Растущие скидки: как магазины обманывают покупателей в черную пятницу

На этой неделе пройдет черная пятница — главная распродажа года. Как не попасться на удочку недобросовестных продавцов, узнала «Вечерняя Москва».

Растущие скидки: как магазины обманывают покупателей в черную пятницу
© Вечерняя Москва

Самая распространенная уловка — фейковые скидки.

— Простой пример. Экшенкамеру (небольшой аппарат для съемок в воде или движении — прим. «ВМ») за несколько недель до распродаж в интернет-магазине предлагают купить за 22 190 рублей, а к черной пятнице появляется новый ценник — 29 544 рубля с зачеркнутой «старой» ценой 41 999 рублей, — рассказывает маркетолог Денис Сидельников. — Или вот стиральную машину за две недели до распродажи продавали за 34 990 рублей, а к черной пятнице она «подешевела» до 38 799 рублей.

Еще один финт: магазины на своих сайтах используют таймеры, чтобы показать, как мало времени осталось на покупку. А фраза «последний товар» особенно сильно действует на потребителей. Их логика проста: если остался единственный экземпляр, значит, продукцию берут — она хорошая, а такую вещь по выгодной цене упустить не хочется.

— Имеет смысл не только планировать, но и анализировать покупки, — отметил эксперт.

Денис Сидельников считает, что если речь идет о технике, то новая модель вряд ли будет продаваться дешевле себестоимости: — Наценка в сегменте электробытовых приборов обычно составляет от 15 до 30 процентов. И если вы видите скидку больше 50 процентов, то это или товар из прошлой коллекции, или его плохо покупают, или продавец накрутил цены заранее.

Вообще размер реальной скидки может составлять от 5 до 15 процентов. Все, что выше, как правило, маркетинговый ход.

По данным крупнейшего отечественного сайта о технике, 75 процентов российских магазинов искусственно завышают цены перед распродажей, а накрутки по сравнению с «предраспродажными» ценами могут достигать 33 процентов.

— Главная причина в том, что наш рынок относительно европейского и американского очень маленький, — пояснил Денис Сидельников. — В США, например, какая-нибудь крупная сеть вполне может договориться с компаниями-поставщиками о снижении цен. Ведь в ходе акции будут огромные продажи, поэтому и производители, и продавцы все равно выиграют.

В России же такого не будет: у нас значительно меньше покупателей. Поэтому договориться с производителем о скидке торговой будет куда сложнее. Но завлекать покупателей как-то нужно.

Вот и придумывают игры с ценой, изображая «дикие скидки», которые на самом деле часто минимальные, либо это вовсе накрутка.

По мнению эксперта, задумываясь о покупке, нужно учитывать две вещи: — Первая: курс доллара к рублю снижается, а это значит, что скоро упадут и закупочные цены на технику. Есть вероятность, что она станет немного дешевле. Второй момент: впереди киберпонедельник — это онлайн-распродажи в конце января. То, что не купили в «черную пятницу», можно купить через два месяца и, возможно, даже немного дешевле, — пояснил Денис Сидельников.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов:

— Принимая решение о покупке, нужно смотреть не на размер скидки, а на цену товара. Вы готовы заплатить за этот телевизор, скажем, 20 тысяч рублей или нет? Вот так нужно ставить для себя вопрос. Второе, о чем нужно себя спросить: а мне эта вещь точно нужна? Третье: желательно собрать информацию о товаре, почитать отзывы.

КСТАТИ

Есть много интернет-сервисов, позволяющих узнать, как менялась цена товара и не дурят ли вас со скидками. Shopintab, Priceva, Pricing.su, mvmonitor.ru, LogPrice, PriceGuard, LaMonitor и другие.