого начала производило сельскохозяйственную технику. В 1923 году завод был национализирован, и на «Коммунаре» стали собирать комбайны и тракторы. Наконец, в 1961 году его окончательно переименовали в Запорожский автозавод. Мотор от амфибии Двигатель пришлось выбирать из набора готовящихся к выпуску заготовок. Нашли подходящий мотор довольно быстро – однако НАМИ-Г был изначально разработан не для гражданских нужд, а для легкой десантируемой амфибии, то есть – плавающего военного вездехода. Из-за этого сзади у него был расположен масляный радиатор, а ограничения на уровень шума отсутствовали, поэтому во время работы мотор издавал оглушительный треск. Кроме того, из-за V-образного расположения цилиндров двигатель не помещался по высоте в моторный отсек, и дизайн авто пришлось менять. Тем не менее на тот момент это был передовой образец. Осторожно, двери открываются В ноябре 1960 года была выпущена первая партия новых «Запорожцев». Однако почти все водители сразу признали машины крайне неудобными. У них фактически не было багажника – вместо него на ЗАЗ-965 спереди находились бензобак, запаска, грелка с водой для омывателя и набор инструментов. В связи с необычной формой кузова автомобиль быстро получил прозвище «Горбатый». Задняя часть машины была похожа на горб, так как из-за конструкции мотора капот пришлось изогнуть. Во время работы двигатель издавал оглушительный шум. Летом он перегревался, а зимой с трудом заводился. Из-за постоянных перегревов большинство владельцев «горбатых» автомобилей летом ездили с капотом, приоткрытым с помощью распорки подходящего размера. Автомобиль разгонялся медленно, в салоне было тесно. Но главным минусом стали двери с задними петлями, которые могли открыться на ходу. Это было очень опасно, так как после этого машина полностью теряла управление. При этом стоит упомянуть, что только на ЗАЗ-965 в то время была установлена автономная печка, которой не было ни на одном другом советском автомобиле, даже на «Москвичах» и «Волгах»! Не было необходимости гонять мотор, чтобы обогреть салон. Кроме того, у этого автомобиля было уникальное плоское днище, которое позволяло ему преодолевать препятствия на дороге, где «садились на брюхо» остальные машины. Еще одной особенностью ЗАЗ-965 был шестизначный одометр (счетчик пробега), который измерял расстояние с точностью до сотен метров! Однако большинство других автолюбителей не верили в это и презрительно заявляли, что старые «запоры» проехали намного больше, чем думают их владельцы. Странные модификации На базе первого «горбатого» автомобиля конструкторы умудрились выпустить несколько интересных и неожиданных модификаций. Например, создали специальный «Запорожец» для людей с ограниченными возможностями. Затем был разработан пикап 965-П, предназначенный для использования на внутризаводской территории. Это был пикап с задним расположением двигателя, попробуйте себе это представить! Из-за этой специфики и небольшого тиража у него даже не было дверей. Впрочем, для массового рынка эта версия все равно не предназначалась. Кроме того, существовал автомобиль 965-С, предназначенный для сбора писем. У него был руль справа и заглушки вместо задних окон. В это трудно поверить, но была разработана даже экспортная модификация! 965 АЭ отличался от других моделей более качественной отделкой и шумоизоляцией, а в салоне были пепельница и радиоприемник. Версия получила имя ЗАЗ «Ялта» (ZAZ Yalta) и экспортировалась за границу. По некоторым данным, в другие государства было продано до 5000 таких автомобилей. «Ушастая» малолитражка Второй, долгожданный 966-й «Запорожец», увидел свет в 1966 году. Теперь двигатель развивал уже 27 лошадиных сил вместо прежних 22, а внешний вид машины стал более привлекательным, хотя о «лупоглазом» дизайне до сих пор ведутся споры. Судя по старым чертежам, облик нового «горбатого» мог быть еще эпатажнее. Инженеры задумывались о хромированных элементах и вычурных передних крыльях, но в конечном итоге отказались от этих идей. Характерные воздухозаборники по-прежнему находились по бокам, напоминая ушки. Благодаря им автомобиль приобрел невероятно милый вид, и когда в 1969 году вышел мультфильм о крокодиле Гене, автолюбители тут же назвали эту модель «Чебурашкой». Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, сколько будет стоить новый «Москвич 6». Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Горбатая «консервная банка», ставшая легендой: пять фактов, которых вы не знали о «Запорожце»
© РИА "ФедералПресс"