Войти в почту

Игроки рынка микромобильности рассказывают, какие инициативы власти меняют индустрию к лучшему, а какие - кажутся излишними

Кикшеринг набирает все большую популярность - сервисы расширяют возможности, увеличивают транспортный парк и совершенствуют устройства. В 2023 операторы работают более чем в 100 городах РФ, а московские самокаты являются одними из самых современных в мире. Как власти регулируют индустрию и движение на СИМ, рассказываем в статье.

Игроки рынка микромобильности рассказывают, какие инициативы власти меняют индустрию к лучшему, а какие - кажутся излишними
© Российская Газета

Действующие правила

С 1 марта в силу вступили поправки в ПДД, разработанные Минтрансом. Нормы формировались рабочей группой совместно с сервисами кикшеринга, профильными организациями и ведомствами. Правила регламентируют передвижение на электросамокатах, фиксируют их роль в транспортной системе, разъясняют права и обязанности по отношению к другим участникам движения. Например, на СИМ не разрешается развивать скорость выше 25 км/ч и выезжать на автомагистрали, а пешеход имеет приоритет при совместном движении. Также в ПДД впервые появились дорожные знаки для СИМ.

За нарушения могут оштрафовать по статье 12.29 КоАП "Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения". Штраф - 800 или 1,5 тысячи рублей, если нарушение совершено в пьяном виде. Это действующая норма, но она еще может поменяться в рамках нового КоАП, над которым работает Минюст. Кроме того, штрафовать пользователей могут и сами сервисы, согласно собственной оферте.

Новые предложения

Фото: Антон Денисов/ РИА Новости

В июле 2023 года Минтранс анонсировал доработку законов, касающихся СИМ. Так, министерство создало дорожную карту мероприятий по безопасному использованию средств индивидуальной мобильности. Она состоит из 27 пунктов, направленных на усиление контроля и безопасности СИМ. Сейчас речь идет о планах на 2023-2025 годы.

Для начала власти хотят уточнить самое понятие "СИМ", "электровелосипед", "мопед" и "мотоцикл". Кроме того, в ПДД добавят термин "лицо, использующее для передвижения СИМ", понятие "опережение пешехода" и правила остановки и стоянки для такого вида транспорта. ГИБДД сможет останавливать пользователей СИМ и велосипедистов, чтобы проверять уровень алкоголя в организме. Также появится знак "Парковка электросамокатов".

"Под СИМ понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя - электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. При этом ключевыми параметрами СИМ, влияющими на безопасность передвижения, являются масса и скорость СИМ" - говорится на сайте по Минтранса.

Помимо этого информацию о частных СИМ планируют вносить в специальный реестр. Предполагается, что введут госуслугу подобную постановке машины на учет. Также в дорожной карте предусмотрен контроль за движением средств микромобильности, ведь это напрямую влияет на безопасность на улицах и дорогах.

Инфраструктура

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В числе важных пунктов программы - организация парковок и выделенной инфраструктуры для СИМ. Выделенная - то есть исключительно для устройств микромобильности: велодорожки разделят потоки СИМ, пешеходов и машин. Разработкой и планами займутся регионы. Сервисы кикшеринга могут им в этом помочь, ведь они собирают данные о дорогах, их покрытии и популярных маршрутах.

Например, у Whoosh есть исследование основных городских магистралей микромобильности. Каждый самокат компании оснащен IoT-модулем, который знает, где находится транспортное средство, - так удалось построить карты городов-миллионников и наглядно показать, где чаще всего ездят на СИМ. С помощью таких инструментов можно увидеть, где есть широкая дорога, где только узкий тротуар, а где вообще приходится ехать по обочине или проезжей части.

Мнение экспертов

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Сергей Лаврентьев, SVP GR Whoosh: "Именно частные средства микромобильности сейчас находятся "в тени": их скорость нельзя контролировать системно в отличие от кикшерингов, а реестр владельцев пока не создали. На самокатах сервисов совершают сотни миллионов поездок каждый год, в то время как число ДТП доходит лишь до нескольких десятков. Выходит, соотношение числа инцидентов к количеству поездок исчисляется тысячными процента. Фактически шеринговый - контролируемый - транспорт является одним из самых безопасных в мире.

Несмотря на конструкционную и программную безопасность шерингового транспорта, еще до введения новых ПДД операторы занялись просветительской работой. Например, открыли школы вождения самокатов. Мы запустили проект первыми в стране, еще в 2021. За это время бесплатное онлайн- и офлайн-обучение прошло более 2 млн человек".

Виталий Гаевский, профессор МАДИ: "Существующее определение СИМ оставляет "серые зоны" в законе: ГИБДД может относить к этой категории любые мототранспортные средства, в том числе мопеды и одноместные мотоциклы. Так, в статистику ДТП с участием СИМ за 9 месяцев 2023 попали электромопеды и электромотоциклы, что я считаю недопустимым, ведь это искажает действительность. Вследствие чего опасность СИМ искусственно завышена, тогда как на мопеды и мотоциклы приходится более 50% несчастных случаев. И это неудивительно: они быстрее и тяжелее электросамокатов - значит, ДТП и их последствия более серьезные.

Статистика происшествий искажена. Когда в отчете говорится об автомобилях, указывается, сколько человек они сбили. Когда же речь идет о СИМ, ГИБДД пишут: "число пострадавших с участием СИМ"! То есть в эту графу попадают и сами водители СИМ, которые могли попасть под колеса автомобиля, и пешеходы, пострадавшие в инцинденте с участием компактного транспорта".

Номера для СИМ

Фото: Антон Денисов/ РИА Новости

У арендных средств уже есть идентификационные номера, а также каждое устройство отслеживается по геолокации. Это помогает разобраться в случае инцидентов. В связи с этим дополнительная регистрация прокатных самокатов кажется ненужной, а вот учет частных СИМ позволит обеспечить должный контроль.

Частная же техника не подлежит никакому учету, ее нельзя идентифицировать при помощи камер видеофиксации, а значит, ее владельцы редко отвечают за нарушения по букве закона. С появлением реестра СИМ и обязательных номеров эта проблема исчезнет.

СИМ крупных операторов контролируемые: сервисы ведут внутренний учет не только по номерам на самокатах, но и в виртуальной системе, отслеживающей геолокацию устройств. Также кикшерингам известно, кто и когда пользовался транспортом, - нарушителей легко идентифицировать.

Другие меры операторов

Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости

Кикшеринги предлагают страхование здоровья и имущества на время поездки. Страховку можно оформить в приложении, расширенная услуга стоит всего 35 рублей за аренду. В приложении же есть инструкция, что делать, если наступил страховой случай. К таким относится таже падение телефона во время поездки, а покрытие распространяется как на ущерб здоровью и имуществу пользователей сервиса, так и на вред третьим лицам.

Помимо прочего кикшеринги сотрудничают с местными властями и ограничивают движение на некоторых улицах. Это делается для безопасности всех участников дорожного движения, такие зоны называются медленными. Обычно это самые оживленные улицы и парки, где самокаты не могут ехать быстрее 5−15 км/ч. Замедление происходит программно: когда устройство попадает в соответствующую координату, специальный датчик сообщает об этом и скорость автоматически снижается. Поскольку частные СИМ не подключены к общей системе, их владельцы сами решают, сбрасывать скорость или нет.

А до вступления поправок в силу операторы вводили собственные правила, чтобы поездки были комфортными и безопасными. Например, штрафовали за поездки вдвоем, запрещали аренду несовершеннолетним. Эти правила продолжают действовать и сейчас. В некотором смысле операторы идут на опережение: вводили собственные ограничения до разработки соответствующих законов и продолжают это делать. Так, в этом году один из игроков оборудовал самокаты шлемами в Москве, Санкт-Петербурге и Алматы.

Культура вождения

Фото: Михаил Воскресенский/ РИА Новости

Какие бы правила ни принимались, ответственность всегда лежит на водителях. И неважно, управляют они самокатом, велосипедом или автомобилем. Безопасность вождения зависит от всех участников дорожного движения, а также от наличия благоприятных условий для поездок. Например, необходимой инфраструктуры и просветительской работы. Вместе осведомленность, личная ответственность, наличие дорожек и парковок формируют культуру вождения.